Ветка "Коноша - Воркута", являющаяся одной из двух самых северных ж.д. линий России и мира, давно меня интересовала не только, как средство достижения до конкретных пунктов, но и сама по себе. У неё непростая история, высокая протяжённость (около 1500 км) и завораживающие виды. В итоге она стала чуть ли не основной "вехой" моего
северного путешествия.
Воркутинская магистраль протянулась примерно на 1500 км на северо-восток от посёлка Коноша в Архангельской области до города Воркута на крайнем севере и северо-востоке Коми. Ветка строилась в 20-30-е годы, во многом силами заключённых.
Магистраль интересна тем, что вся она неэлектрифицирована, но при этом большая её часть (Коноша-Инта) двухпутна! Неэлектрифицированные двухпутные линии - крайне редкое явление.
Воркутинская магистраль славилась проблемой с пригородным сообщением, которого тут всегда особо не было. Поэтому в составах дальних поездов курсируют общие и сидячие вагоны. Тем не менее, сейчас существуют пригородные поезда "Сосногорск - Ираёль", "Ираёль - Печора", "Печора - Инта" и "Печора - Усинск".
(поезда в Ираёль (спереди) и в Инту (сзади) на станции Печора)
Основным транспортом тут всё же является поезд дальнего следования. При этом неудобство заключается в том, что распределены по суткам все 6-7 имеющихся поездов крайне неравномерно. Все станции они проходят с интервалом от одного до двух часов один за другим, после чего на пол-суток наступает пустота. Так, например, все поезда на север проходят Печору начиная с вечера (9-10 часов), заканчивая ранним утром (4-5), а Инту, соответственно, с часу ночи до 8-9 утра.
Начало магистрали - узловая станция Коноша на линии "Москва-Архангельск". Здесь все сворачивающие на магистраль поезда стоят по 20-30 минут и меняют электровоз на тепловоз (и обратно, если едут на юг).
Есть небольшая часовенка
Дальше из важных станций будет Вельск, где линия пересекает трассу М-8. В связи с чем тут удобно пересаживаться с поезда на автостоп и обратно. Следующий крупный город - Котлас. В его черте две станции: Котлас-Узловой
И Котлас-Южный (в центре города). В Котласе сложная схема движения в результате чего для заезда на Южный вокзал и последующего выезда, поезд должен два раза менять направление. Кстати, в Котласе ещё к магистрали примыкает ветка из Кирова, по которой приходит достаточно много поездов, идущих на юг и в центральную Россию.
Всякую мелочь мы тут затрагивать не будем. Дальше будет сразу Микунь! Мы уже в республике Коми.
Узловая станция, расположенная в 70 км от столицы Коми - города
Сыктывкара. Туда из Микуни ведёт тупиковая ветка. В другую сторону эта ветка продолжается до посёлка Кослан в дебрях Коми, куда из Сыктывкара ходит ежедневный поезд.
Вокзал Сыктывкара:
Движение по тупиковой ветке не особо активное, но какое-никакое есть.
Станция Вогваздино на ветке "Микунь-Сыктывкар".
Пейзажи - высокие хвойные леса
И вот, наконец, одна из ключевых точек, город Ухта. Крупнейший город на всей магистрали.
Вокзал 50-х годов, красивый
В пригороде Ухты расположился город-спутник Сосногорск. Здесь свой вокзал, поезда по много времени стоят и там и там (езды между станциями 15 минут).
У Сосногорска сохранился очень приятный деревянный вокзальчик, причём довольно необычной раскраски
Со старыми деревянными лавками, на которых можно лежать :)
С вырезными буквами
Увы, рамочный идиотизм проник даже сюда :(((
Из Сосногорска отходит ус на юго-восток в Троицко-Печёрск. Туда можно поехать, если вы хотите посетить Троицко-Илычский заповедник (где знаменитые огромные камни-валуны)
Едем дальше. Станция Ираёль. Рядом мелкая деревня, откуда начинается дорога в Ижму, Усть-Цильму, а также к
барже в Нарьян-Мар.
Пейзажи за окном примерно такие - высокая хвойная тайга. Чем ближе к северу, тем тайга становится мельче, и далее она превращается в лесотундру
Град Печора на одноимённой реке - очередная узловая станция.
Раньше сюда железная дорога была единственным способом попасть. Теперь же Печора является крайней точкой, куда можно добраться на машине.
На станции тусуется духовой оркестрик, встречает-провожает поезда всякими маршами
Ангар непонятно для чего.
Привокзальная площадь уныла
Пригород в Ираёль
Далее, пойдём немного подробнее. Станция Янъю. Здесь расположена компрессорная станция, на которой работает куча народу. В связи с чем из поезда вываливается толпа рабочих
Идёт и садится на вахтовки
Сама станция современна
Где-то по пути проезжаем станцию Сыня, откуда отходит ус на Усинск :)
Хорошее название. :) Вылью. Вот возьму и вылью..
Станция Изъяю. Всё заканчивается на "ю". Ю по коми - река
Косью. На горизонте уже забрезжили Уральские горы..
Переезжаем реку Косью
И вот, следующий узловой пункт!
Сама Инта расположена в 11 км к северу от станции, туда ходит пригородный автобус. А станция расположена в посёлке Верхняя Инта. Из-за того, что я приехал сюда утром, а поезда, как я выше писал, ходят только ночью, тусовался тут весь день. Снял обалденный закат.
(Кстати, последний вагон на фото - непростой... Кто поймёт, в чём его суть?)
Далее к северу следует феерический набор названий: Нюр, Сивая Маска, и затем всякие Шоры: Амшор, Пышор, Шор, Пернашор. Я не шучу, последние три "шора" идут один за другим именно в такой последовательности :))
Отсюда.
И вот мы прибываем в тоскливейшую дыру - станцию Сейда. Погода как ни что другое отлично передаёт общую атмосферу места.
Здесь приходит полное ощущение нахождения где-то на краю света.
Станция Сейда... снова узловая! Отсюда отходит первый участок "501-й стройки" к Оби в город Лабытнанги. Точнее отходит он не здесь, а от следующей станции Чум. Но Чум - совсем мелкий полустанок, и поезд "Воркута-Лабытнанги" разворачивается именно здесь.
Поэтому в Сейде я был несколько раз.
А ещё совсем недавно отсюда можно было доехать на прямом поезде до Симферополя... Мммм.. Где тёплый ласковый Симферополь, и где Сейда...
Даже иногда не очень верится, что одни и те же вагоны могут сначала проезжать станции Остряково, Урожайная, Джанкой, а потом вот эти Шоры, Инту, Сивую Маску, Чум, Хановей... Настолько это разные реальности..
За Сейдой заканчивается какая-либо тайга и начинается настоящая тундра!
Ни деревца до горизонта! Аж дух захватывает.
Линия делает кучу поворотов, постоянно видно нас. Потом этот участок из-за вечной мерзлоты постоянно проседает, и по словам железнодорожников, его нужно ремонтировать чуть ли не каждое лето.
Вот он, собственно, Чум
Ещё один "Шор"
Станция... Мда, полный
Ну и вот, финиш нашего путешествия. Далёкая и суровая Воркута!
Перед вокзалом расположен погрузочный терминал, куда прибывают машины на платформах. Напомню, платформа - единственный путь, по которому сюда может попасть автотранспортное средство.
Интересно, что на вокзале тут имеется новый РЖД-шный книжный проект. На других вокзалах кроме Москвы, нигде больше такого не видел.
У дежурной. Оно, конечно, мечтать то не вредно..
Сама же ветка здесь не заканчивается, а расходится, образуя "воркутинскую петлю", идущую по шахтам, окружающим Воркуту.
Точнее, начинается петля раньше, на предпоследней станции Хановей. А сама Воркута уже находится на одной из сторон петли. А это одна из самых северных точек петли (и, соответственно, вообще всей магистрали) - окрестности шахты Северная.
Про ветку "Сейда - Лабытнанги" расскажу отдельно.
Пост в
ru-railway