Свою путешественническую жизнь я начинал именно с автостопа. Да и большую часть путешествий проехал именно им. В связи с чем, по понятным причинам у меня и такое окружение, большая часть которого если и не ездит им сейчас, то ездило точно раньше, ну и вообще "в теме". Недавно решил подобно любителям автостопных гонок посчитать, сколько же у меня автостопный стаж. Вышло за почти 12 лет примерно 120 тысяч километров. Не так уж и много, по сравнению с теми, кто ездит регулярно, но в то же время и не мало.
В последние же годы процент автостопа в поездках существенно снизился, однако до нуля не упал. Связано это со многими факторами, например, и с уменьшением количества свободного времени, и что жена моя хоть и тоже ездит автостопом, но не является таким его фанатом, как я. Последнее время, правда, стал сильно задумываться, а являюсь ли я сам его таким уж фанатом? Стоит ли им вообще ездить в 30 лет?
Распространено мнение, что автостоп - это способ путешествий для молодых студентов и всяких нищебродов. А к 30 годам и уж тем более дальше человеку пора "остепениться" и более цивильными методами путешествовать. Часто так и происходит - многие мои знакомые, рассекавшие раньше по трассам с вытянутой рукой, с возрастом понаустраивались на работы, напокупали машин, и теперь уже сами подвозят других автостопщиков.
С другой стороны у меня есть и 30-летние и 50-летние друзья, которые до сих пор верны своим принципам, только так и катаются, и никаких комплексов по этому поводу не испытывают.. Так как быть?
На самом деле, всё очень индивидуально, и тут нет и не может быть каких-то общих решений, подходящих каждому. Я решил попробовать систематизировать мои личные плюсы и минусы по этому поводу.
Почему мне нравится автостоп.
1. Самый главный плюс для меня - возможность «прочувствовать» на себе дорогу из п. А в п. Б. В самом деле, сев в поезд из Москвы в Челябинск, вы смутно будете представлять, где едете и что проезжаете. Какие-то вокзалы, на части которых вы погуляете, а часть проедете ночью. В иностранных государствах вы даже их названий вообще не запомните.
Чтобы ехать автостопом, нужно, как минимум, первый раз посмотреть карту, и составить по ней маршрут. Пока вы будете ехать, вы узнаете какие есть промежуточные населённые пункты, насколько они большие и важные и т.д. Где-то выйдете, посетите и увидите перекрёстки, развязки, кафешки, стоянки, заправки. А это - неотъемлемая часть знаний о посещаемой местности. При сложном маршруте с картой сверяться придётся постоянно, в конце концов вы уже выучите зрительно где что находится. А если сел на автобус, то и карта особо не нужна - вы знаете, куда и когда он придёт.
1а. Кроме этого, лучше узнаются города. Пока вы выедете на трассу, проедете на местных автобусах по всяким окраинам, и прочим дырам, посмотрите, как там живут люди. И привозят вас тоже не всегда в центр.
2. Мне нравится ехать и смотреть указатели, перекрёстки, развязки, окружающие пейзажи трассы. Всё это неотъемлемая часть местности, на мой взгляд, не менее важная и не менее интересная, чем центры городов или природные объекты. Если вы едете на автобусе, то чаще всего можно видеть только одну сторону, т.е. пейзаж выходит не полным.
3. Пожалуй, основное преимущество для меня заключается в сочетании п.1 и 2: в памяти записывается не только город N и город X, но и дорога между ними, что их связывает. Если едешь на поезде/автобусе, то вечером в них сел, а утром вышел. Всю дорогу проспал - города получаются «разорванными» в сознании. Про самолёт я вообще молчу, это вообще какой-то телепортатор, после пользования которым вообще непонятно как место назначения пространственно связано с местом отправления.
Поэтому, кстати, я очень не люблю ездить автостопом ночью - один из ключевых его смыслов для меня теряется.
4. Общение. Помимо того, что это просто интересно, и вы узнаёте чем и как живут люди в принципе там, куда вы поехали, это ещё и удобно с практической точки зрения. Ни из какого путеводителя вы не узнаете столько о посещаемой вами местности, сколько от местных водителей. До того, как вы приедете в город N, вам обязательно краткие сведения про него расскажут. А часто ещё и порекомендуют что посмотреть такого, чего бы вы в обычной поездке не увидели.
5. Финансовая составляющая. Глупо отрицать, что многие ездят автостопом ради экономии денег. Для меня этот фактор не является ключевым, однако остаётся весьма существенным. Особенно это актуально для стран с дорогим транспортом, типа Западной Европы.
6. Непривязанность к наличию билетов и расписаниям автобусов/поездов. Для такого стихийного человека, как я, это довольно важный плюс.
7. Непредсказуемость. Довольно специфический плюс, привносящий в путешествие элемент интриги и азарта. В самом деле, где я окажусь завтра? Докуда будет следующая машина? Проеду ли за пять часов трассу, или буду висеть на ней 12? Успею ли приехать на вписку? Я уж не говорю о том, что попадаются совершенно разные водители, кто-то в гости пригласит, с кем-то подружишься так, что потом долго поддерживаешь связь, кто-то завезёт покажет что-то интересное, про что так бы и не узнал.
8. Автостоп держит в хорошей физической форме. Постоянно ходишь с тяжёлым рюкзаком, качаешь мускулы
П.1-3, 6 справедливы также и для путешествий на своём транспорте. П. 4 частично справедлив и для путешествий на поездах/автобусах, 8 ещё более актуален для велопутешествий и пеших походов.
А теперь, почему я не люблю автостоп.
1. Самый главный для меня недостаток - стало жалко времени. Раньше я более-менее спокойно относился к зависаниям. Неприятно, конечно, стоять по 30-40 минут на трассе, глядя на потоки проносящихся мимо тебя машин. Но тогда удавалось себя успокаивать некими самовнушениями, что «это не просто так», это «дань трассе», «набираешься опыта» и прочими мантрами, популярными у автостопщиков. Сейчас же я всё больше начинаю чувствовать, что тупо теряю время. Которое я мог бы провести для себя с большей пользой - что-то читать, смотреть, писать, где-то гулять, сидеть в интернете.
2. Непредсказуемость. Да, п.7 он также является и минусом в определенных случаях. Когда надо за гарантированное время куда-то успеть, то езда автостопом гарантированно превращается в нервотрёпку. Особенно если пытаешься успеть доехать на какой-то рейсовый купленный заранее транспорт.
3. П.4 из первого списка. Почти в любое путешествие встречаются среди водителей уникальные люди, память о которых остаётся надолго. Однако, что тут говорить - в общей массе их обычно не более 5-10%. В остальных же случаях общение довольно примитивно-стандартно, и происходит по одной и той же схеме: «Откуда, куда едешь, не страшно, где ночуешь, что родители говорят, где работаешь, сколько детей». Первые годы обычно у автостопщиков хватает энтузиазма транслировать идеи вольных путешествий десятками раз, повторяя одни и те же фразы в каждой машине. Во время длительного путешествия я от такого сильно устаю, да и с годами «усталость» от стандартных диалогов накапливается. К концу автостопного путешествия порой хочется спрятаться куда-нибудь подальше и вообще с людьми не общаться (особенно нервно начинаешь реагировать на подходящих к тебе людей на улице - какого хрена, они тебя никуда не везут, а им надо всё про тебя рассказывать).
4. Накапливающаяся усталость от того, что приходится объяснять всем окружающим, что «ты вот такой уникальный, тебе не нужно на автовокзал, да, ты доедешь на попутках». Актуально в странах, где может и хорошо подвозят, но плохо знают, что такое автостоп. Конечно понятно, что мы все не раз заявляем, что нам пофиг, что про нас подумают окружающие, главное, чтобы нам самим было в кайф. Однако реальность такова, что в определённый момент сильно морально устаёшь быть в глазах публики вот таким «чудиком», привлекающим всеобщее внимание и вызывающим массовое удивление. Хочется спрятаться в толпе, стать серой мышкой, чтобы никто не обращал на тебя внимание, не задавал глупых вопросов. Этот минус, конечно, не определяющий, но порой он вносит свой вклад.
5. Языковой барьер. В случае, если понять водителя не удаётся, то все плюсы от возможного «общения» сводятся на нет. На жестах ничего интересного про страну не узнаешь, равно как и о себе толком ничего не расскажешь. Во многих странах, где местные мало знают английский или другие известные нам языки (Китай), такая езда мне не приносит особого удовольствия.
6. Любые дискомфортные погодные условия сильно портят удовольствие от путешествия, особенно если долго никто не останавливаются.
Все знают, или догадываются, что не очень приятно стопить при проливном дожде, снеге, собачьем холоде, пронзительном ветре, или изматывающей жаре. Как и в случае с п.1, раньше мне хватало внутреннего оптимизма такие невзгоды перебарывать, то сейчас через определённый момент задаёшься вопросом «а для чего мне этот мазохизм?»
7. Пространственная непредсказуемость. Этот минус уже проявляется, скорее, в мелочах: часто выбираешь куда ехать и где выходить, исходя из того, куда повезло поймать машину, а не куда тебе хочется. Чётко намеченный маршрут особенно с кучей поворотов и не по магистральным трассам проходить автостопом очень сложно.
Образно говоря: едете вы из Москвы в Питер, хотите посмотреть по дороге Валдай. Но ловите прямую машину в Питер, и вам уже не хочется выходить в Валдае, т.к. заново придётся чего-то ловить. Или наоборот, едете вы в Питер, никуда заезжать не хотите, но машина едет в Валдай. И вы туда заезжаете с мыслью: "ну раз завозят, чего б не заехать посмотреть". Хотя особо оно вам не надо было.
Так вот последнее время минусы стали часто перевешивать плюсы, в связи с чем энтузиазм езды автостопом несколько снизился, но не упал до самого нуля. Езжу я им теперь только в тех случаях, когда оно действительно оправдано. А конкретно:
1. Хочется лучше погрузиться в окружающую действительность. Действительно, лучшего способа познать страну или местность «изнутри», чем автостоп - практически нет.
2. Хочется посмотреть конкретную трассу или исследовать конкретное направление из т.А в т.Б.
3. Расписание общественного транспорта неудобно, или нет билетов, или нет транспорта. Всяко лучше, чем ждать часами нужный автобус или поезд, выйти на трассу и доехать до пункта назначения.
Так, например, в июне 2013 года приехали мы где-то под ранний вечер в город Кострому. А надо нам было домой, в Москву. Поезд уходил только в 23.30 шёл всю ночь и стоил больше 1000 рублей. Выйдя на трассу, мы доехали бесплатно до Москвы где-то за 5 часов и ночевали уже дома.
В 2012 году, возвращаясь из путешествия по Восточной Европе в новогодние праздники (Прага, Вена, Братислава), попал в Киев. Билетов на Москву не было никаких - ни плацкарта, ни купе, ни СВ. Был выбор - или сутки ждать, или .. как всегда. Купил билет на утреннюю скоростную электричку до Кролевца, откуда вышел на трассу и уже поздно вечером спускался на Юго-Западную.
4. Напряжённая финансовая обстановка. Как известно, путешествовать хочется независимо от того, какая имеется сумма денег в кармане. Но от этого зависит то, на чём и как ехать.
5. В данной конкретной местности автостоп не связан с какими-либо моральными либо физическими страданиями в виде необходимости долго висеть (как в Бразилии или Испании), или постоянно проходить насквозь города и деревни (Перу, Венесуэла), или с необходимостью проходить по стрёмным кварталам (снова Бразилия). Долгое висение может компенсироваться лишь аутентичностью места (красивые пейзажи), или его удалённостью от цивилизации.
А вообще
Когда говорят об автостопе, часто мешают в кучу все его ипостаси. И наверное, действительно следует разделить автостоп, как вид транспорта; автостоп, как способ путешествий; автостоп, как стиль жизни.
Последнее подразумевает собой переустройство всего жизненного формата под автостопные путешествия: случайные заработки курьером или играя на гитаре в электричках, жизнь в разных городах на разных вписках, поездки на хиппушные слёты, на Радуги. Перемещения в пространстве тут часто бывают не для познания мира, а по необходимости, или просто с целью потусить. Если где-то и задействуются цивильные виды транспорта, то совершенно в исключительных случаях.
Ничего плохого, считаю, в таком образе жизни нет. У меня много друзей, живущих так, и они - прекрасные люди. Однако, всё же для меня он не очень подходит.
Автостоп, как способ путешествий, более мне близок. Он подразумевает 80-90% преодолевания маршрута им, жизнь в палатках, или на вписках, питание в дешёвых столовых или готовка на горелке. Отдельная каста, это гонщики, которые принципиально не ездят ни на чём рейсовом - только хардкор, только чистый автостоп. Но как бы то ни было, ездящие в автостопные путешествия, в обычной жизни могут быть относительно цивильными людьми, учиться в институтах, работать на работах. Другой вопрос, что со временем работа больше затягивает, даёт много денег и оставляет мало времени, в связи с чем, автостоп, как способ путешествий, перестаёт быть оптимальным.
И, наконец, автостоп, как метод перемещения - - то, что наиболее всего подходит мне. Если раньше мой случай был скорее второй, то сейчас я стараюсь не привязываться к конкретным формам и не делать культа из этого явления (как часто это бывает у новичков). В конце концов, что такого ужасного, чтобы поехать часть пути на автобусе, пожить цивильно в гостинице? Тем более, что в ряде случаев местный ОТ даёт ничуть не худшее погружение в действительность (иногда даже и лучшее, чего стоит, например, проехать в каком-нибудь индийском поезде). Автостоп же - просто один из удобных способов перемещения, который удобно применять в определённых случаях.
Кстати, одно время я реально напрягался, если какую-то существенную часть пути приходилось ехать платно. Казалось это ненаучным, неспортивным, и что я ничего не смотрю в стране. Чтобы это переосмыслить, пришлось вспомнить истоки, то, как я начал путешествовать, и почему был выбран именно автостоп в качестве основного транспорта. И что всё же побывать в каком-либо месте в принципе намного важнее того, как конкретно туда добираться (только добираться всё же лучше наземно).
А вообще, в последнее время я больше ценю поезда. Сейчас уже вообще такое время, когда надо стараться по возможности ездить в основном на них. С каждым годом их становится всё меньше и меньше, кто знает, много ли их останется через годы...