Трамвай Владикавказа - очень колоритная система на Северном Кавказе, недавно отметившая недавно своё 115-летие. Да, трамвай тут появился ещё во времена Российской империи в 1904 году, был самым первым на Кавказе. Город, расположенный на фоне горных вершин, сам по себе очень фотогеничный, а трамвайчики придают ему особую "изюминку".
Впечатления, конечно, противоречивые - вроде и пути хорошие, и вагоны в нормальном состоянии - не побитые, не ободранные.
Но все они - б/у из Германии, всем им по несколько десятков лет, новых вагонов нет ни одного, а на ходу суммарно их, наверное, не больше 20. На 6 действующих на данный момент маршрутов.
Внутри вагоны довольно уютны и сохранили, во-многом, немецкий шарм.
Сохранились даже немецкие таблички.
Проезд во владикавказском трамвае стоит 13 рублей.
С маршрутами интересно. Схема движения трамваев во Владикавказе такая, что без пол-литра местной чачи не разберёшься. Тут практически нет ни одного маршрута, который бы в обе стороны шёл одинаково.
В мирное время все они делают полукольцо по центру города. Однако сейчас участок через от ж.д. вокзала до проспекта Мира закрыт, и трамваи разворачиваются в треугольнике.
Click to view
В итоге, схема движения совсем упоротая выходит. В разные стороны у одного маршрута могут быть вообще разные трассы. Так, например, 2-ка идёт от конечной Тельмана ж.д. вокзала, но в обратную сторону она уже идёт не от вокзала, а совсем из другого места: ОЗАТЭ!
А 10-ка - наоборот: идёт от вокзала до Тельмана, а обратно едет уже на проспект Коста и ОЗАТЭ. По факту же водители просто меняют на конечных трафареты.
Вот схема, чтобы было нагляднее видно.
Автор схемы: Сан Саныч.
https://transphoto.org/photo/571114/?gid=441 Понятно, что это сделано специально, чтобы схема была максимально близкой к традиционной. Но для стороннего наблюдателя это какой-то полный вынос мозга. Стандартная тактика "видел трамвай в своём районе, значит знаешь, что на нём туда можно доехать" тут не работает.
Ситуацию усугубляет и то, что никаких схем, никаких табличек, кроме устаревших ещё с 90-х, тут нет в принципе. Объявлений тоже нет, а местные знают всё и так.
Местами трамвайчики ползают прямо по частному сектору.
Есть во Владикавказе даже тематический трамвай, посвящённый снежному барсу!
Внутри - оформление, посвящённое этому зверю.
Всего во Владикавказе 2 депо, однако полноценно работает только одно из них.
Ну а центральный участок на проспекте Мира - это, наверное, единственная трамвайно-пешеходная улица в России.
Сейчас там идёт реконструкция, и ходя по этой улице я прямо чуть не испытал оргазм от того, как тут всё потрясающе сделано! Исторический архитектурный ансамбль, кафешки-рестораны, прогуливающиеся горожане, бульварчик, и вдоль всего этого рельсы.
На площади Свободы пространство выложили плиточкой и брусчаткой как будто в Европе. Обидно одно - движения трамваев сейчас из-за ремонта нет, хочу теперь приехать во Владикавказ ещё раз, когда его восстановят.
Ну и обратная сторона всего этого, что кроме трамвая нормального общественного транспорта просто нет.. Был троллейбус, но его закрыли аж 10 лет назад.. На месте депо уже ничего не осталось..
Фото: Railman2007.
https://transphoto.org/photo/460852/?vid=78848 Вот так выглядит бывшее депо. Там уже ничего не осталось.
Остались только маршрутки, причём 95% - газели.
Если в ваш район не проложены рельсы, вы будете страдать.
Так или иначе, трамвай - неотъемлемый символ Владикавказа. Без него сложно уже представить колорит города!