Мне предложили сделать такую книгу. Издательство уже отклонило несколько проектов других авторов, сугубых профи в этой теме. Меня подписывают как соавтора, при том, что первого: второй - мой ученик (вернее ученица), которая уже пару лет кормится фотографией, в том числе и "ню". Здесь я выставляю (частично) то, с чем мы пойдем в понедельник на контакт с редактором серии. Если его мой подход убедит - бум делать.
Цель - или лучше сказать задача, этой книги, научить фотолюбителя жанра "ню" делать такие снимки, при первом взгляде на которые его рука не тянулась бы рефлекторно к клавише "delete", а у модели не возникало бы чувства горького раскаяния, что она позволила вовлечь себя в эту авантюру. На большее авторы не претендуют. И не потому, что они столь скромны. Просто большему вас не научит никакая книга, даже та, которая будет щедра на самые потаенные ноухау самых крутых профи. Научиться большему - например стать этим самым "крутым профи" - сможете только вы сами. У мастерства один путь: сначала вы фотографируете то, что вам нравится, потом выбрасываете то, что не нравится - и не забываете при этом озадачиться вопросом, что именно сделало тот или иной ваш снимок годным лишь для мусорной корзины.
Поэтому мы будем очень мало и косвенно, по ходу дела, касаться чисто технических нюансов, как то: выбор фото и осветительной аппаратуры, экспозиционных параметров съемки (тип, чувствительность и мегапиксельность матрицы, апертура, выдержка), а также вопросов обработки "сырых" файлов в тех или иных графических редакторах. Все эти материи не относятся специально к фотографированию обнаженной натуры, и мы предполагаем само собой разумеющимся, что вы уже успели ознакомиться с ними по другим книгам прежде, чем взять в руки эту. Также вы почти не найдете здесь изложения правил композиции - ни азов, ни теоретических постулатов высшего пилотажа. Этот щекотливый пункт следует пояснить. Композиции - то есть представлению о том, из каких элементов выстраивается выразительная картинка, и умению осознанно ими манипулировать - научить почти невозможно. Почему это так, а не иначе, станет ясно опять же по ходу разговора. Мы априори предполагаем, что даром художественного видения вы, уважаемый читатель, наделены как бы от рождения - в противном случае наш труд заведомо напрасен. Видение примерно то же самое, что и музыкальный слух: нет его - учить музыке бесполезно. Сказанное вовсе не означает, что дар этот нельзя совершенствовать - главным образом этим нам и предстоит заняться, но мы будем это делать опосредованно, через рассмотрение отдельных моментов, характерных для фотографирования человеческого тела, а не разжевывая теоретические положения. Словом, все не специфическое для нашей темы мы как бы выносим за скобки; в приложениях вы найдете список литературы по общим вопросам художественной и коммерческой фотографии, который мы можем смело рекомендовать всякому фотолюбителю.
И еще несколько слов для пояснения нашей позиции, чтобы при взгляде на оглавление вы не слишком недоумевали - впрямь ли в ней идет речь об интересующем вас предмете?
Как все сверхпопулярное фотография обросла такой бородой предрассудков, что стал уже почти невозможным нелукавый разговор о ней. А уж когда возникает ключевое слово "ню" затык начинается с первых же шагов: на домыслы фотографические проецируется вся сумма представлений об "эротике в искусстве" (тоже, по большей части, невнятных), и картинка превращается в такой паззл, что уже не знаешь с какого угла за нее браться. Чтобы сходу не пропасть в таких случаях прибегают к упрощениям - отдавая себе при этом отчет, что в дальнейшем эта неизбежная простота будет не только обрастать подробностями, но также и в том, что за нее следует держаться как за якорь. Наша книга и есть такое упрощение - в текстовой части, с приложением "подробностей" в виде иллюстраций.
0. От этюда к шедевру - через tour de force
1. Поза и жест - необходимое различение.
2. Тело как: портрет, натюрморт, пейзаж
3. Студия
4. Пленэр
5. Риск - между "можно" и "низя"
6. Эротическая игра - театр двух актеров.
7. Провокация - нагота в "невозможных" контекстах.
8. Модель тоже автор.
9. Архетип наготы (?)
10. Пояснения и приложения.
-------------------------------------------------
Примерно так...
Вас заинтересовала бы такая книга?
Жду сомнений, вопросов и предложений.