Особенности работы троллейбуса в Махачкале

Oct 07, 2021 08:15



В России очень много городов с троллейбусом! Но сегодня у нас особо сложный случай - троллейбусная система города Махачкала. Учитывая специфику региона, можно сказать, что уже то, что троллейбус здесь дожил до наших дней - это само по себе хорошая новость! В городе, где царят маршрутки и личные тачки, выживать рогатому поголовью очень сложно. И оно именно что выживает..





Специфических проблем более чем хватает. Это и лихачащие маршрутки, дублирующие троллейбусные маршруты практически полностью. Но такое есть во многих городах.



Другая проблема - негабаритные фуры, постоянно рвущие провода. Сеть старая: натянешь сильно - лопнет, натянешь слабо - будет провисать, и кто-нибудь её обязательно заденет (соблюдением габаритов тут не особо заморачиваются, всегда можно договориться с гаишником).



Ещё из характерных особенностей Дагестана - частые отключения электроэнергии. В Махачкале очень много самостороя: каждый подключается к коммуникациям как попало, и периодически так перерубаются ведущие к подстанциям кабели. Пока энергетики найдут место (что не так просто в текущих условиях), пока устранят обрыв, пройдёт куча времени. А троллейбусы тем временем стоят без движения и пассажиров не везут.



Иногда путь «рогатым» преграждают внезапные несогласованные ремонты дорог: прорвало трубу или провалился грунт - так дорожники сразу всё перекрывают. А объехать место ремонта троллейбусы не могут. Ну и, конечно же, ДТП, которые при таком хаотичном движении случаются регулярно.



Махачкалинскому депо бы очень помогли ТУАХи. И они тут есть - пару лет назад сюда пришло 4 «Транс-Альфы». Первое время это очень выручало. Но во всех них уже сломался автономный ход, а специалисты с завода сколько не приезжают, починить не могут.



Сейчас в депо на ходу порядка 30 машин, из которых на линию выходит 16. В основном, это "Тролзы" конца нулевых годов выпуска. Конечно, это не 30-летние ЗиУ, но уже тоже машинки с солидным возрастом.



Есть немного и бывших московских машин. На линию удалось выпустить лишь небольшую их часть. Остальные подпирают забор, либо распилены на запчасти.



Очень высокая нехватка водителей: после ковида и ввода электронной системы оплаты многие уволились.





Но из хороших новостей - руководство собирается набирать группу на обучение.




Водители работают без кондукторов и сами собирают плату за проезд. Интересно, что эти 16 машин ходят аж по 5 маршрутам, из которых 2 - междугородние!



Проблема и в том, что троллейбус тут по словам работников депо, никому не нужен. Не нужен он властям, не нужен он пассажирам. Нужен ли он самим деповцам при этом - вопрос (ну пока он позволяет им существовать). Депо постоянно в долгах, как в шелках: за электричество, за налоги, за то, за сё… Власти же не спешат нормально вкладываться и как-то компенсировать его расходы: выживайте, как хотите!



Тем не менее, в 2017 году случилось уникальное событие: сеть махачкалинского троллейбуса приросла новой линией. И не просто новой - это междугородняя линия, соединяющая столицу республики с городом-спутником Каспийском. На данный момент, это - самая новая междугородняя линия троллейбуса на территории России (линия Саратов - Энгельс, запущенная в 2021 году, была, всё же, восстановлена). А Каспийск - последний на данный момент город в России, в котором появился троллейбус!



Про линию расскажу отдельно. Скажу лишь тут, что пользуется она бешеной популярностью. Если внутригородские маршруты заполняются средненько так, то «тройка» забита под завязку практически всё время! Действительно, проехать в соседний город за 15 рублей - такое мало где в России сохранилось. Так что это оказалось очень удачным проектом.



Кстати, троллейбус в Махачкале имеет даже свою топонимику! Одно из ключевых колец в городе на пересечении основных магистралей называется Троллейбусным! Здесь маршруты расходятся на все 4 стороны, и всегда можно хотя бы одну машину, но застать на фоне стелы с названием города!





Надеюсь, что тяжёлые времена для электротранспорта столицы Дагестана уйдут в прошлое, и троллейбус южного города будет только расцветать. Думаю, что опыт запуска маршрута в Каспийск должен был сказаться благотворно для этого. Если меня, вдруг, читает кто-то из руководства города - прошу вас, не дайте загнуться вашему троллейбусу: он очень красит Махачкалу. Давайте лучше подумаем, как сделать его лучше - купить новые машины, увеличить численность парка, открыть ещё новые маршруты!





Дагестан, Северный Кавказ, Махачкала, Троллейбусы

Previous post Next post
Up