Перед войной 1812 года снова возникли старые подозрения: сохранят ли евреи верность российскому престолу или же‚ озлобленные притеснениями и изгнаниями последних лет‚ перейдут на сторону неприятеля. Этот вопрос волновал многих: власти‚ помещиков и польскую шляхту западных российских губерний‚ которая с победой Наполеона связывала свои мечты о национальной независимости. Не случайно в начале 1812 года российский император повелел установить особое наблюдение за всеми жителями западных губерний‚ и минский губернатор сообщил в ответ‚ что подозрительными являются "все жиды".
Опасались тогда не только евреев. Опасались многих в преддверии новой войны с Францией. Атмосфера в стране была неспокойной; из рук в руки передавали анонимное письмо с крамольным текстом: "Дворянство‚ духовенство‚ купцы‚ крестьяне одинаково исполнены чувствами негодования и отчаяния‚ - все ропщут... Жиды‚ притесняемые в гражданском их существовании без всякой основательной причины‚ побуждаемые внешним влиянием‚ готовы предпринять всё против такого правительства‚ которое с ними одними нарушает терпимость веры". Московский генерал-губернатор докладывал: "Сословие слуг ждет Бонапарта‚ чтобы быть вольными". Современник писал с беспокойством: "Французы проповедуют всюду о вольности крестьян‚ - так и ожидай всеобщего восстания". Арестовывали и высылали из столиц иностранцев и подозрительных лиц‚ и из Москвы в Рязань - среди прочих "колодников и арестантов" - отправили по этапу группу евреев: "двадцать двух мужчин‚ шесть женщин и десять детей".
В июне 1812 года огромная наполеоновская армия переправилась через Неман‚ без боя заняла Вильно и пошла на Москву. Польское население завоеванных губерний почти целиком перешло на сторону Наполеона. Его встречали с энтузиазмом и называли "избавителем Польши"‚ "нашим мстителем"‚ даже "земным богом". Дворянство присягало Наполеону‚ образовывало самоуправление на занятых территориях‚ формировало польские полки‚ а молодежь "горела нетерпением вооружиться и вступить в ряды своих единоплеменников". “Граждане! - взывал к польскому населению городской голова в Вильно. - Цепей больше нет! Вы можете свободно дышать родным воздухом‚ свободно мыслить‚ чувствовать и действовать. Сибирь уже не ожидает вас‚ и москали сами принуждены искать спасения в ее дебрях!"
Путь наполеоновской армии лежал через заселенные евреями города и местечки западных губерний‚ и теперь уже на деле русское правительство могло проверить прежние свои опасения. Но война показала‚ что российское еврейство осталось преданным своему государству. Евреи‚ писал современник‚ "опасались возвращения польского правительства‚ при котором подвергались всевозможным несправедливостям и насилиям‚ и горячо желали успеха нашему оружию и помогали нам". Были‚ очевидно‚ и надежды‚ что после войны всё изменится к лучшему‚ и тогда не забудут про евреев. “Когда Всевышний поможет государю и враги его будут повержены‚ - говорил рабби Шнеур Залман‚ - он‚ наверное‚ вспомнит о евреях‚ улучшит положение их среди народов и дарует им навсегда всякие свободы". И еще одно‚ немаловажное: евреи Восточной Европы не доверяли Наполеону и той атмосфере безбожия‚ которая грозила отменить законы Торы‚ нарушить традиционный образ жизни‚ а потому они встали на сторону русских войск.
В то время российские евреи еще не служили в армии‚ и только единицы участвовали добровольцами в военных действиях. Герой войны 1812 года Денис Давыдов вспоминал про стычку с французами: "Один улан с саблею в руке гнался за французским егерем. Каждый раз как егерь прицеливался‚ улан отъезжал в сторону и вновь начинал преследовать‚ когда егерь обращался в бегство. Заметив это‚ я закричал улану: "Улан‚ стыдно!" Не ответив ни слова‚ он поворотил лошадь‚ выдержал выстрел французского егеря‚ бросился на него и рассек ему голову. После сего‚ подъехав ко мне‚ он спросил меня: "Теперь довольны ли‚ ваше высокоблагородие?" - и в эту минуту охнул: какая-то бешеная пуля перебила ему правую ногу. Весьма странно то‚ что сей улан‚ получив за этот подвиг Георгиевский знак‚ не мог носить его. Он был бердичевский еврей‚ завербованный в уланы".
Не участвуя в военных действиях‚ евреи поставляли русской армии важные разведывательные сведения. Еще до войны‚ когда французы стояли на границе с Россией‚ евреи - жители пограничной полосы - добывали сведения о передвижении их войск. Особо отличился тогда Гирш Альперн из Белостока‚ поставлявший чрезвычайно важную информацию. Он даже ездил в Петербург к военному министру‚ а тот отметил его "похвальное усердие к общей пользе" и вручил от имени Александра I перстень и пятьдесят червонцев. Во время войны ценность разведывательных сведений еще больше возросла‚ и евреи-лазутчики - Зелик Персиц‚ Захарий Фриденталь‚ Меер Марковский‚ Лейба Медведев‚ Гирш Гордон‚ Ицхак Адельсон‚ Янкель Иоселевич и многие другие‚ отмеченные в рапортах русских отрядов‚ добывали эти сведения с риском для жизни.
Полковник А. Бенкендорф вспоминал после войны: "Мы не могли достаточно нахвалиться усердием и привязанностью‚ которые выказывали нам евреи". Вторил ему генерал русской армии А. Ланжерон: "Привязанность евреев была нам очень полезна". То же самое отмечали и французы: "Все евреи оказывали тогда русским эту разведывательную службу... повсюду проявляли преданность России и сердцем не отпали от нее". Историк Отечественной войны 1812 года писал: "Наиболее важные сведения доставляли нам евреи... Мы своевременно знали не только о передвижениях и местах расквартирования французских войск‚ но даже и о тех пунктах‚ у которых Наполеон намечал переправы своих войск через реку Неман". Будущий император Николай I‚ путешествуя после войны по западным губерниям и записывая в дневник неодобрительные характеристики о евреях‚ отметил тем не менее: "Удивительно‚ что они в 1812 году отменно верны нам были и даже помогали где только могли с опасностью для жизни".
"В Борисове‚ - вспоминал генерал А. Ланжерон‚ - мне доложили‚ что какой-то еврей имеет мне что-то передать под большим секретом... Подняв край своей загрязненной одежды‚ он вытащил из-под подкладки бумагу и передал ее мне... Этот еврей прошел через корпуса двух французских маршалов и дал мне о них самый точный отчет". Еврей из Ошмян сообщил партизану Сеславину о появлении в городе Наполеона‚ и тот чуть было не взял в плен французского императора: "Еврей провел отряд по тропинке‚ покрытой глубоким снегом‚ а в городе всё было спокойно и в совершенной беспечности..." Некоторые разведчики получали вознаграждение за свои услуги‚ но другие отказывались от денег и делали бескорыстно опасное дело. “Один из евреев‚ - писали в русской газете‚ - явившись к командовавшему авангардом генералу от инфантерии Милорадовичу‚ предложил ему свои услуги. Добрая воля его не была отринута‚ и он тотчас был употреблен к собранию некоторых сведений... Генерал приказал выдать ему несколько денег‚ но еврей‚ уклоняясь от сей милости‚ сказал: "Теперь такое время‚ ваше высокопревосходительство‚ что все должны служить без денег".
Важную роль в той войне играли евреи-подрядчики и поставщики продовольствия для русской армии. Им выдавали особые удостоверения‚ и они без помех и задержек разъезжали по делам с места на место. Особые услуги русской армии оказывала и "еврейская почта"‚ которая в мирное время помогала еврейским торговцам и банкирам быстро пересылать необходимые сведения из города в город - через Польшу и западные губернии России. Почтовыми станциями служили для них еврейские корчмы‚ и специальные посланцы перевозили письма от одной корчмы до другой. Они ездили известными только им дорогами‚ часто по глухим‚ практически непроходимым местам‚ и значительно опережали тогдашних курьеров. О переправе Наполеона через Неман и начале войны Александр I узнал сначала с помощью "еврейской почты"‚ и только позднее прискакал к нему курьер из армии. Во время войны "еврейская почта" доставляла многие сведения русской армии‚ и даже французы отметили‚ что "еврейская почта‚ этот таинственный способ сообщений‚ обнаруживала чрезвычайную активность".
Помогая русской армии‚ разведчики‚ курьеры и проводники хорошо понимали‚ чем это грозит. В деревне возле Бобруйска казаки разбили французский отряд‚ потому что им своевременно сообщил о неприятеле некий Нисан Каценельсон. Отступая‚ французы захватили его с собой и замучили до смерти. В мемуарах одного француза записано: "Мы поймали русского разведчика‚ еврея‚ который спустя несколько часов и был расстрелян". В городе Шклове французы повесили некоего Этингона: он отказался показать им путь к Могилеву‚ заявив‚ что это противоречит заповедям Бога. “Как можем мы знать что-нибудь‚ - говорил пленный офицер французского главного штаба‚ - когда в качестве шпионов мы можем употребить только евреев‚ а они все за вас!" Не случайно‚ заняв Гродно‚ Денис Давыдов передал всю власть в городе не полякам‚ а местному еврейскому кагалу. “Зная преданность евреев к русским‚ - написал он в обращении к жителям‚ - я избираю кагального в начальники высшей полиции и возлагаю на него ответственность за всякого рода беспорядки‚ могущие возникнуть в городе... Дело кагального - выбрать из евреев помощников для надзора как за полицией‚ так и за всеми польскими обывателями города..." "Всё это‚ - вспоминал Давыдов‚ - разрывало от досады поляков‚ принужденных... исполнять предписания жидовского кагала".
Еврейские общины многих городов жертвовали деньги на нужды войны. Захватив Лепель‚ французы выбросили раненых русских солдат из больницы‚ а евреи взяли раненых под свое попечение и спасли им жизни. В этом же городе французы зажгли при отступлении один из шлюзов Березинского канала‚ но евреи его потушили‚ и русские войска без помех перешли на другой берег. Там же евреи построили новый мост взамен уничтоженного и "таким образом‚ - писали в русской газете‚ - армия наша не встретила препятствия в преследовании неприятеля". Возле Витебска‚ на занятой французами территории‚ евреи захватили в плен и привели в русский штаб французского курьера с депешами‚ которые он вез из Парижа Наполеону. А возле Мозыря некий Рувин Гуммер спас от погони русского фельдъегеря с важным донесением. Он укрыл его в своем доме‚ переодел в еврейское платье‚ обрезал пряди волос у своих дочерей и приделал офицеру пейсы‚ так что французы приняли переодетого поручика за местного еврея. Через несколько дней‚ когда всё утихло‚ Рувин Гуммер отвез курьера в русский штаб‚ а французы, прослышав об этом‚ сожгли дом‚ избили детей‚ а его жену повесили.
Верность евреев российскому правительству французы использовали однажды в критический для них момент. В ноябре 1812 года в сражении под Красным армия Наполеона была разгромлена и оказалась в ловушке возле Борисова. Со всех сторон ее окружали русские войска; надо было переправиться через Березину‚ но на той стороне реки их ожидал адмирал П. Чичагов со своей армией. Чичагов был уверен‚ что Наполеон попадет к нему в плен‚ и издал приказ по армии с его приметами: "Он росту малого‚ плотен‚ бледен‚ шея короткая и толстая‚ голова большая‚ волосы черные. Для вящей же надежности ловить и приводить ко мне всех малорослых". Чичагов считал‚ что переправа через Березину произойдет южнее Борисова‚ и французы поддерживали это его заблуждение. В том месте они начали рубку леса‚ разбирали крестьянские дома‚ свозили на берег бревна и измеряли глубину реки. Они даже специально расспрашивали местных евреев о южных бродах через реку‚ хорошо зная‚ что те всё передадут русским.
Так оно и случилось. Ночью три борисовских еврея переправились через реку и сообщили адмиралу Чичагову‚ что французы начинают переправу южнее Борисова. Это подтверждало его догадку‚ и адмирал послал почти всю армию к южной переправе‚ чтобы поймать Наполеона. Узнав об этом‚ Наполеон воскликнул: "Я обманул адмирала!" И пока тот ждал французов на юге‚ они переправились через Березину на севере и вышли из ловушки. Чичагов обвинил трех евреев в измене‚ потому что они повредили делу ложными сообщениями‚ и приказал их повесить. Это были Мовша Энгельгард‚ Лейб Бененсон и Борух Гумнер.
Через много лет после этого в Борисове случайно оказался русский генерал Энгельгард. Там он узнал‚ что в городе живет его однофамилец‚ Мордух Энгельгард‚ сын казненного "изменника". Генерал очень оскорбился и по возвращении в Петербург стал хлопотать о том‚ чтобы потомству "изменника" запретили носить эту фамилию. И высочайшим указом императора Николая I жителю города Борисова Мордуху Энгельгарду велено было именоваться Мордух Энгельсон.
Феликс Кандель