Бывший город Александровск, который должен был ответить, чего это он по-испански вдруг поёт вместе со своим северным соседом, теперь, можно сказать, стал символом не только современной украинской, но советской металлургической промышленности. Ну и, конечно же, стройка века - ДнепроГЭС.
1. Что сказать. Промышленные города я люблю. Конечно жить бы я ни в одном из них не хотел, но приехать посмотреть торчащие до горизонта заводские трубы, особенно после всяких старинных исторических городков с церквями и усадьбами, на контрасте всегда очень интересно.
2. У меня в коллекции уже были такие славные металлургические города, как Магнитогорск, Нижний Тагил, Новокузнецк. После этой украинской поездки также внезапно прибавились сразу Новотроицк, и казахские Рудный и Темиртау. Про них ещё отдельно расскажу.
3. Город Запорожье раскинулся преимущественно на левом берегу Днепра. Есть некоторые районы на правом, соединённые с центром ДнепроГЭС. Занимает город гигантскую территорию. В основном это всякие заводы. Самый крупный из них - завод Запорожсталь. Ехать вдоль его территории надо несколько километров. Трубы Запорожстали видны со многих точек города.
4. Но начнём, всё же по порядку. Вот прибываете вы в город на вокзал Запорожье-1, расположенный на ж.д. магистрали "Москва-Севастополь".
5. Раньше это был оживлённейший вокзал. В сезон тут проходило в сутки больше 50 пар поездов. Увы, славные времена прошли в связи с известнейшими событиями. Сейчас вокзал стал довольно глуховатым.
6. Архитектурные элементы вокзала уже сразу намекают, что мы прибыли в город не бездельников, а людей труда!
7. Прямо с вокзала начинается длиннейший в городе проспект Ленина. Местные жители вам скажут, что это длиннейший проспект в мире, 11 км, но на самом деле это не так, инфа 100%! Даже в недалёком Харькове есть более длинный Московский проспект (18 км), а в Москве - Ленинский (14 км).
8. Запорожье - очень промышленный город, как и Новокузнецк. Заводы здесь на каждом шагу, не единой сталью живёт город! Прямо около вокзала мы видим, чтобы вы думали... легендарный завод ЗаЗ, выпускавший героев многочисленных анекдотов!
9. Продукция завода периодически встречается на дорогах Украины, в том числе и в самом Запорожье.
10. Но мы с вами садимся на трамвай №16 и едем на нём через весь город смотреть Запорожсталь!
11. Около остановки с говорящим за себя названием "КПП Мартены" трамвай благополучно ломается, и гордость советской металлургии можно осмотреть более внимательно! А смотреть тут есть что, скажу я вам!
12.
Когда на улице Заречной
В домах погашены огни
Горят мартеновские печи
И день и ночь горят они.
13. Между прочим, фильм "Весна на Заречной улице" снимался именно в Запорожье!
14. Приехавшая через полчаса техничка трамвай починила, и мы тронулись дальше. Сломаться трамвай умудрился в такой индустриальной жопе, откуда реально было никуда не выйти, до ближайшей населёнки было километра три. Ждать было всяко логичнее.
Остановки у проходных Запорожстали, конечно же, трэшовые, специально для металлургов.
15. Это в Москве на Садовом кольце пускай будут гламурные павильоны для креативного класса из офисов. Пролетарии и на таких скамейках посидят, подождут такой же старый и трухлявый трамвай.
16. Впрочем, предприятие имеет свои ведомственные автобусы, иногда их можно встретить на улицах города.
17. Жилой район, откуда возят рабочих на завод на далёкой северной окраине города - Павло-Кичкас. Здесь трамвай завершает свой долгий двухчасовой путь с ж.д. вокзала. Оцените масштабы города.
18. А вообще, подумалось. Запорожский трамвай - единственное, что нарушает образ канонического города металлургов. Конечно трамваи должны быть в любом промышленном городе, они всегда являются неотъемлемой частью индустриального пейзажа. Но ездить должны такие же, как и заводские трубы, старые и трэшовые КТМ-5! А не какие-то рафинированные татры.
19. Мы же садимся в удачно подошедший по расписанию троллейбус и едем в центр города. По дороге видим Запорожсталь уже с другого ракурса.
20. Проезжаем отвалы руды.
21. Запорожье - экологический чистый город, да!
22. Приезжаем в центр. Названия улиц здесь наши, пролетарские!
23. Главная артерия города, упомянутый выше проспект Ленина, а точнее - северная его часть (вокзал находится на самом юге).
24. Запорожье, как и положено металлургическому городу, стариной не блещет, но может похвастаться роскошной сталинской архитектурой!
25.
26. Сталинский ампир во всей красе.
27.
28. Вообще, виды на проспект Ленина впечатляющие. И совершенно типичные для города такого индустриального формата.
29. Магазин с соответствующим названием :)
30.
Я очень жалею, что эти надписи смог сфотографировать только в темноте. Реальные шедевры! "Труженникам коксохимзавода". И всего таких четыре дома на проспекте.
31. Улица, параллельная проспекту Ленина.
32 Что всегда больше всего впечатляет в металлургических сталинских центрах, так это чёткая симметрия зданий.
33. Шпили, правда, у них различаются. Но оба тематические!
34. Мост через железную дорогу. Тоже в стиле.
35. Идём дальше к северу. Башенка, известная как дом коксохима.
36. Вблизи
37. Перекрёсток проспектов Ленина и Металлургов. На таком простом советском перекрёстке вклинился классово-чуждый буржазный символ.
38. Кэп передаёт вам привет, друзья! Ну и куда же без героев известной песни Майка Науменко.
39. Идём дальше. М.И.Глинка на фоне концертного зала, названного в честь него же.
40. Великий русский композитор, автор первого гимна новой России смотрит на тебя, как на героя Украины.
41. А дома - один интереснее другого.
42. Элементы
43. На некоторых домах сохранились цифры старого формата.
44. И вот, наконец, проспект Ленина упирается в площадь Ленина, стоящей на берегу Днепра! А на ней стоит памятник Ленину, последний, между прочим, памятник в украинском облцентре.
45. Владимир Ильич озаряет светлое будущее, указывая на ДнепроГЭС. Очень надеюсь, что памятник всё же сохранится. Хотя бы для разнообразия - нигде на Украине нет, а тут будет.
46. Саму ГЭС тоже можно отсюда увидеть, но не в очень удачном ракурсе.
47. А мы садимся в троллейбус, и едем через ГЭС на другую сторону Днепра. По пути проезжаем новый шлюз.
48. Снова панорама на Запорожсталь, теперь прямо с ДнепроГЭСа.
49. Особо ничего интересного на той правой стороне Днепра, на самом деле нет. Но оттуда удобно попасть на остров Хортица, расположенный посередине реки. Этот остров - основая туристическая достопримечательность Запорожья. Здесь попытались воссоздать ту самую Запорожскую сечь.
50. По мне это малоинтересная бутафория, достойная только того, чтобы пройти мимо неё и сфотографировать. Тем более, что реальная сечь была не совсем тут. Но на остров всяко прийти погулять посмотреть на скалистые берега..
51. И, конечно же, гордость советского народа - саму ДнепроГЭС. Лучший ракурс на плотину открывается именно с Хортицы.
52. Может и много одинаковых фото вышло. Но скажу вам, что гением человеческой мысли можно любоваться бесконечно! Меня невероятно восхищают такие гигантские и сложные механизмы.
53. Реконструкторы зачем-то поставили на остров пушку. Сомневаюсь, что у запорожских казаков они были.. Теперь пушкой можно расхреначить ГЭС.
54. Через весь остров протянуты ЛЭП, отводящее электричество от гидроэлектростанции.
55. Если попадать на остров лучше с правого берега, то вернуться оптимальнее прямо в центр по мосту Преображенского. Тоже очень живописному.
56. Ух!
57. Сам мост в ужаснейшем состоянии
58.
59. Но красив же, блин!
60. Рот не разевай, да!
61. Ещё немного промышленности! Третий широко известный завод Моторсич, производивший турбинные лопатки для российских вертолётов.
62. Попал в удачное время - как раз на начало смены (смотрите время на часах на проходной). Рабочие скапливаются у входа, чтобы заступить на вахту.
63. Мне ещё в Новокузнецке такие картины представлялись прямо кадрами из какого-то далёкого прошлого. А потом я ещё попадал на окончание смены на металлургическом заводе Новотроицка Оренбургской области. Насколько всё же в офисной Москве живут по-другому. :)
64. Вне центра Запорожье очень разное. Где-то совсем всё грустно.. Просто какая-то фавела.
65. Где-то ещё сталинки.
66. Где-то граффити в честь победы в ВОВ.
67. Берег Днепра украшает элитная стекляшка.
68. По всему городу развешаны объявления об автобусах в Злагоглавую.
69. А как ещё быть, если из десятка поездов остался всего один?
70. Рогатые - в основном Зиу-9, но есть и некоторое количество современных ЛАЗ-ов. Ходят в основном погано, более-менее нормально ходят маршруты 3,8,14, что ездят по всему проспекту Ленина.
71. Но, что интересно, у троллейбусов и трамваев есть ночные рейсы! По одному в час, и не на всех маршрутах. Организованы для бесперебойной работы заводов.
72. В общем вот такой город. Занятный, интересный, но жить бы я тут совершенно не хотел :) Зарплаты маленькие, экология ужасная, инфраструктура - допотопная, интересных событий тут тоже мало происходит.