Музейная конференция в трамвайном парке или вопросы реставрации ретро-техники

Apr 30, 2021 00:50


26 апреля в трамвайном парке им.Леонова, или в музее электрического транспорта прошла конференция "Популяризация технического наследия в музее". Пара десятков музейных работников собрались среди ретро-трамваев чтобы обсудить ситуацию в отрасли. Вышло, надо сказать, занятно.





Давно уже известно, что музеи старого формата а-ля "чучела мамонтов" с пыльными стендами и тётками-смотрительницами уже мало кому интересны. Мир идёт вперёд, и сейчас никуда без интерактивности. Я сам бывал во многих музеях мира, и поражался порой как их технически оснащают всякими инновационными инсталляциями: всё сверкает, кликает, можно в автоматах выбирать разные опции.. В общем, экспозиция всячески взаимодействует с посетителем. Такие музеи я видел и в Швейцарии, и в Бразилии и даже в Саудовской Аравии!



В общем то, наши музеи стараются тоже идти в ногу со временем, и про это шла дискуссия.



Нина Борисова из музея Связи Санкт-Петербурга рассказала как они привлекают детей и молодёжь и как популяризируют науку.



Большинство экспонатов в них интерактивные, можно потрогать, запустить, провести физические опыты.



Выступила и хозяйка помещения Александра Филюкова, директор трамвайного музея. Очень познавательный рассказ про ситуацию с реставрацией вагонов и троллейбусов.



Реставрация - дело очень сложное и дорогое, часто упирающееся не столько в деньги, сколько в отсутствие нужных деталей и чертежей. Кроме того, не всегда понятно, на какой момент восстанавливать вагоны - ведь их вид тоже менялся со временем. На момент выпуска с завода, или на момент окончания эксплуатации, которое могло быть спустя 30-40 лет, когда трамваи кардинально переделывались изнутри и снаружи.





Но концепция питерского музея (за которую мы его очень и любим) - реставрировать технику так, чтобы она могла ездить. При этом, музей сейчас готов выпускать технику только на парады и киносъёмки и отказался от покатушек и сдачи в аренду (как было раньше). Слишком быстро после такого трамваи ломаются, и долго и муторно потом выходит их чинить.



Хотя, конечно, "двигаться" ретротранспорт может тоже по-разному. Если там старый двигатель, то он аутентично урчит и кряхтит, но современные агрегаты уже не будут издавать тех звуков.



Для покатушек на базе музея произведены две "реплики" - с нуля воссозданные копии вагонов ЛМ-33, удовлетворяющие современным требованиям безопасности. Но об этом позже.



Другая проблема - это современные технические требования. Старые вагоны не подходят под сегодняшние стандарты безопасности (по тормозам, салону и всему), и официально на многих из них пассажиров просто нельзя возить. Музей может рисковать попаданием на штраф от какого-нибудь Ростехнадзора. Приходится вносить изменения в конструкцию, а это уже ведёт к утере аутентичности. И иногда проще действительно собрать новый просто похожий вагон.



Коллега Александры из Москвы Оксана Бондаренко. В отличие от Северной Столицы, Москва вот уже много лет не может похвастать музеем транспорта. Экспонатов много, но все они стоят на территории разных парков, и лишь изредка часть из них выгоняют на парады. Идея музея назрела уже давно, и, вот в 2023 году он должен открыться на месте 4 автобусного парка. У Оксаны действительно замечательные идеи, как сделать место ярким и интересным, вписать транспорт в антураж города в формате этого музея.



Но есть, правда, некоторые нюансы. Территория маленькая, и поместятся туда далеко не все экспонаты. На баланс будет передан лишь 61 агрегат.





Музейной техники в Москве намного больше. Остальное планируется в отдалённом будущем поставить на специальное хранилище с возможностью выезжать по особым случаям.



Да и многие эксперты и общественники высказывают опасение за сохранность большинства этих экспонатов



Другая проблема - формат музея не позволит находящимся в нём транспортам выезжать. Они там навечно замрут и уже не смогут участвовать в парадах. Это тоже большой недостаток.



Выступали представители политехнических музеев. Питерского и московского. Белиоглова Мария рассказала о ситуации с московским политехом, как он сейчас уже много лет из-за ремонта здания базируется на каком-то складе, но проводит экскурсии и даже успешно пережил ковид-эпоху. Чтобы посетители не забыли о политехническом музее, работники сделали такую онлайн-игру.

Потрясающий рассказ от работника музея Алексея Гонтарева, в котором мы находились, о том, как они восстанавливали троллейбус ЯТБ-2.



Они нашли кузов на каком-то дачном участке, выкупили, привезли его в музей, полностью собирали-разбирали, искали по всему миру стёкла, двери, сидения - в общем, всё.



Послушаешь, и понимаешь, насколько это убийственно муторное и героическое дело реставрировать ретро-вещи. Всю душу надо вложить.



Ещё один докладчик, которого я знаю заочно очень давно - Фёдор Черноусов. Фёдор уже много лет занимается реставрацией покупкой старых автобусов и их реставрацией. В его послужном списке есть и несколько ЛиАЗ-677, и ЛАЗ-695 и икарус-55.



У Фёдора свой проект RetroBus за которым я давно слежу. Я тоже когда-то пытался с друзьями заниматься подобным, мы даже покупали старые 677-е примено в те же времена, когда Фёдор и начинал. Но у нас ничего не вышло из-за отсутствия опыта, усидчивости и понимания какой-либо концепции. А Фёдор смог, он молодец!



Фёдор тоже рассказывал, как они реставрировали ЛАЗ-695 и про все трудности, с которыми им пришлось столкнуться! Отсутствие старых запчастей, отсутствие аутентичного материала для пола и сидушек. Даже пружины нужной песочночасовой формы в сидушки они специально искали повсюду. Так им хотелось максимально близко воссоздать облик автобуса даже в самых мелочах.



Поэтому, когда они перешли к Икарусу-55, то уже не стали так заморачиваться, а сделали репликацию.



Виктория Поликарпова из центра профориентации Петербургского метрополитена рассказала о своём центре, состоящем как из музея, так и из залов, где экспонаты интерактивно показывают современную работу метро.





Под конец выступил Михаил Бурцев, генеральный директор "Пассажир-ТВ" с рассказом о проекте "Туристический трамвай".В Питере уже с прошлого года действует туристический маршрут Т1, а с этого года ещё появляется новый - Т5.



В планах компании всего сделать 5-6 туристических маршрутов на трамваях и автобусах, связать их в единую сеть, запустить общие билеты и абонементы,



На этот новый маршрут Т5 и отправились участники конференции по её окончанию. Маршрут классический: Васильевский остров - Тучков мост - Кронверкский - Троицкий мост - Садовая - площадь Тургенева и назад. Помнится, парады ходили именно таким маршрутом.



На линии та самая "реплика" - вагона "Американка" (ЛМ-33). Это полностью воссозданный с нуля вагон, повторяющий антураж и, вообще, всё. Попадая внутрь, конечно, хорошо ощущаешь, что "не то". Всё новое (камеры, юсб-розетки, материалы).





С другой стороны, послушав лекцию, понимаешь уже, насколько сложно пустить настоящий ретро-вагон, и относишься к такому куда терпимее.



В музее также была минивыставка, посвящённая памяти Григория Егорова. Григорий был любителем и исследователем транспорта, собрал большой интересный архив. В конце прошлого города он скончался от коронавируса, ему было всего 32 года..



Спасибо Горэлектротранспорту Санкт-Петербурга за интересную и полезную конференцию. Сохранять культурное наследие важно для будущих поколений. Очень хорошо, что в обществе повышается интерес к техническому наследию и понимание нужности его сбережения. Картины и античные предметы - тут всё понятно. Но ведь все эти трамваи, телефоны и прочие аппараты были неотъемлемым атрибутом жизни тех эпох, окружали жителей и были встроены в их быт. Сохраняя и воссоздавая ретро-вагоны, мы можем приблизительно смоделировать хотя бы частично образ жизни наших бабушек и дедушек.



Так что пожелаем всем музеям процветания и хороших посетителей. А работникам музейной сферы успешной реставрации экспонатов! Это реально героическая работа, всяческой вам в ней поддержки!

Музеи, Санкт-Петербург, Конференции, Трамвайный парк имени Леонова, Трамваи, Транспорт

Previous post Next post
Up