Мы с вами привыкли, что по троллейбусными проводам могут ходить только сами троллейбусы. Ну, то есть, пассажирские транспортные средства на электротяге. Но, ведь, это необязательно так. Давайте подумаем, как можно ещё использовать троллейбусные провода, и какой невероятный потенциал они в себе несут.
Да, у классического троллейбуса есть очень неприятное ограничение: он не может перемещаться вне своей контактной сети. Вешать всюду провода было бы очень громоздко, а их, ведь, ещё надо обслуживать. Но увеличенный автономный ход открывает перед нами невероятные горизонты - фактически электрические автобусы теперь могут проезжать на любую улицу города, за исключением, разве что, находящихся совсем далеко от действующих линий. Единственное ограничение на трассу маршрута - она должна проходить больше, чем на 50% по электрифицированному участку.
О том, какие бескрайние возможности это даёт для расширения сети электротранспортных маршрутов, мы уже
говорили не раз, да и ещё поговорим. Сейчас же, хотелось обсудить другое - как можно контактную сеть использовать для других видов транспорта.
Факт, что куча автомобильного транспорта перемещается в пределах города, обслуживая разные сферы, и при этом почти никогда город не покидает. Конечно же, эта вся коммунальная техника: мусоровозы, снегоуборщики, поливальные машины. Почему бы их не перевести на электротягу? Они большую часть времени ездят вдоль городских улиц. Автономного хода вполне должно хватать для заезда во дворы и проезда по тем улицам, где контактной сети нет.
Туристические автобусы. Конечно, автобусы, возящие на экскурсии в Суздаль, лучше оставить дизельными. Но факт же, что многие из них катаются исключительно по столице и ближайшим окрестностям (аэропорты, пригороды). В каких-то проводят экскурсии по городу , в других- перевозят разные делегации: спортсменов, музыкантов, бизнесменов.. Скажите, вот насколько бы вам было приятнее если на экскурсии по городу вас везёт туристический троллейбус, а не автобус? :) Это была бы очень классная фишка Москвы, которой она бы могла приманивать туристов. Опять же - на большей части улиц и шоссе контактная сеть есть (опустим на время, что её уже сняли), а в какие-то закуточки подъехать: к гостинице, к музею, к ресторану, к далёкой достопримечательности - всегда есть автономный ход.
То же самое, кстати, касается школьных автобусов. Почему б им не приделать электродвигатель, штанги и пускать вдоль троллейбусных проводов?
Среднего размера грузовики, развозящие продукты и другие товары. Опять же, многие из них работают только по городу, даже в пригород не выезжают. Ну так почему бы и их не сделать электрическими? Конечно, полноценные фуры, ездящие по всей стране, было бы рановато пока электрифицировать. В Германии уже
проводятся эксперименты, но пока на практике не очень понятно как это реализовать. А вот мелкие - вполне можно.
Кстати, грузовые троллейбусы - это не какое-то ноу-хау. Они были в Советском Союзе, и довольно активно использовались. Хорошо помню, например, как у метро Пражская приходил такой троллейбус, куда можно было прийти сдать бутылки. Его так и называли "бутылочным троллейбусом". А проводов у метро Пражская нет, и он туда на автономке приезжал.
Троллейбус ГТ-04 в депо №2 г. Самары.
Некоторые из таких грузовых троллейбусов используются и сейчас в разных целях. В Рязани бывший грузовой троллейбус украсили оригинальной рекламой торгового центра, с которой он катается по городу.
Автор фото: Dmitrij01121. Источник:
https://transphoto.org/photo/1287644/?vid=37809 Для каких-то случаев, конечно, скорее подойдёт ультрабыстрая зарядка. Вот, например, аэропорты - ну какая там контактная сеть? А автобусы там как раз ездят редко и недалеко - вот вместо них самое оно бы пустить электробусы. То же самое с малогабаритным транспортом, с какими-нибудь уборщиками тротуаров. В каких-то случаях, может, будет иметь смысл оставить запасной дизельный двигатель на всякий случай.
И вот теперь смотрите сами. Нам говорят что, мол, чистые троллейбусы - это капля в море выхлопов. Что если их на автобусы перевести, только на 1-2% вырастут выбросы. Но теперь представьте, что мы переведём значительную часть всей этой техники на электротягу. Ну и многие автобусы, в том числе? Эффект уже будет довольно значительным.
Фото: Д.Беседина (
https://twitter.com/naive_elf/status/1189119258531422208/photo/1)
Разумеется, это не так будет просто как кажется. Параллельно надо будет проводить большую юридическую и техническую работу. Решать - как, например, отслеживать потребление электроэнергии у поставщика? Надо будет вводить новые категории для электрогрузовиков, подготавливать водителей, обучать их допуску работы с высоким напряжением.
Если вдруг пойдёт такой массовый вал перехода на электротягу, надо будет модернизировать подстанции, увеличивать их мощности, строить новые, а то и вешать вторые пары проводов.
Но всё это - вполне решаемые вопросы. Главное, что задатки инфраструктуры для этого есть. Есть и заводы, умеющие производить электротранспорт, конструктора, которым можно поставить задачу разработать такие электрогрузовики и туристические троллейбусы. Есть подстанции, есть контактная сеть, есть инженеры, умеющие вешать провода. Это всё можно и дальше развивать. Да, такого пока нет нигде в мире, но почему бы нам не перехватить инициативу и не стать первыми в этом направлении?
Просто представьте, каким инновационным городом могла бы стать Москва. Собянин с гордостью рассказывает на международных выставках и конференциях о передовом опыте развития электротранспорта. К нам едут со всего мира мэры городов перенимать его. Москва занимает первые строчки рейтингов по чистоте воздуха, по развитию современных технологий...
Насколько же безумно при таких заманчивых перспективах брать и отказываться от такой "золотой жилы", уничтожая начисто троллейбусную контактную сеть из-за непонимания всего её потенциала.