К концу существования Союза в нём стали появляться довольно интересные трамвайные системы, максимально приближенные к тому, что называется скоростным трамваем. Кстати, именно в этот период были построены и настоящие скоростные трамваи в Волгограде, Кривом Роге и Киеве, но речь сейчас не о них. Традиционные городские трамвайные сети (соединяющие окраины с центром) перестали строиться ещё с конца 60-х, их нишу стали занимать троллейбусы. А в 80-е годы все новые трамвайные системы были, как правило, ведомственными, соединявшими город с каким-либо крупным предприятием. Так трамвайчики пошли по Усть-Илимску, Черёмушкам, Мозырю и, конечно же, по Старому Осколу.
Все эти сети соединяют какой-нибудь завод со спальными районами, состоят, как правило, из одной протяжённой линии, часто идущей за город, и на ней бывает особый график движения, подвязанный под рабочие смены.
Именно такой трамвай в Старом Осколе за тем исключением , разве что, что тут вагоны ходят с минимальным интервалом весь день.
Линия длиной более 20 км проходит по спальным микрорайонам С. Оскола, затем идёт на юг по лесам и полям к проходным ОЭМК (Оскольский Электрометаллургический комбинат). Всего в пути около 50 минут.
До самого ОЭМК следует маршрут №1 раз в 15-20 минут во вне пик (а в пик - 3-5), а ещё есть 2-ка, едущая где-то 2/3 пути.
Интересно, что депо находится на самом севере города, но ни один из основных маршрутов туда не доходит 1,5 км. От их конечной "Городское кольцо" до депо ходит маршрут-челнок №3. На базе специально переделанного КТМ-5.
Водительница ходит весь день туда-сюда из кабины в кабину.
Формально проезд на 3-м трамвае надо оплачивать отдельно, о чём даже висит предупреждающая табличка. По факту же кондутора в салоне нет, никто платить не заставляет. Я в обе стороны проехал бесплатно. В принципе, если учесть, что я ехал в обе стороны и на другом маршруте, где платил, то не вижу смысла оплачивать отдельно этот 1,5-километровый участок.
Целое расписание на конечной около депо. В разное время разные вагоны ходят по разным путям.
Линия изначально строилась как скоростной трамвай и даже до сих пор так официально называется!
Однако "скоростным" формально оскольский трамвай не является - слишком много пересечений с дорогами и частые остановки в селитебной зоне.
В пригороде, кстати, остановки далеко друг от друга - от 1 до 2 км. Очень долго идти между ними.
Зато везде сделаны приподнятые платформы, упрощающие посадку.
Во многих местах их реконструировали обложив плиточкой.
Оплата - 20 рублей по городу, и 30 - в пригородную зону.
Вагоны в большинстве своём новые - КТМ-19 (но есть немного и старых КТМ-5, а также несколько белорусских).
Пути довольно ушатанные в городской части. Кстати, в центр города трамвай не заходит - историческая часть расположена довольно далеко от линии, на другом берегу реки, в 4-5 км.
Впрочем, трамвай - единственная транспортная радость Оскола. Больше в нём транспорта нет в принципе - одни маршрутки! И это, типа, самый благоустоенный регион России..
Всё это безумно похоже на Мозырь. Там абсолютно также маленький исторический центр и жилые кварталы в 4-5 км от него с трамвайной линией. Точно также эта трамвайная линия начинается от депо также расположенного на северном ей конце, и точно также идёт на юг по лесам-полям, но не к металлургическому заводу, а к нефтеперерабатывающему.
Точно также ходят там вагоны КТМ-5 (хотя тут их уже довольно мало). Только там одни сцепки, а здесь,в основном, одиночные вагоны (сцепки выходят только в часы пик).
Ещё интересный факт. Старооскольский трамвай открыт в 1981 году, т.е. 38 лет назад. Но уже ходят вагоны с плакатами "трамваю 40 лет". Что это? Похоже, считают с момента начала строительства системы.
Романтично сидеть в натопленном трамвайчике и наблюдать под стук колёс как за окном проносятся леса, луга, деревни, прямо будто в электричке.
Так-то линия традиционно очень фотогенична, можно ходить по природе и запечатлять вагончики на фоне ёлок и полей.
Благо и с погодой повезло - солнечно весь день, правда очень холодно.