Сеть электротранспорта в
боснийской столице не очень большая: 6 маршрутов трамвая и 6 - троллейбуса. Тем не менее, она является тем самым "каркасом", беря на себя основную массу дальних перевозок по городу. Однако подвижной состав тут очень старый..
Устроена сеть очень интересно и незамысловато. Сараево сильно вытянуто в долине реки Миляцки. Вместе с городом вытянуты обе системы - и трамвайная и троллейбусная. Но трамвай идёт по одному берегу - на котором центр, а троллейбус - по другому, более периферийному.
Схема с сайта
https://sarajevofunkytours.com В центре трамваи делают петлю вокруг исторического центра. А у троллейбусов просто конечная на Австрийской площади вблизи Латинского моста (того самого,
около которого убили эрц-герцога Франца-Фердинанда).
Можно видеть, что большую часть линии троллейбус и трамвай идут близко друг от друга. Лишь к самому западу троллейбус сворачивает в район Добрынья, а трамвай идёт прямо до пригорода Илиджа. Ещё есть линия троллейбуса на "трамвайный" берег к озеру. Говорят, очень живописная.
Автор: СПЕКТР-1.
https://transphoto.org/photo/403106/?gid=1925 Большинство троллейбусов - сочленённые. Все эти машины - довольно старые моделей M.A.N., NAW и Hess.
Раньше эти троллейбусы работали в Швейцарии (Женева, Берн, Санкт-Галлен) и Германии (Золинген).
Вот этот троллейбус HESS ещё недавно бороздил улицы швейцарской столицы, а прибыл в боснийскую он всего за несколько месяцев до этого фото.
Нового транспорта в Сараево вообще нет!
Немного есть и одиночных машин, они ходят на маршрутах, соединяющих окраины (Добриня с озером или депо). Раньше ходили в
Золингене, Германия.
Сеть довольно старая, иногда случаются сходы штанг с проводов.
На новую технику у небогатой балканской страны денег нет. Приходится донашивать штаны за швейцарцами.
Внутри салона.
На некоторых троллейбусах наклейки с памятью о Сребренице - национальной трагедии боснийцев, произошедшей во время войны 1992-95 годов.
Но перейдём к трамваям. Тут тоже настоящий зоопарк!
На конечной Илиджа построен полноценный терминал. Вход по турникетам! Когда-то также пытались сделать и в Москве.
Половина вагонов - старые вечные Татры. Почти все они - 70-х годов выпуска!
Редкая модель К2. До сих пор ходят и выглядят вполне сносно.
Почти половина парка - это старые вагоны "Дюваг". Эти вагоны ещё старее - годы выпуска: 1963-65. Скоро им по 60 лет стукнет.
Эти вагоны даже не "секонд-хэнд", а "тхёрд-хэнд"! Отработавшие 30 лет в Кёльне, они были в конце девяностых отданы в турецкую Конью. Когда в 2017 они уже даже туркам стали не нужны, тогда они попали в Сараево. Оцените масштаб того, какой тут бедный город.
Есть ещё весьма редкие модицификации "татр", тоже 70-х годов выпуска. Кстати, подобная штука ходит и по Москве, только более длинная.
Контролёры, поэтому, тут суровые. Ну а как ещё - деньги на новые трамваи сами не соберутся..
Но, конечно, в центре Сараево трамвайчики действительно бесподобно смотрятся.
Вот татрочка проносится мимо того самого места, где был убит эрц-герцог, а толпа китайских туристов теперь его фотографирует.
В центральной части города трамвайчики очень гармонируют с набережной Милацки.
Как мило и красиво.
Татра около Латинского моста..
А вот так трамваи чувствовали себя во время войны. Всё встало в течение нескольких дней..
Немного совсем про автобусы. Их визуально сильно меньше, чем электротранспорта. Но они ходят в те районы, куда трамваи и троллейбусы не проложены - например в находящийся на холмах частный сектор.
Большая их часть также не покупалась за бюджетные деньги, а дарилась разными спонсорами, например - турками.
Расписания можно встретить только на крупных конечных, таких, как Добриня. Тут автобусы и троллейбусы.
Ну а по сербскому району
Источно-Сараево курсируют вот такие маршрутки. Напомню, что хоть Источно-Сараево органически часть города и образует с ним непрерывную городскую застройку, по факту это независимый населённый пункт в совсем другой административной единице. Прямых маршрутов из центра Сараево сюда нет - надо ехать либо на машине, либо на троллейбусах до конечной и далее пешком.
Вот такая система. Интересно выходит, что очень старые троллейбусы, совсем древние трамваи.. Но выглядят как новые, и ездить в них комфортно. О стабильности движения я и не говорю - она очень высокая. Почему у нас тогда с куда более молодым подвижным составом часто всё ходит так ужасно и вымирает?