При словосочетании "Металлургический комбинат" у меня, да и у большинства из вас, перед глазами предстают отвратительные трубы, неистово испускающие всякую пакость в нашу атмосферу, скорее всего в каком-нибудь депрессивном Новотроицке или Нижнем Тагиле. В каноничном металлургическом комбинате абсолютно всё должно нарушать чувство прекрасного - обшарпанные стены цехов, выбитые стёкла, пожухлая некошенная трава вокруг. "Индустриальная романтика" любят называть такое особая категория извращенцев, исповедующих науку "урбантуризм".
"А как у них?". Ведь в их прекрасном 1-м мире с красивыми бульварчиками, мостиками, элегантной плиточкой, утренними круассанами, подстриженными лужайками просто не может быть места вонючим заводам и этому серому индустриальному депрессняку. И тут я вас разочарую. Страна №1 в мире по уровню жизни, страна где Всё Хорошо, но без своего металлургического комбината - никак. Есть, правда, нюанс..
Это завод металлургической компании ABRED, поглощённой в 2003 году известнейшим на весь мир металлургическим холдингом ArcelorMittal. У них есть и в Казахстане филиалы. Арселор имеет головной офис как раз здесь, в Люксембурге. Завод же расположен в городке Эш-сюр-Альзет, к юго-западу от столицы, на самой границе с Францией.
Металлургия всегда играла важную роль в экономике Люксембурга. Заводы начали здесь активно появляться ещё в середине XIX века. Тут довольно богатый ископаемый регион, полно шахт и заводов есть и в соседней Бельгии и в Германии (Рурский регион).
Однако же, данный завод в начале нулевых был значительно сокращён, и значительная часть его территории была подвергнута реновации. Тут вырос полноценный делово-развлекательный городок.
Строительство которого активно продолжается и сейчас.
Здесь теперь множество офисов разных компаний, наверное, в том числе и самого Арселора. Между ними можно спокойно гулять.
Агрегаты завода, всякие домны и цеха, не стали демонтировать. Они теперь как памятник металлургической промышленности Люксембурга.
Между ними можно спокойно ходить. рассматривать внимательно. Из них металл уже никогда больше не польётся..
Часть цехов оставили для антуража в том же трэшовом состоянии, в котором они и были.
Пусть знает молодёжь в каких условиях раньше трудились (да и сейчас трудятся через дорогу) бравые металлурги.
В одном из таких цехов сделали автостоянку и мастерскую. Скажите, что я не в СНГ :))
Всё это гармонично соседствует с стильными офисными корпусами самых последних передовых проектов.
Действительно, тот новодел, который не выбешивает.
Порой вообще случаются очень оригинальные сочетания.
Можно спокойно зайти внутрь, там тоже атмосферно. Пройти здание насквозь.
Вокруг этих корпусов довольно уютное общественное пространство. С лавочками и плиткой.
Даже про деревья не забыли.
Даже про водичку не забыли.
Особенно разрывошаблонно воспринимается, когда рядом с этими плиточками и лавочками заводские копры.
А с водичкой какой-то полный абандон.
Но даже и тем зонам, где стоят промышленные агрегаты, стараются придать новое дыхание. Встроят фонтан с зеленью, например.
Так понимаю, что по этим эстакадам проходили железнодорожные пути по которым ездили вагонетки с рудой.
Повторюсь, что это всё - недействующие агрегаты завода, другая часть которого вполне себе действует.
На этом фото, например, вообще не различишь, где какие агрегаты. Часть действующие (сзади), а часть - уже декоративные. Всё смешалось.
Весь этот комплекс действительно сохранён как мини-музей люксембургской металлургии под открытым небом. Народу довольно много ходит..
Другой важный объект, находящийся в квартале - крупный концертный зал Rockhole. Фактически, именно он является "доминантой" квартала. Здесь проходят крупные концерты, приезжают разные звёзды и известные оркестры. Также тут проходят разные конференции на музыкальные темы. На одну из них как раз ехала француженка, с (и благодаря) которой я сюда и попал.
Поэтому многие улицы тут названы в честь музыкальных стилей и известных исполнителей.
Ну не прелесть ли? Блюзовый проспект, Джазовый бульвар. У нас бы так называли улицы.
При этом, как я говорил, другая часть завода ни разу не реновирована и продолжает использоваться по своему прямому назначению. Точно такие же копры и домны, но действующие. Можно наблюдать с территории реновированного городка.
Не Северсталь, конечно, но тоже неплохо так шпарит.
Вот граница общедоступной и закрытой частей. Территория завода огорожена хорошей такой колючкой. По внутренней территории ездит туда-сюда тепловозик и таскает вагонетки.
Чтобы вы не сомневались, что нефиг сюда совать нос.
Рядом и терриконы видны.
Рядом с городком Бельвал есть ж.д. станция Belval - Univercite, с которой можно уехать хоть прямо в столицу. Станция построена тоже по современным проектам, соединена с Рокхоллом стеклянным переходом.
Ну и минут за 10 можно добежать до французской границы. Постоять одной ногой во Франции, другой в Люксембурге (в этом месте дорога вообще делает всего лишь небольшой 300 метровый крюк на территорию Франции и потом возвращается обратно в Люкс). Сходил погулял по французскому полю и покушал на нём.
Вот такое вот забавное местечко, состоящее из смеси действующего и недействующего завода, а также офисного квартала. Попробуйте теперь это уложить в голове. :)
В любом случае, по мне это прекрасная идея как можно давать вторую жизнь территориям промышленных предприятий. Не сносить всё нафиг, оставляя, в лучшем случае, только стены ангаров, а полностью сохранять все объекты, весь антураж.
Что думаете? Хотели бы вы чтобы и у нас закрытые заводы также бы реновировали?