23 октября 1958 года Шведская академия присудила Борису Пастернаку Нобелевскую премию по литературе «за значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа». Он стал вторым после Бунина русским писателем, удостоенным этой награды.
В ответ на телеграмму из Нобелевского фонда Пастернак ответил: «Бесконечно признателен, тронут, горд, удивлен, смущен». Но получить премию ему не удалось.
Годом ранее в Италии впервые издали роман «Доктор Живаго». В СССР его раскритиковали за «дух неприятия социалистической революции» и отказались печатать. Но на Западе роман завоевал популярность. Начали говорить о присуждении Пастернаку Нобелевской премии, и Альбер Камю подал его кандидатуру в Нобелевский комитет. По правилам, чтобы кандидатуру писателя рассмотрели, нужно было издать его роман на языке оригинала. Голландское издательство напечатало 50 экземпляров «Доктора Живаго» на русском.
В тот же день, когда Пастернаку была присуждена Нобелевская премия, Президиум ЦК КПСС принял постановление «О клеветническом романе Пастернака». Еще через четыре дня Пастернака исключили из союза писателей СССР. Коллеги-писатели, в том числе Сергей Михалков и Вера Инбер, подписались под заявлением, в котором требовали выслать Пастернака из страны. Любовнице и музе писателя, редактору и переводчице Ольге Ивинской, которая стала прототипом Лары в «Докторе Живаго», методично отказывали в работе.
Массовая травля, предательство и давление со стороны властей вызвали у Пастернака нервный срыв. Уже 29 октября он отказался от Нобелевской премии. «В силу того значения, которое получила присужденная мне награда в обществе, к которому я принадлежу, я должен от нее отказаться. Не примите за оскорбление мой добровольный отказ», - написал он в комитет премии.
Одновременно он отправил телеграмму в ЦК: «Отказался от премии. Прошу восстановить Ивинской источники заработка в Гослитиздате».
Нобелевскую премию за Пастернака получил в 1989 году его сын Евгений.
источник