Оссуарий Каиафы
В ноябре 1990 года в районе Северного Тальпийота, строительные рабочие, прокладывающие дорогу в парке Иерусалима, случайно наткнулись на крипту с четырьмя камерами для захоронения, в которых находились двенадцать оссуариев. Большинство из них находились в прекрасном состоянии. Найденные монеты и стиль надписей позволяют датировать эти оссуарии I веком н. э. На одном самом роскошном оссуарии (74 сантиметра в длину, 29 в ширину и 38 в высоту; он выставлен в Израильском музее в Иерусалиме) присутствуют две очень любопытные надписи. Их расшифровка выглядит следующим образом:
יהוסף בר קיפא
Yehoseph bar
Qyph’
Yehoseph bar Qph’
Иосиф, сын
Каиафы
Этот оссуарий содержал кости шестидесятилетнего мужчины, а также двух младенцев, маленького ребенка, юноши и женщины. В среде археологов существует стойкий слух, который озвучил скандальный "голый археолог" Симха Якобович, что в оссуарии Каиафы были найдены два погнутых гвоздя.По гипотезе Якобовича, первосвященник по какой-то причине сохранил гвозди с распятия Христа. Более того, не расстался с ними и после своей смерти. Может быть, горько пожалел о содействии распятию, человека, которого уважал? «Это был Каиафа, который подал совет Иудеям, что лучше одному человеку умереть за народ» (Ин 18:14).
Помимо гвоздей в оссуарии Каиафы были найдены монеты, благовония и глиняная лампадка.
На удивление, гвозди, извлеченные из захоронения в 1990 году, таинственным образом сразу же исчезли. Они даже не попали в официальный список предметов, переданных учеными.
Симха Якобович проведя журналистское расследование уверяет, что нашел те самые гвозди, из могилы Каиафы и передал в лабораторию Тель-Авивского университета. Исраель Гершкович профессор отделения анатомии и антропологии этого университета подтверждает древность этих гвоздей.
Большинство ученых, включая ведущих ученых музея Израиля, считают, что найденный оссуарий принадлежит первосвященнику Каиафе, которого Флавий называет Иосифом Каиафой (Древн. ХVIII, II, 2)«Иосиф, который Каиафа», и 18.95: «первосвященник Иосиф, называемый Каиафой»). Евангелия и Деяния называют «Каиафой» не упоминая имени Иосиф (Мф 26:3, 57, Лк 3:2, Ин 11:49; 18:13, 14, 24, 28, Деян. 4:6). Те исследователи, которые считают, что оссуарий принадлежал Каиафе, полагают, что с гласными имя на надписи следует читать как Qayapha (или Qayyapha), это еврейский или арамейский эквивалент греческого «Каиафа».
Оссуарий с украшениями, который, как полагают, содержал кости первосвященника Каиафы и нескольких его родственников.
Второй оссуарий в могиле (no. 3) носит имя qf. В третьем оссуарии (no. 8), (содержащем кости женщины) с надписью Miryam berat Shim‘on (Мириам, дочь Шимона), нашли монету, отчеканенную в период царствования Ирода Агриппы I (42-43 годн. э., снадписью basleos [Agrippa], «царь[Агриппа]». Монету вложили в рот умершей. Обычай странный для иудеев, напоминает греческий - оплату греческому богу Харону за переправу через реку Стикс. Возможно, на иудейскую аристократию повлияли греческая мифология. О знакомстве иудейской аристократии из священников с греческой мифологией загробного мира говорит Флавий: «В противоположность фарисеям, саддукеи составляли аристократическую партию, образовавшуюся преимущественно из священнического сословия и, несомненно, из умеренных эллинистов». (Иуд. Война кн.2:41). Изображения лодок на иудейских оссуариях или стенах крипт, возможно, также указывают на представление о том, что умершие должны переправиться через реку, чтобы попасть в царство мертвых.
Библеисты и археологи сделали вывод, что оссуарий Yehoseph bar Qyph’ принадлежал бывшему первосвященнику «Иосифу, называемому Каиафой» (как говорит о нем Флавий). Иные считают, что в этом не может быть никаких сомнений, так, например, в этом твердо убеждены Доминик Кроссан и Джонатан Рид: «Не остается сомнений в том, что данная усыпальница принадлежала семейству первосвященника Каиафы, которого не обошли вниманием евангелисты, поскольку он сыграл важную роль в казни Иисуса, и весьма вероятно, что найденные кости пожилого человека - это останки самого Каиафы».
Тем не менее некоторые ученые оставляют место для сомнений. Эмиль Пюш и Уильям Хорбэри, приводят три причины, по которым сомневаются в том, что были найдены останки первосвященника. Во-первых, усыпальница, в которой был найден оссуарий, слишком скромна: не этого следовало бы ожидать, если бы в гробнице лежал прах бывшего первосвященника, который к тому же был зятем Ханана (Анны), самого влиятельного первосвященника Iвека. Однако, израильского археолога Шимона Гибсона этот аргумент не смущает. По основанию гробницы (часто от античных строений остаются только лишь основания) невозможно судить о виде того, что на нем стояло. Это возражение выглядит достаточно убедительным.
Вторая причина для сомнений касается расшифровки надписи, которая, как считают некоторые, содержит имя Каиафы. Вторая буква в слове qyf не вполне отчётлива: вероятно, это йод, но, может быть, и вав, в таком случае нам следует читать qwf. Более того, если это вав, тогда нам легче объяснить ее отсутствие в qf во второй надписи на оссуарии и в надписи на другом оссуарии. Если же это имя Каиафа, здесь требуется согласная йод, чтобы можно было прочесть Qayapha. В подобных случаях букву йод не должны были бы опускать. Если кто-то хотел написать на оссуарии имя Qayapha, трудно объяснить выпадение буквы йод. Если же там стояла вав (а в еврейском шрифте того периода йод, к сожалению, трудно отличить от вав), тогда понятно, почему одно и то же имя можно было написать как qwf и как qf. В таком случае написанное имя, если добавить к нему гласные, должно звучать как Qopha или Qupha. Значит, надпись гласит: «Иосиф, сын Кофы» или «Иосиф, сын Куфы» (и даже с буквой йод возможно прочитать и другое имя - Qeypha). Например, Евсевий (Hist,eccl 4.7.7) упоминает человека, чье имя в греческой транслитерации Barkoph, что соответствует арамейскому Bar Qoph («сын Кофы»). Подобная расстановка гласных соответствует тому, как это принято в Мишне (например, m. Parah 3.5), в самых древних манускриптах.
Существует и третий аргумент против того, что это гробница Каиафы. Флавий не называет первосвященника «Иосифом, сыном Каиафы», он говорит о нем «Иосиф Каиафа» или «Иосиф, называемый [по гречески: epikaloumenon] Каиафой, так же и евангелия не упоминают имя Иосиф. Поэтому, даже если мы согласимся, что надпись следует читать Yehoseph bar Qayapha, это имя все равно не соответствует тому, как первосвященника называет Флавий и евангелия.
Впрочем, на мой взгляд, может существовать и третий вариант - знаменитый оссуарий принадлежал некому Иеосефу,который являлся сыном первосвященника Иосефа Каиафа.
29 июня 2011 года Министерство древностей Израиля объявило об удивительной находке. Был найден оссуарий с надписью: «Мириам, дочь Иешуа, сына Каиафы, священника Маазии из дома Имри»
מרים ברת ישוע בר קיפא כהן ממעזיה מבית אמרי
Оссуарий принадлежит внучке первосвященника, вынесшего приговор Иисусу, так как имя Каиафа само по себе крайне редкое, возможно, это прозвище и уж точно не было первосвященников с таким именем. Интересное совпадение, одного из сыновей Каиафы тоже звали Иисус (Иешуа).
Учёные полагают, что оссуарий Мириам был извлечён "черными археологами" из могилы в долине Эла к юго-западу от Иерусалима. Однако, сотрудники университета Бар-Илан с помощью мощных микроскопов изучили слои, которые за все эти годы должны были нарасти на стенках гроба и самой надписи, и пришли к выводу, о подлинности находки. Слово «Маазия» означает подгруппу священнической касты. «Бет-Имри» - это название либо рода, либо деревни, из которой происходила семья Каиафы.Тем самым поставив жирную точку в историчности евангельского персонажа.
Click to view
Рами Юдовин