24 октября 1942 года начальник Комитета по делам кинематографии СССР Иван Большаков не разрешил Фаине Раневской играть роль княгини Евфросиньи Старицкой в последнем фильме Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный».
«Семитские черты Раневской очень ярко выступают, особенно на крупных планах. Утверждать Раневскую на роль Ефросиньи не следует, хотя Эйзенштейн будет апеллировать во все инстанции», - написал он в письме секретарю ВКП(б) Щербакову.
Фотопробы Раневской
Эйзенштейн долгое время не решался сообщить об этом Раневской - ей очень нравилась эта роль, и она вложила много труда в репетиции. Наконец сама актриса написала режиссеру: «Может быть, Вы меня отлучили от ложа, стола и пробы? Будет мне очень это горестно, т. к. я люблю Вас, Грозного и Ефросинью!» Эйзенштейну пришлось признаться, что ее не утвердили. Раневская обиделась и в сердцах заявила: «Я у этого черта сниматься не буду ни за что!». Позже ее удалось убедить, что режиссер ничего не мог сделать.
Роль княгини в фильме сыграла Серафима Бирман, которая тоже была еврейкой. Впрочем, в ее анкете было указано, что она по национальности молдаванка.
Серафима Бирман в роли Серафимы
источник