В технике вырезания печатей существовало три основных способа обработки материала. Первый - предварительная грубая обработка вращающимся точильным колесом. Затем сверление с помощью лучковой дрели. «Смычок» такой дрели двигался вперед и назад, в зависимости от этого сверло поворачивалось сначала в одну, потом в другую сторону. Резчик мог закрепить обрабатываемый образец и держать дрель вертикально, или держать сам образец и расположить дрель горизонтально. Третья техника - это окончательная ручная обработка. Резец удерживался непосредственно в руке или насаживался на рукоятку из дерева.
При раскопках на месте города Киш американским археологом Муреем были обнаружены прекрасно заточенные острые инструменты из кремния, относящиеся к 3000-2600 г. до нашей эры, которые великолепно подходили для обработки каменных образцов.
Такая очередность: грубая шлифовка цилиндра - сверление - украшение, очевидно, не была строго закреплена в технике изготовления печатей у шумеров. Так при археологических раскопках были найдены уже украшенные цилиндры, развалившиеся во время сверления и цилиндры, обработанные только точильным камнем, без ручной резки.
Первые печати предназначались для клеймения собственности и обозначения принадлежности предметов потребления. Они представляли собой обыкновенные печати-оттиски.
Их изготавливали их мягкого камня, на котором более твердым кремнием наносились простые геометрические изображения. В коллекции Королевского Музея Онтарио, одного из крупнейших музеев, где представлены экспонаты Ближнего Востока, представлены такие печати из хлорита, минерала зеленого цвета. Оттиски печатей наносились на комочки из глины, которые называли буллами. На другой стороне буллы был оттиск плетеного изделия. На раскопах в Сирии был обнаружен каменный сосуд, относящийся примерно к 5200 в. до н.э., запечатанный глиной с оттиском на ней.
С приходом на Ближний Восток шумеров начинается бурное развитие предпринимательства и торговли. Около 3500 г. до н.э. наблюдаются первые попытки систематизации процесса обмена товарами, ведения техники учета и контроля процесса торговли. Для обозначения различных предметов потребления служили глиняные знаки, комочки из глины различной формы и размеров. Их впечатывали в глиняные шары. На наружной стороне глиняного шара делали оттиск или вырезали знаки и изображения товаров. Печать прокатывали по лицевой поверхности. Немного позднее глиняные шары сменяются глиняными табличками с надписями шумерской клинописью.
Уже тогда печати служили не только для удостоверения прав собственности на товары или предметы потребления, но и для заверения документов.
Финикийские, израильские, аммонитянские, арамейские печати изготовлялись из твёрдых полудрагоценных пород камней. На многих печатях были выгравированы только имена владельцев печатей, но нередко печати украшались декоративными мотивами.
Еврейские печати, датируемые 8-7 веками до н. э. представляют огромный интерес для исследователей, так как являются источником знаний об искусстве Израиля и Иудеи. Темы, представленные на печатях имели заимствования из египетских и финикийских художественных традиций, но также представлены и оригинальные мотивы.
На израильских печатях встречаются изображения рыкающего льва, лошади, газели, обезьян, саранчи, также херувимов, грифонов и сфинксы. Также появляются изображения людей: жрец в молитвенной позе, фигура олицетворяющая власть….
Некоторые имена фигурирующие на печатях или оттисках известны нам из библейских текстов.
Печати и буллы (глиняные оттиски) 8-6 в. до н. э. (Музей Израиля).
שר העיר
Булла с оттиском печати на иврите из Иудеи. Примерно 8 в . до н.э. Надпись гласит «сар hа-ир» ( «Правитель Города», Иерусалима?). На печати изображены двое мужчин, носящие волосы по плечи, длинные бороды, люди одеты в мантии, украшенные перекрещенными линиями. Человек с левой стороны, держит в левой руке лук и три стрелы. Возможно, на этой булле изображён царь Иудеи протягивающий «правителю города» знак полномочий - лук и три стрелы. Подобные мотивы встречаются в ассирийской и финикийской культурах.
Вторая булла שר העיר «Правитель Города».
ליותם
Кольцо и печать с надписью на иврите "принадлежит Йотаму" (758-743 г. до н. э.). Вероятно, речь идёт о Йотаме, сыне Озии царе Иудеи (4 кн. Царств 15:32).
Иудейская печать "Принадлежит Иермияу" (8 в. до н.э.).
Крохотная печать, дело рук опытного мастера:
Высота 0.8 см,
Ширина 1 см.
На печати изображён олень, под рисунком начертано - "принадлежит Иермияу".
לשמע עבד ירבעם
Израильская печать "Принадлежит Шеме рабу Иероваама". 8 в. до н. э. найдена при раскопках Меггидо (Мегидон) в 1904 году. Шема, согласно надписи был слугой израильского царя Иероваама (783-743 до н. э.) На печати изображён рыкающий лев, над ним начертано "принадлежит Шеме", а под изображением льва надпись "раб Иероваама".
Ширина 3.7 см. Высота 2.7.см.
Иудейская печать примерно 7 в. до н.э. «принадлежит Иодаяу (сыну) Палтияу. На второй стороне печати изображены две танцующие (?) фигуры, возле священного (?) дерева, одетые в бамбуковые юбки.
Высота: 16.2 мм
Ширина: 13.9 мм.
Рами Юдовин