Последние несколько лет на российских железных дорогах появляется всё больше и больше двухэтажных поездов. Появились они впервые в 2013-14 годах, а сейчас уже ими
обслуживается 26 направлений! В перспективе предполагается ими заменить плацкартные вагоны, чтобы пассажиры ездили в большем комфорте. Действительно ли двухэтажники удобнее одноэтажных плацкартов и купе? Давайте разберёмся.
РЖД любит двухэтажники особой любовью, запуская их каждый год на новых маршрутах. И вот уже подобные картины - норма.
Самый первый маршрут двухэтажного поезда "Москва - Адлер", на котором я ездил в 2014 году.
А сейчас такие составы курсируют из Москвы в Питер, Анапу, Казань, Пензу, Кисловодск, Оренбург, Петрозаводск, Самару, Ижевск; из Питера в Мурманск и Кострому, Белгород; из Ростова в Сочи.
В скором времени планируется перевести на двухэтажники маршрут "Москва - Тольятти".
На двух этажах помещается 16 купе и, соответственно, 64 места (32 - в люксе). Разумеется, хочется поехать сперва именно на 2-м этаже!
С него всё такое высокое!
Место начала Чертковского обхода на магистрали "Москва - Ростов"
Интересно, что места на первом этаже нумеруются стандартно. А вот на втором, почему-то, - с 81 по 112.
Вообще, конечно, выглядят вагоны и снаружи и внутри довольно комфортно и модно! Хочется в таком проехать, факт.
Но, разумеется, есть и нюансы. И главный из них - недостаток места. Очевидно, что двухэтажность "съедает" пространство, и если сами пассажиры ещё как-то могут с комфортом разместиться, то, вот, их багаж - уже нет! Той самой легендарной "полки над проходом" или просто третьих полок тут нет в принципе! А пространство под нижними полками ниже, чем в обычном купе (опять же, экономия на каждом сантиметре).
Обратите внимание на верх купе второго этажа. Из-за того, что оно под самой крышей, то скос вагона находится прямо над второй полкой. Если вы будете спать головой к окну, то прямо в него упрётесь! Поэтому когда я там ехал, спал головой к двери.
Кстати, тогда в 2014 мне повезло, что я ехал всю дорогу один!
А теперь представьте, что в таком купе село 4 человека с сумками, баулами, пакетами? Представьте, как они будут друг друга стеснять!
На втором этаже ещё не постоишь не помедитируешь на проносящиеся пейзажи в коридоре. Не, ну если ты ребёнок или карлик - то можно! А если - обычный взрослый человек, то сделать это можно, лишь, присев или сильно скрючившись. Иначе верхняя кромка окна окажется в лучшем случае на уровне подбородка. Ну и классических откидных сидушек тут тоже не предусмотрели (а зря). Выходит, что эти окна на 2-м этаже вообще мало полезны.
Поэтому, для комфортного созерцания содержимого окон приходится спускаться на 1-й этаж. Но там уже не будет того чувства высоты! Кстати, в них вы будете видеть противоположную сторону: вагон так спроектирован, что купе разных этажей расположены на разных сторонах.
Ну и внутривагонная лестница придаёт небезопасности. Особенно при резких толчках есть риск полететь с неё. Опять же, усложняется процесс посадки с тяжёлыми вещами: даже если вы их дотащили без лестниц до платформы, то внутри самого вагона по-любому без преодоления ступенек чемоданы не донести до купе. А представьте какого ходить в вагон-ресторан? Постоянно вверх-вниз придётся перемещаться.
Кстати, о вагоне-ресторане! Он тоже устроен интересным образом. Внизу обычно - бар и кухня.
В принципе, он даже выиграл - засчёт того, что теперь ему предоставлено два этажа, можно и саму кухню больше сделать и обеденный зал.
Из интересного: раздельный сбор мусора! Вот это было неожиданно!
Забавно, что над лестницей повешено зеркало. Видимо, чтобы не столкнуться с поднимающимся человеком, если у него в руках кипяток.
Кстати, о кипятке. Увы, прекрасный титан в двухэтажниках отсутствует. Вместо этого вот такой офисный автомат с полутёплой водой. Иногда отдельный кипятильник есть ещё и у проводника. Но в целом, конечно, с горячей водой тут проблема. Этот автомат быстро опустошается и долго нагревается. А представьте, что 64 человека одновременно захотели заварить себе дошираку?
Кстати, туалетов тут - 3. Т.е. примерно по одному на каждые 21 пассажира. Это лучше, чем в плацкарте (27 пассажиров на туалет), но хуже, чем в одноэтажном купе (18).
Двухэтажные поезда есть уже не только у РЖД. Второй железнодорожный перевозчик ГрандСервисЭкпресс, ездящий в Крым, тоже ими обзавёлся. Сейчас двухэтажники ходят по маршруту "Москва - Симферополь".
А в Воронеж и Брянск ходят двухэтажные сидячие поезда! Тоже интересный вариант.
Так что если подытожить, то моё мнение такое: двухэтажные поезда имеют место быть, но ни в коем разе они не должны заменять собой обычные плацкартные, да и купе. Пусть остаются и те и другие. У двухэтажников есть своя ниша и свой пассажир, а у одноэтажников - свой. Походники, байдарочники, велосипедисты, пассажиры с животными, да и многие другие - им такие тесные купе никак не подойдут. Да и мы когда ездили, вынуждены были детскую коляску в тамбуре держать.
Проблема тут только в том, что они как раз заменяются. Там, где раньше ходили плацкарты, теперь начинают ходить двухэтажники. Вот только проблема в том, что стоят они часто дороже! Потому что это, всё же, купе, а не плацкарты, и на них не распространяются субсидии. А порой двухэтажник остаётся единственной возможностью уехать.
Одноэтажный поезд с классическими вагонами может на нужной станции не останавливаться, иметь неудобное расписание или вообще отсутствовать. Как быть условным байдарочникам и барахольщикам - не очень понятно. Сдавать всё в багажный вагон?
И если на верхние места (у тех самых скосов) стоимость билетов ещё как-то может быть сопоставимой с плацкартной, то у нижних она обычно вообще космическая.