Воркутинская магистраль

Sep 28, 2014 01:55

Ветка "Коноша - Воркута", являющаяся одной из двух самых северных ж.д. линий России и мира, давно меня интересовала не только, как средство достижения до конкретных пунктов, но и сама по себе. У неё непростая история, высокая протяжённость (около 1500 км) и завораживающие виды. В итоге она стала чуть ли не основной "вехой" моего северного путешествия.





Воркутинская магистраль протянулась примерно на 1500 км на северо-восток от посёлка Коноша в Архангельской области до города Воркута на крайнем севере и северо-востоке Коми. Ветка строилась в 20-30-е годы, во многом силами заключённых.



Магистраль интересна тем, что вся она неэлектрифицирована, но при этом большая её часть (Коноша-Инта) двухпутна! Неэлектрифицированные двухпутные линии - крайне редкое явление.



Воркутинская магистраль славилась проблемой с пригородным сообщением, которого тут всегда особо не было. Поэтому в составах дальних поездов курсируют общие и сидячие вагоны. Тем не менее, сейчас существуют пригородные поезда "Сосногорск - Ираёль", "Ираёль - Печора", "Печора - Инта" и "Печора - Усинск".
(поезда в Ираёль (спереди) и в Инту (сзади) на станции Печора)



Основным транспортом тут всё же является поезд дальнего следования. При этом неудобство заключается в том, что распределены по суткам все 6-7 имеющихся поездов крайне неравномерно. Все станции они проходят с интервалом от одного до двух часов один за другим, после чего на пол-суток наступает пустота. Так, например, все поезда на север проходят Печору начиная с вечера (9-10 часов), заканчивая ранним утром (4-5), а Инту, соответственно, с часу ночи до 8-9 утра.



Начало магистрали - узловая станция Коноша на линии "Москва-Архангельск". Здесь все сворачивающие на магистраль поезда стоят по 20-30 минут и меняют электровоз на тепловоз (и обратно, если едут на юг).



Есть небольшая часовенка



Дальше из важных станций будет Вельск, где линия пересекает трассу М-8. В связи с чем тут удобно пересаживаться с поезда на автостоп и обратно. Следующий крупный город - Котлас. В его черте две станции: Котлас-Узловой



И Котлас-Южный (в центре города). В Котласе сложная схема движения в результате чего для заезда на Южный вокзал и последующего выезда, поезд должен два раза менять направление. Кстати, в Котласе ещё к магистрали примыкает ветка из Кирова, по которой приходит достаточно много поездов, идущих на юг и в центральную Россию.



Всякую мелочь мы тут затрагивать не будем. Дальше будет сразу Микунь! Мы уже в республике Коми.



Узловая станция, расположенная в 70 км от столицы Коми - города Сыктывкара. Туда из Микуни ведёт тупиковая ветка. В другую сторону эта ветка продолжается до посёлка Кослан в дебрях Коми, куда из Сыктывкара ходит ежедневный поезд.
Вокзал Сыктывкара:









Движение по тупиковой ветке не особо активное, но какое-никакое есть.



Станция Вогваздино на ветке "Микунь-Сыктывкар".



Пейзажи - высокие хвойные леса



И вот, наконец, одна из ключевых точек, город Ухта. Крупнейший город на всей магистрали.



Вокзал 50-х годов, красивый






В пригороде Ухты расположился город-спутник Сосногорск. Здесь свой вокзал, поезда по много времени стоят и там и там (езды между станциями 15 минут).



У Сосногорска сохранился очень приятный деревянный вокзальчик, причём довольно необычной раскраски






Со старыми деревянными лавками, на которых можно лежать :)



С вырезными буквами






Увы, рамочный идиотизм проник даже сюда :(((



Из Сосногорска отходит ус на юго-восток в Троицко-Печёрск. Туда можно поехать, если вы хотите посетить Троицко-Илычский заповедник (где знаменитые огромные камни-валуны)



Едем дальше. Станция Ираёль. Рядом мелкая деревня, откуда начинается дорога в Ижму, Усть-Цильму, а также к барже в Нарьян-Мар.



Пейзажи за окном примерно такие - высокая хвойная тайга. Чем ближе к северу, тем тайга становится мельче, и далее она превращается в лесотундру



Град Печора на одноимённой реке - очередная узловая станция.



Раньше сюда железная дорога была единственным способом попасть. Теперь же Печора является крайней точкой, куда можно добраться на машине.



На станции тусуется духовой оркестрик, встречает-провожает поезда всякими маршами



Ангар непонятно для чего.



Привокзальная площадь уныла



Пригород в Ираёль



Далее, пойдём немного подробнее. Станция Янъю. Здесь расположена компрессорная станция, на которой работает куча народу. В связи с чем из поезда вываливается толпа рабочих






Идёт и садится на вахтовки



Сама станция современна



Где-то по пути проезжаем станцию Сыня, откуда отходит ус на Усинск :)

Хорошее название. :) Вылью. Вот возьму и вылью..



Станция Изъяю. Всё заканчивается на "ю". Ю по коми - река



Косью. На горизонте уже забрезжили Уральские горы..



Переезжаем реку Косью



И вот, следующий узловой пункт!



Сама Инта расположена в 11 км к северу от станции, туда ходит пригородный автобус. А станция расположена в посёлке Верхняя Инта. Из-за того, что я приехал сюда утром, а поезда, как я выше писал, ходят только ночью, тусовался тут весь день. Снял обалденный закат.


(Кстати, последний вагон на фото - непростой... Кто поймёт, в чём его суть?)

Далее к северу следует феерический набор названий: Нюр, Сивая Маска, и затем всякие Шоры: Амшор, Пышор, Шор, Пернашор. Я не шучу, последние три "шора" идут один за другим именно в такой последовательности :))


Отсюда.

И вот мы прибываем в тоскливейшую дыру - станцию Сейда. Погода как ни что другое отлично передаёт общую атмосферу места.



Здесь приходит полное ощущение нахождения где-то на краю света.



Станция Сейда... снова узловая! Отсюда отходит первый участок "501-й стройки" к Оби в город Лабытнанги. Точнее отходит он не здесь, а от следующей станции Чум. Но Чум - совсем мелкий полустанок, и поезд "Воркута-Лабытнанги" разворачивается именно здесь.



Поэтому в Сейде я был несколько раз.



А ещё совсем недавно отсюда можно было доехать на прямом поезде до Симферополя... Мммм.. Где тёплый ласковый Симферополь, и где Сейда...


Даже иногда не очень верится, что одни и те же вагоны могут сначала проезжать станции Остряково, Урожайная, Джанкой, а потом вот эти Шоры, Инту, Сивую Маску, Чум, Хановей... Настолько это разные реальности..

За Сейдой заканчивается какая-либо тайга и начинается настоящая тундра!



Ни деревца до горизонта! Аж дух захватывает.



Линия делает кучу поворотов, постоянно видно нас. Потом этот участок из-за вечной мерзлоты постоянно проседает, и по словам железнодорожников, его нужно ремонтировать чуть ли не каждое лето.



Вот он, собственно, Чум



Ещё один "Шор"



Станция... Мда, полный



Ну и вот, финиш нашего путешествия. Далёкая и суровая Воркута!



Перед вокзалом расположен погрузочный терминал, куда прибывают машины на платформах. Напомню, платформа - единственный путь, по которому сюда может попасть автотранспортное средство.



Интересно, что на вокзале тут имеется новый РЖД-шный книжный проект. На других вокзалах кроме Москвы, нигде больше такого не видел.



У дежурной. Оно, конечно, мечтать то не вредно..



Сама же ветка здесь не заканчивается, а расходится, образуя "воркутинскую петлю", идущую по шахтам, окружающим Воркуту.



Точнее, начинается петля раньше, на предпоследней станции Хановей. А сама Воркута уже находится на одной из сторон петли. А это одна из самых северных точек петли (и, соответственно, вообще всей магистрали) - окрестности шахты Северная.



Про ветку "Сейда - Лабытнанги" расскажу отдельно.



Пост в ru-railway

Железные дороги, Воркута, Коми, Инта, Печора

Previous post Next post
Up