Show must go on...

Jan 10, 2007 13:50

...Продолжаю свои записки вшивого о бане...
Хочу открыть страшную тайну
"Все жанры хороши, кроме скучного" - говорил классик, кажется Вольтер. Cкорее всего он имел в виду лекции и проповеди. Первое - рассказ о том, чего мы не знаем потому как нафих оно нам сдалось. Второе - сублимация тоски вшивого о бане: о вреде вредного и пользе полезного.
Так вот - я сделал великое открытие маленькое неназойливое примечание: все не претендующие на высокую художественность выступления являются более-менее замаскированными лекциями и проповедями. Исключения из этого правила - исторические разыскания. Они, конечно, тоже бывают очень скушны - когда сбиваются в кучи из дат, цитат и ссылок на труды давно забытых авторов. Такими "кучами истории" забиты стеллажи в научных библиотеках и кабинетах специалистов по этим самым "кучам". Разумеется не об них речь... Нет - история хороша как тайна. Тайна нас - кто мы, откуда, куда мы идем: о чем нам всегда хотелось знать, но боялись не у кого было спросить. Поэтому все нескучные жанры суть страшные тайны истории.
Чуть больше ста лет назад умер один странный человек. При жизни он был не слишком известен, но стоило ему умереть, как он тотчас стал невероятно славен и чудовищно популярен; можно сказать он был если не первый - в грядущей нескончаемой череде - то один из первых поп-идолов. Заметьте - телевидения и долби-стерео тогда еще не было, а кино развлекало публику наездами паровозов и забавами со шлангом - архаическими прототипами того, что позже стало экшеном и порнухой. Звали этого человека Фридрих Ницше. Наряду с Карлом Марксом он стал самым популярным интеллектуалом того времени, и даже теперь не задвинут во второй эшелон наступлением новых кумиров, всех этих хайдеггеров, хабермасов, деррида и прочих попперов.
Ницше подкинул столько - и столь необычных - идей, что мы до сих пор не можем вполне их усвоить. Процесс усвоения не только затянулся, но еще и оказался страшноватеньким чреватым - зловещими перегибами, вроде политого поливальщика устроенного (также очень популярным) толкователем его Гитлером. Мне рисковать не хочется - попользоваться не для того я тут классика приплел. У Ницше, кроме закидонов странностей, были идеи вполне здравые, даже тривиальные - вернее кажущиеся таковыми. Одна из них - о генезисе: происхождении, зарождении, начале. Его заинтересовало откуда пошла есть начало того безобразия, в котором, как он считал, его угораздило оказаться, т.е. происхождение всей совокупности представлений, именуемых, благодаря нелюбимому им Гегелю, "духом времени", или, попросту, современностью. Он не был моралистом - скорее историком...
Ницше не любил свое время. В этом была главная его странность; не любил настолько, что спятил как честный муж опостылевшую жену, сбежать от которой не позволяет долг - тогда как все его современники перлись и тащились, полагали себя крутыми живущими в наилучшем из времен. Можно сказать, что он тоже мечтал о бане - и Нелюбовь свою он (следуя открытому чуть позже доктором Фрейдом закону вытеснения и переноса) сосредоточил на двух чуваках символических фигурах: Сократе и Христе. Они - считал усатый немец, и это не было странным, так считали все - положили начало всем бедам идеям и представлениям, которые и привели человечество к нынешнему состоянию: позорному - как считал он, прогрессивному и либеральному - как считало все остальное человечество. Благодарное человечество Сократа и Христа любило и почитало - Ницше их ненавидел.
Несогласие этого психа странного человека со своим временем, его нелюбовь к главным персонажам европейской истории, настолько интересны сами по себе, что побуждают меня присмотреться к ним без вникания в тонкости его философии, так заворожившей после его смерти тот мир, которому он отказывал в праве считать себя устроенным наилучшим образом.
Итак, мы имеем трех сабжей три исторических персонажа - Сократ, Христос, Ницше... Соединила их сама история, а не прихоть чокнутого философа. Что их объединяет - без поправок на различия в идеях? Каждый из них был занудой, гуру, мечтал о бане, выступил с оказался в некотором несогласии со своим временем. Каждый поплатился за это собственной жизнью; Ницше - психушкой, но только потому, что времена и впрямь были снисходительными к либеральными (что не помешало ему на грани - или уже за гранью - безумия подписываться "Распятый"). Как бы ни были впечатлены их современники идеями и самими личностями, все же удобней было от них - если не от идей, то, по крайней мере, от личностей - избавиться. В случаях Сократа и Христа физическое устранение носителя идеи казалось средством надежным: времена были простодушные, да к тому же неважно оснащенные по части средств распространения информации. Уже инфицированным Слишком охочим до идей полагалось испугаться и помалкивать. Но вот наступили времена самообслуживния. Прогресс - просвещение и оснащение - вычеркнул этот наив из обихода: идеям и носителям была предоставлена полная воля; теперь они доканывали друг дружку сами.
Тут сравнение по вторичным половым признакам себя почти исчерпывает, оставляя нас с носом в некоторой задумчивости. Несогласие с временем, идеи - кажется это было всегда и со всеми, и действительно часто бывало опасным. Ну и что? Маловато будет Для размашистых обобщений этот материал уже не пригоден, исчерпан до дна уровня школьных учебников и побасенок о непризнанных гениях. Где тут обещанная тайна? Может и нет ее вовсе? Если не считать Иисуса - Бог по определению тайна...
И все-таки - отчего-то возникает такой накал противостояния человека существующему порядку вещей, который иначе чем смертью или безумием окончиться не может... Есть какая-то несходимость - и придурки некто готовый настаивать на ней до последней черты. Притом, что порядок, то есть сходимость, и не абы какая, а вполне определенная - согласование интересов прежде всего, есть условие человеческого существования.
Сократ был обвинен в развращении юношества - учил молодежь сомневаться. В чем? - в конечном итоге наличном порядке, который афиняне по праву считали наилучшим среди всех им известных.
Если очистить историю с Иисусом от мистики евангельского предания, то картинка получается еще более сомнительной похожей. Он был казнен Римом по доносу иудейской общественности, увидевшей в новоявленном пророке угрозу порядку. В котором были заинтересованы обе стороны - и Иудея и Рим.
Порядок осуществляем властью.
А власть, как мы теперь знаем, есть сговор подчинения и властвования общественный институт, призванный обеспечивать порядок.
...И вдруг появляются негодяи, редиски, психи маргиналы, которым не то, чтобы именно этот самый порядок не подходит, или эта самая власть - тогда они были бы бандитами или революционерами - нет, они отвергают саму основу: согласование интересов.
Ведь и Сократ, и Христос, и Ницше, каждый на своей лад, сделали именно это - отвергли возможность согласования интересов. Вернее показали, что такое согласование приводит человека-индивида к состоянию раба. Раба собственных похотей, раба власти, раба необходимости, раба случая...
И наиболее радикально это сделал Ницше - настолько радикально, что объявил предшественников своих, Сократа и Иисуса, главными закабалителями, так как они были трусами, соглашателями, оппортунистами оставили некоторый простор любителям согласований... Немец калитку, пробоину отказался от всех уловок - как пожелаем так и сделаем, ни мира, ни войны долой согласования, даешь волю Übermensch'a!
И стал чертовски популярен!
Почему так все получилось нам уже объяснили, и я не собираюсь повторяться - ну ее, маму учения
Нам уже все объяснили - и про гигантов, и про карликов; только нам все по барабану...
Сократ, Иисус, Ницше - кто еще нас чему учил?..
А мы все так же верим в согласование интересов, и в то, что это благо. Мы верим в общество, и стараемся им быть. Мы придумали много сказок о гениях, и даже научились производить их пачками - на заказ. Мало - пройдя сквозь самый кровавый и истребительный из всех веков нашей истории, когда во имя согласования интересов угробили тьмы и тьмы подобных себе, но по случаю в согласование не вписавшихся, мы опять рады тешиться мыслью о том, что быть современным - читай "согласованным" - главная доблесть человека.
И вот какая мысля пришла мне что получается - мы имеем совсем не ту историю, которую привыкли считать, по меньшей мере, прогрессом своего разумения. Мы имеем историю все более и более изощренного согласования интересов - в добавок к истории удовлетворения своих похотей. Настолько изощренного, что сумели возвести в ранг кумиров тех, кто показал нам пагубность этого пути - согласования рабьих интересов.
Сократ выпил яд. Иисуса распяли. Ницше сошел с ума.
Зачем они это сделали?!
Ведь мы все равно все устроили по-своему.
Бля буду! По моему скромному разумению, здесь как раз и кроется главная тайна истории. Истории еще не написанной - истории прогресса пошлости.

капец, nota bene, дискурс

Previous post Next post
Up