ОДНАЖДЫ, В ХЕВРОНЕ… ГОД 1929

Aug 24, 2015 19:00



В Хевроне  нынче живет небольшая еврейская община. Люди, которым дорог этот уголок Эрец Исраэль настолько, что они готовы отказаться от многих благ и удобств жизни в современных городах и поселках и растить своих детей в древнем городе, с которым связано так много страниц еврейской истории.


Стандартный

Еврейская община в Хевроне существовала с библейских времён. Город неоднократно упоминается в Ветхом Завете. В Хевроне, согласно иудейской и мусульманской традиции, похоронены праотцы еврейского народа Авраам, Исаак и Яков с жёнами, а сам город является одним из четырёх, священных для иудаизма. Хеврон семь лет пробыл столицей царства Давида до переноса её в Иерусалим. А с тринадцатого века еврейский квартал, выстроенный вокруг синагоги «Авраам Авину», существовал там постоянно.




Но не о далекой еврейской истории хочется вспомнить сегодня. О событиях, которые происходили в 20 веке. 24 августа 1929 года вошло в историю черным списком погибших, похоронами, стонами и и болью раненных. И, незаживающей болью души.

24 августа 1929 года - годовщина хевронского погрома. Да, мы больше по привычке читаем о погромах в Украине, России и Молдавии. О бандах, терроризировавших еврейское население больших городов и маленьких местечек Российской империи.

Хочется вспомнить и о тех евреях, которые пострадали в погроме, устроенном арабскими молодчиками…

Погром в Хевроне стал продолжением беспорядков в Иерусалиме. Предполагается, что многие погромщики специально прибыли из Иерусалима и были ярыми подстрекателями тех трагических событий.



Это была суббота, черная суббота еврейской общины древнего города. В восемь часов утра толпа, вооружённая кольями, ножами, вилами и топорами вышла на улицы Хеврона. Двое еврейских юношей были убиты почти сразу. Попытка полиции, вооружённой дубинками, остановить погром была неудачной, и толпа двинулась на еврейский квартал.

Далее произошло событие, о котором хочется рассказать отдельно. Большим уважением в Хевроне пользовалась семья Слоним. Яков Слоним был раввином, а его сын Элиэзер Дан Слоним-Двек - банкир и член городской управы. Он, кстати, узнав что возникла угроза погрома,  предложил всем желающим евреям укрыться у него в доме, и многие ашкеназские жители города приняли это приглашение.

Знаете, почему ашкеназские? Любопытный нюанс. Хевронская община, состоявшая в основном из сефардских евреев, относительно мирно уживалась с соседями-мусульманами. А вот отношения между арабским населением и студентами ашкеназской ешивы «Слободка», были напряжёнными. И арабы именно их считали сионистами.

Погромщики  предложили раввину Якову Слониму сделку: жизни евреев-сефардов будут сохранены, если ашкеназов выдадут на расправу арабам. Раввин отверг это предложение и был убит на месте. Он стал одним из 67 евреев, убитых в ходе погрома. Ещё 53 хевронских еврея были ранены.




Справедливости ради надо сказать, что многие  хевронские евреи спаслись, найдя убежище в арабских семьях. 28 арабских семей дали приют своим еврейским соседям.  Известно имя арабского врача, доктора Абдала Аала, который предоставил убежище в своем доме еврейской семье,  а позже ходил по городу, оказывая  помощь пострадавшим евреям, хотя очень рисковал при этом.

Часть жителей города укрывались в здании британской полиции. Даже после окончания погрома евреям не разрешали покидать здание полиции, чтобы не «бесить погромщиков».

Вот так, чтобы не быть «красной тряпкой» для арабского быка, и выселилили евреев из древней еврейской столицы. После подавления беспорядков британские власти приняли решение эвакуировать еврейское население Хеврона и Газы. Некоторое количество евреев впоследствии вернулось в Хеврон, но их вновь эвакуировали, когда началось арабское восстание 1936-1939 годов.

Много воды утекло с тех пор…
















В следующий раз евреи вернулись в Хеврон в 1967 году, после Шестидневной войны.

Сегодня евреи проживают в поселении Кирьят-Арба и в трёх кварталах старого Хеврона. А о прошлом города рассказывают залы музея, открытого в Хевроне, в здании «Бейт-Хадасса». История «ишува», остановивший жизнь еврейской общины, кровавый погром 1929 года, освобождение Хеврона в дни Шестидневной войны 1967 года и возвращение евреев в город… Музей создан руками замечательного художника, жителя Хеврона Шмуэля Мушника.Мне искренне жаль, что его не посещают тель-авивские и хайфские школьники, изучающие историю своей страны.

Одно посещение музея могло бы заменить несколько импотентных и скучных школьных уроков и дать ребятам материал для серьезного и эмоционального размышления. Но вряд ли в ближайшие годы посещение Хевронского музея будет включено в учебную программу. Впрочем, большинство моих знакомых коренных израильтян, любознательных туристов, каждый год выезжающих за границу в поисках новых впечатлений, сказали мне, что никогда не были в Хевроне…

А новую историю еврейского Хеврона можно отсчитывать с 1967 года, когда сразу после освобождения Иерусалима в город въехал Главный раввин Армии Обороны Израиля генерал-майор Шломо Горен.

Он повесил бело-голубой флаг над пещерой Праотцев (Меарат ха-Махпела), внес свиток Торы и впервые за многие годы помолился там.

Впрочем!! Обратите внимание…  вслед его «самоуправству» уже летела телеграмма, подписанная министром обороны: израильский флаг над пещерой Праотцев снять и свиток Торы вынести. Прибывший Моше Даян заверил местных жителей, что «Меарат ха-Махпела» останется мусульманской мечетью. И еще долгое время верующим евреям пришлось отвоевывать свое право молиться там. Сегодня для еврейского населения открыты маленькие залы Авраама и Сары, Якова и Леи. Огромный зал Ицхака и Ривки с выходом в сами пещеры находится в мусульманской части здания и открыт для евреев только десять праздничных дней в году.




На этих крошечных фотографиях сохранились лица некоторых из жертв Хевронского погрома. Их убивали за то, что они евреи….



















Лина Городецкая

Террор, Ужасы нашего городка, Израиль, евреи, История и культура

Previous post Next post
Up