Итак, по свежим следам, пост о сложной запутанной транспортной системе города Стамбула.
Для наглядности и понимания повествования, сразу прикладываю схему.
Джерело:
Румыния - Болгария - Стамбул (часть 2)Много древнего интересного содержит в себе град Константинополь. Помимо известных достопримечательностей античной и средневековой эпох, здесь много чего занятного имеется и в плане транспорта. Вообще, Стамбул можно считать раем для транспортных фанатов. Такого обилия видов транспорта, как здесь, нет больше почти нигде. Давайте рассмотрим их более подробно.
Как вы наверняка знаете - город поделён на 2 части - европейскую и азиатскую. Весь основной центр в европейской части, в ней же находится и большинство занятного транспорта. Европейская часть тоже поделена на 2 части бухтой Золотой Рог.
1. Метрополитен. В Стамбуле пока имеется только одна линия полноценного подземного метро (М2). Находится она в европейской части, начинается она в северной половине европейской части, имеет .. станций.
Внутри поезд сквозной, можно пройти по гармошке в соседние вагоны.
Интересная особенность линии метро. Поезда в ней идут с севера до станции Таксим, расположенной под одноимённой площадью, являющейся одним из ключевых транспортных узлов города. Однако линия не заканчивается на Таксиме - с другой платформы станции отходит поезд-челнок до станции Шишхане.
В азиатской части уже построена и вот-вот должна открыться вторая линия метро. Начинаться она будет от пристани Кадыкёй. Волею случая мне довелось проникнуть в неоткрытую ещё станцию метро Кадыкёй. Просто фантастика какая-то: спускаюсь в метро, а там всё работает - горят табло, стоят турникеты (закрытые плёнкой), захожу на платформу, а там приходит поезд, открываются двери. И абсолютно никого нет, возникло чувство нереальности какое-то.
Свеженькие рельсы
К сожалению, прокатиться на этом поезде не получилось. Когда я попытался второй раз проникнуть в это метро, там образовался некий рабочий, который стал говорить, что сюда ходить нельзя.. А жалко, конечно.
2. Лёгкое метро (М1). В русскоязычной схеме Стамбула она обозначается, как "полуметро". Вторая линия метро находится также в европейской части, идёт от площади Аксарай в аэропорт Ататюрк. Отличается от первой линии тем, что имеет множество наземных станций, а также другой тип поездов.
Станция Аксарай
Станция Отогар (автовокзал). Тут имеется 3 пути, средний ведёт на ответвление на станцию Эсенлер
Наземная станция Атакёй
3. Скоростной трамвай (Т1). Одна из наиболее популярных транспортных артерий города, т.к. она связывает почти все ключевые точки европейской части Стамбула: пристань Кабаташ, ж.д. вокзал Сиркеджи, старый город, площадь Аксарай, пересадочный узел Топкапи.
Все трамвайные вагоны трёхсекционные, сцеплены по две штуки, производства Альстом.
Трамвайные станции отделены от проезжей части турникетами. Однако при большом желании можно попасть на станции, минуя их.
4. Ещё одна линия непонятно чего. Можно назвать скоростным трамваем, можно S-bahn-ом, можно ЛРТ (Т4). Потому что с одной стороны уже не трамвай, с другой стороны уже не метро. Часть станций представляют собой такие же станции, как у предыдущего трамвая, часть - подземные станции, как у метро. В общем, в некоторой степени подобие волгоградского метротрама
Начинается линия от пересадочного узла Топкапи, идёт на север. По сравнению с другими линиями транспорта, она загружена довольно слабо.
Ещё одна закрытая станция Едирнекапи.
Вход в начальную станцию Топкапи
Подвижной состав выглядит как-то так. Сцеплены 3 вагона - 2 головы и одна серединка. Действительно что-то среднее между метро и трамваем.
5. Ностальгический трамвай. Для поддержания антуражу, по главной пешеходной улице Истикляль была восстановлена трамвайная линия, на которой эксплуатируются вагоны начала XX века.
Трамваи из-за обилия пешеходов двигаются здесь крайне медленно - 5-10 км/ч.
Из-за того, что трамвай так медленно ползёт, многие на нём ездят зацепингом.
На азиатской стороне имеется ещё одна линия ретро-трамвая (Т3). Представляет собой одностороннее кольцо, проходит площадь Кадыкёй и будущую одноимённую станцию метро. Линия совсем небольшая, полный оборот занимает минут 15-20. Здесь используются чуть более новые трамваи, чем на Истикляле - немецкие "Готы". Кстати, такие же трамваи ходят в Евпатории.
6. Метробус. Единственный наземный транспорт, связывающий европейскую и азиатскую части. В том числе по этой причине он постоянно катастрофически переполнен. Представляет собой выделенную полностью изолированную от внешнего мира линию, расположенную по проезжей части, по которой с интервалом 30-40 секунд ходят автобусы. Попадание в автобусы происходит, как и у скоростного трамвая, через турникеты на станции.
Линия метробуса очень длинная. Начинаясь в глубине азиатской части она проходит по мосту через Босфор в Европу, и идёт по европейской части города практически до самого его конца. При этом на линии имеется несколько маршрутов, ни один из которых не проходит её всю. Все маршруты имеют номер 34:
34 - идёт с западного конца (Авчилар) до станции Медиекёй, где имеется пересадка на одноимённую станцию метро. Данная станция - последняя перед мостом через Босфор на европейской части Это самый длинный маршрут метробуса.
34A - Эдирнекапи - Согютлучишме (азиатская часть). Идёт через Босфор.
34Z - Медиекёй - Согюилучшиме. Самый короткий маршрут - едет по азиатской части, проходит через пролив и сразу заканчивается.
34T - Эдирнекапи - Авчилар. Интересен тем, что по нему ходят трёхсекционные автобусы с двумя гармошками. При этом в часы пик они берут пассажиров при движении только в одну сторону, а обратно перегоняются пустыми.
Станция метробуса
7. Электропоезда. В обеих частях города имеются железнодорожные линии. До недавнего времени по ним ходили и ПДС-ы - с европейской стороны в Софию, Белград и даже в Вену, с азиатской в Тегеран, Алеппо и по стране. Сейчас на обеих сторонах идёт глобальная реконструкция, поэтому курсируют только электрички. Название европейского вокзала - Сиркеджи, азиатского - Мустафапаша.
Электрички на Сиркеджи
Вокзал Хайдарпаша
Две ж.д. линии в разных частях света пока никак не связаны. Однако под проливом уже строится туннель, который должен соединить в одну сеть два берега. Если это случится, это будет большое историческое событие, т.к. соединятся также ж.д. системы Европы и Азии, из Парижа в теории можно будет проехать беспересадочно аж до Пакистана, если не дальше.
8. Как попасть с одного берега города на другой, кроме как на метробусе? Естественно, на корабле. Поскольку Стамбул - водный город, то корабельных маршрутов здесь 15 штук, и все они включены в систему городского транспорта. На европейской части основными водными станциями являются причалы Эминёню, находящиеся недалеко от ж.д. вокзала Сиркеджи и Кабаташ, располагающийся с другой стороны бухты "Золотой Рог", недалеко от площади Таксим. В азиатской части основными водными узлами являются пристань Юскюдар и Кадыкёй. На Кадыкёе располагается большая автобусная станция, от которой расходятся автобусы почти по всей азиатской части города, в том числе и в аэропорт Сабиха. Помимо вышеперечисленных водных станций на обоих частях также имеются и другие менее значимые пристани, до которых также ходят корабли. Между основными станциями кораблики курсируют каждые 15-20 минут.
Корабль на Юскюдар
Помимо этих маршрутов есть также довольно интересные с туристической точки зрения водные направления:
1) Корабли c Кабаташа на Принцевы острова. Данные острова находятся в Мраморном море и являются официально частью Стамбула. Всего имеется 4 острова, корабли обходят всех их последовательно. Билет туда немного дороже обычного городского.
2) Эминоню - Сарыер. Кораблик идёт по Босфору и проходит где-то 70% пролива. Стоит отметить, что подобным маршрутом ходят туристические прогулочные теплоходы за соответствующую цену (10 турецких лир). Здесь же можно проплыть этим маршрутом по цене обычного городского транспорта. Отправляется один раз в день с пристани Еминёню в 18.10.
3) Юскюдар - Эминоню - Еюп. Маршрут вдоль бухты Золотой Рог. Имеются остановки на обеих сторонах залива.
Есть паромы для автомобилей
Причал Хайдарпаша
9. Фуникулёры. В европейской части построены два фуникулёра. Первый Тюнель был построен ещё в 19 веке (1875 год), он спускается от конца улицы Истикляль (и конечной ретро-трамвая) к бухте Золотой Рог и Галатскому мосту. Считается самым старым подземным транспортом в континентальной Европе.
Второй более современный фуникулёр связывает площадь Таксим и пристань Кабаташ.
10. Автобусы. Естественно, что без самого популярного в мире транспорта в Стамбуле невозможно обойтись. Автобусных маршрутов очень много, они имеют довольно запутанную нумерацию. К цифре маршрута часто прибавляется буква (89М, 16Т и т.д.). Маршруты с одной цифрой идут от какой-нибудь общей конечной в удалённых районах, но до разных ключевых пересадочных узлов. Так, например, в европейской части основные автобусные узлы, это: площади Таксим, Аксарай, Бейазыт. В азиатской части самой большой автобусной станцией является Кадыкёй.
В качестве подвижного состава используются преимущественно автобусы Mercedes Conecto. Однако сохранилось довольно большое число "икарусов", преимущественно 260-х (есть и 280-е, с гармошко.й). Почти все икарусы модернизированные.
По некоторым маршрутам ходят двухэтажные автобусы.
К сожалению, сколь либо внятной схемы всех автобусных маршрутов не существует. Равно как и карты с маршрутами. На некоторых остановках висят схемы низкого качества, из которых можно составить лишь крайне приблизительное представление о том, куда какие маршруты ходят.
Педивикия утверждает, что всего маршрутов автобусов 468, используются около 3000 машин.
11. Канатные дороги. 2 линии канатных дорог, обе из которых сильно удалены от других скоростных видов транспорта. Одна находится недалеко от площади Таксим (мною не посещалась), вторая проложена в районе Еюп.
Используется почему-то два отдельных рядом едущих вагончика. Впервые такое вижу.
12. Маршрутные такси. Маршрутки - единственный вид транспорта, в которых не действуют билеты и карты общепринятого образца. Как правило, ходят внутри районов на недалёкие расстояния. Часто они соединяют удалённые кварталы со станциями метро, скоростного трамвая или метробуса. Номеров не имеют, маршрут пишется на табличке.
13. Коллективное такси. Подвид маршруток, судя по всему дублирует автобусы.
Ну вот вроде и всё. Как видим, в Стамбуле имеются почти все возможные из имеющихся виды городского транспорта. Не хватает лишь только троллейбусов, хотя когда-то были они. Однако несмотря на кажущееся транспортное изобилие, транспортная ситуация тут крайне тяжёлая, перемещаться по городу крайне сложно и долго. Ведь если посмотреть на схему, то можно увидеть, что все вышеперечисленные линии скоростного транспорта очень слабо связаны между собой. 3 линии метро не пересекаются вообще нигде и не будут пересекаться в ближайшей перспективе. В европейской части также строятся новые линии трамваев и метро (продолжение ответвления у лёгкого метро), однако и они не смогут качественно улучшить ситуацию. Сложность добавляет крайне запутанная система оплаты проезда. Далее будет про неё.
Оплата проезда. Стандартный билет на одну поездку стоит 2 лиры (одна лира=17 руб.=0.43 евро). Некоторые рейсы кораблей, а также метробус и автобус в аэропорт "Сабиха" стоят дороже. При этом в Стамбуле не существует билетов на время, как в Европе, хотя здесь бы они были крайне полезно. Вместо этого турки придумали крайне странную технологию.
За 5 лир можно купить специальную карту и положить на неё любую сумму денег. При поездках нужно прикладывать карту к валидатору, он с неё будет списывать нужную сумму. При использовании такой карты первая поездка будет стоить 1,75 лиры, вторая - 1,20, третья - 0,90 (поездки должны быть совершены в течении двух часов с момента первого прикладывания). Карта действует на всех видах транспорта, кроме маршруток. В метробусе и кораблях на Принцевы острова, списывается большая сумма. Теоретически можно сдать карту обратно в киоск и получить 5 лир и лежащий на ней депозит. Однако на практике осуществить это затруднительно.
Контролёры в автобусах и трамваях отсутствуют, поэтому если удалось проникнуть бесплатно, то можно дальше ехать спокойно. Однако сделать это обычно затруднительно, так как в автобусах прикладывание карты контролирует водитель, а на трамваях и метробусе около турникетов стоят специальные служащие, которые следят, чтобы никто не проникал на станции не через турникеты (тем не менее, на линии трамвая Т1 в центральной части в некоторые часы на платформу довольно легко попасть, минуя турникеты).
Приезжайте в Стамбул!