Интересно, что нижнетагильский трамвай куда более свеж и нов по сравнению с тем, что в
облцентре. Если там до сих пор основа парка - 40-летние Татры-Т3, то тут ранее были вечные КТМ-5, но сейчас большинство вагонов - Спектр-3. Сказывается наличие в городе завода-изготовителя трамваев: он явно позаботился о том, чтобы в
родном городе трамвай выглядел достойно.
Завод УралТрансМаш, клепающий эти самые «Спектры», хотя по факту находится в Екатеринбурге, но принадлежит тому самому легендарному Уралвагонзаводу - одному из градоформирующих предприятий Тагила.
К слову сказать, до начала 10-х годов одно из трамвайных депо принадлежало непосредственно УВЗ - оно как раз находится прямо рядом с его главной проходной.
Важность трамвая для завода можно видеть и по топологии
маршрутной сети: она сформирована так, чтобы привозить к проходным людей из всех близлежащих районов.
В начале 10-х депо передали на баланс города, и сейчас тут - 2 депо и порядка 60 действующих вагонов из которых 8-10 сцеплены в системы.
Немного КТМ-5 тут ещё сохранилось, но если специально не ездить в районы, где они ходят, то даже и не узнаешь про них. По крайней мере, первый день, пока я был в центре, не увидел их, и подумал, что всё, их эра тут закончилась.
Маршрутная сеть Тагила довольно занятна! Она состоит из двух основных кустов: центрального и УВЗ-шного (названия условные). В центре есть 3 ответвления (на ГГМ, ВМЗ и ТагилСтрой), а также центральное кольцо, по которому в обе стороны ходит 3-й маршрут.
Советую на нём прокатиться в экскурсионных целях, если у вас немного времени - очень приятные виды сталинских и немного дореволюционных кварталов.
Уралвагон завод находится к востоку от центра, и сюда ведёт длинная линия по всяким унылым промзонам мимо гаражей, НТМК и всяких дочерних УВЗ-ных заводов. Ехать сюда довольно долго. Основной маршрут из центра, при этом, идёт не на завод, как можно бы было подумать, а в расположенный рядом жилой район Пихтовые Горы (12-й). Ходит он не очень часто - раз в 30-40 минут, но есть расписание, которое, в целом, выполняется.
Между этими Пихтовыми горами и Вагонкой (район, примыкающий непосредственно к УВЗ) ходит 10-ка - самый частый маршрут Тагила.
Здесь в часы пик, когда начинаются и заканчиваются смены, часты системы из 2 вагонов.
Причём, системы - как из старых КТМ-ов, так и из новых "Спектров".
Ещё одна ветка трамвая в район Северный отходит от линии между центром и УВЗ примерно в середине. Топология узла такова, что уехать с Северного можно только в сторону УВЗ, а в сторону центра нет съезда! Поэтому туда ходит только один маршрут (11) с проходной УВЗ. Район Северный - совсем мрачный и унылый, лучше туда без особой надобности не приезжать.
Вагоны в Тагиле - новые, а вот пути - довольно посредственные. Где-то трамваи идут быстро, а где-то - настоящая стиральная доска. Инфраструктура тут вообще сильно обветшала: в какой-то момент вдруг пропало электричество, и все трамваи встали.
Не знаю, как долго длился ремонт, пришлось уехать на маршрутке.
К слову сказать, кроме трамвая в Нижнем Тагиле по сути никакого нормального общественного транспорта нет: только маршрутки.
Помню, что ещё в 2008 году тут были Икарусы и ЛиАЗы-677. Сейчас не осталось ничего. Зато в большом объёме сохранились газели! Уже почти везде они поисчезали с дорог, но в Тагиле - живее всех живых.
Так что пользуйтесь тагильским трамваем!