Полоса (или сектор) Газы начинается от речки Шикма возле киббуца Яд-Мордехай, тянется на юг вдоль берега Средиземного моря и доходит почти до Синайской пустыни. Протяженность полосы 45 км, ширина 6км. Площадь - 360 кв. км.
Это равнинная местность с небольшими песчаными холмами, самый высокий из которых достигает 50 м. В полосе Газы расположены деревни, лагеря беженцев и городки.
Вдоль полосы Газы по древней земле филистимлян, упоминаемой в Библии, проходит центральное шоссе, связывающее поселения. На севере оно вливается в приморское шоссе, точно совпадая с древним торговым путем.
Во времена британского мандата вдоль полосы Газы параллельно с центральным шоссе проходила железная дорога из Египета через Синай до Лода. Ее проложили англичане во время продвижения их армии из Египта в Эрец-Исраэль.
До Войны за Независимость в полосе Газы находилось только одно еврейское поселение - Кфар-Дар'ом. Когда во время Войны за Независимость в страну вторглись египетские войска, евреи этого единственного поселения после длительного сопротивления отступили, и, по условиям перемирия между Израилем и Египтом, вся полоса Газы попала под управление египетской администрации, но не была включена в состав Египта.
Сразу после Войны за Независимость население полосы Газы резко возросло за счет бежавших сюда арабов (50-60 тысяч жителей в 1947 г., 190-200 тысяч в 1949 г.). Положение беженцев в полосе Газы отличалось от положения беженцев на Западном берегу Иордана: на Западном берегу Иордана беженцы получили иорданское гражданство и имели право работать и жить в Иордании, а в полосе Газы с 1948 по 1967 гг. беженцы полностью зависели от фондов ООН, так как египтяне не давали им гражданства, хотя они и находились под юрисдикцией Египта, не принимали на работу и даже не разрешали ездить в Египет. Тогдашнему египетскому правительству было удобно сохранять полосу Газы как трамплин для грядущего "освобождения" Палестины от евреев.
В первой половине 50-х гг. полоса Газы была средоточием значительных египетских военных сил и главной базой террористов (фидаинов), что являлось грубым нарушением условий перемирия. Частые вылазки на израильскую территорию послужили одной из причин Синайской кампании 1956 г., когда израильские войска заняли полосу Газы. 8-го марта 1957 г. их сменили по соглашению о перемирии войска ООН. Установилось относительное спокойствие, но в 1967 г. войска ООН были оттуда выведены по требованию египетского президента Насера. Началась Шестидневная война.
Израильские войска заняли полосу Газы и учредили там военную администрацию. В первые годы после войны в полосе Газы проявлялась особенная активность фидаинов. Их вооруженные отряды фактически контролировали всю территорию полосы. Но к 1972 г. израильской администрации удалось нейтрализовать их активность.
Население полосы Газы сегодня составляет 1200 тысяч. Около половины размещается в лагерях, что создает ненормальное положение.
В полосе Газы - около 140 тысяч дунамов (дунам-1000 кв.м) обрабатываемых земель. Введение новых методов искусственного орошения позволило укрепить сельское хозяйство, в котором главную роль играют цитрусовые: ежегодно экспортируется два-четыре миллиона ящиков. В сельском хозяйстве занято до 30% населения. Около 10% населения занято в местной промышленности и в кустарном производстве (ковры, одежда, гончарные изделия и т.д.). Значительная часть населения работает на предприятиях Государства Израиль.
ГОРОД ГАЗА (АЗЗА)
"Пришел однажды Самсон в Газу и, увидев там блудницу, вошел к ней (Судьи, 16:1).
Город Газа расположен на южном побережье Средиземного моря. Это один из древнейших городов мира. Кроме того что он стоит на берегу моря, через него проходил караванный путь из Египта в Финикию, благодаря чему он тогда и стал известен в древнем мире.
Газа неоднократно упоминается в Библии. Древнейшими жителями Газы и ее окрестностей были ханаанеи. Ко времени прихода двенадцати колен Израилевых в Землю Обетованную Газа была одним из пяти филистимских городов (см. Ашкелон и Ашдод ) и, очевидно, наиболее значительным. При разделе земель Газа досталась колену Иехуды.
В Газе в те времена продолжали жить филистимляне . Их богом был Дагон, и ему было посвящено самое большое святилище, где филистимляне приносили жертвы.
Видимо, колено Иехуды лишь короткое время удерживало Газу, а затем она перешла в руки филистимлян. В эпоху Судей Газа не только пользовалась независимостью, но и подчинила себе земли некоторых израильских колен. В Газе совершал свои подвиги израильский судья и богатырь Самсон .
Много лет Самсон вел неравную борьбу с филистимлянами. В конце концов они схватили его, "... выкололи ему глаза и привели его в Газу, и оковали его двумя медными цепями, и он молол в доме узников " (Суд., 16:21), где и погиб. В современной Газе вам покажут его могилу ни том месте, куда он перенес на плечах сорванные им городские ворота Газы и остатки погибшего святилища Дагона.
В царствование Соломона Газа оказалась на границе с Объединенным Израильским царством. После его смерти филистимляне, особенно в Газе, начинают нападать на евреев. Благодаря стратегическому значению Газы за нее воевали Египет, Ассирия и Вавилон; Газа упоминается во многих клинописях.
В 734 г. до н.э. в Газе правил некий Ханун, поднявший восстание против ассирийского царя, но восстание было подавлено и город усмирен. Долгое время Газа исправно платила дань Ассирии и не принимала участия ни в каких восстаниях.
В последний раз Газу упоминает вавилонский царь Набонид, который похвалялся тем, что наложил дань на все народы и царства от города Газы и далее. Когда Александр Македонский пошел из Тира на Египет, он после пятимесячной осады взял Газу (332 г. до н.э.) и оставил в ней гарнизон. В город начался приток греков, и Газа вновь стала значительным торговым городом.
Газу того времени довольно подробно описал греческий писатель Арриан ("Походы Александра"). Город был окружен крепкой стеной. На пути из Финикии в Египет это был последний населенный пункт, за которым сразу же начиналась пустыня. Был он важным транзитным пунктом и для набатеев , которые использовали его порт.
Греки построили в городе святилища своим богам - Гелиосу, Афродите, Аполлону и другим. Особенно здесь почитался Марнаса. В окрестностях Газы найдена огромная статуи, как полагают, этого божества. Изображения богов чеканили на монетах.
После восстания Маккавеев Александр Яннай разрушил Газу, осада которой продолжалась целый год. В 63 г. до н.э. Газу завоевали римляне. Они восстановили и укрепили город (57 г. до н.э.). Позже римский император Август подарил Газу Ироду Великому. В то время в Газе проживало много евреев, и у них были синагоги. Но как только вспыхнула Иудейская война, начался погром евреев Газы и ее окрестностей.
Римские легионы, посланные для подавления еврейского восстания, нашли радушный прием в Газе. Город перешел полностью под власть римлян. В талмудическую эпоху это был большой торговый город, в котором евреи могли селиться, несмотря на преобладание язычников. В раввинистической литературе говорится о красоте города, о здоровом климате, особенно часто упоминается ярмарка Газы и рынок для продажи скота, куда стекалось множество народа. От того периода сохранилась мраморная колонна с высеченной на ней менорой и мозаика, на которой изображен Давид, играющий на арфе.
Газа упоминается и в Новом Завете. В Деяниях святых апостолов сказано: "А Филиппу Ангел Господень сказал: встань и иди на полдень, на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу "(Деян., 8:26). В сегодняшнем Иерусалиме эта дорога начинается с улицы Газы, одной из центральных в городе.
В Газу приезжали миссионеры-христиане, могилу миссионера Порфирия до сих пор показывают в одной из церквей. При Порфирии (396-420 гг.) в Газе были разрушены все языческие святилища.
В византийский период Газа принадлежала к ведущим городам Восточной Римской империи. Школа ораторского искусства славилась по всем христианском мире как своими учителями, так и учениками. Среди них: христианский софист и экзегет Прокопий из Газы, философ-неоплатоник Эней из Газы, Св. Илларион, который считается основателем отшельничества в Палестине.
Изображение Газы сохранилось на мозаичной карте из Медвы . В порт Газы стекались торговцы из разных стран. Побывал здесь и Хашим Абд Манаф - прадед Мухам мада. Согласно мусульманской традиции, он скончался и Газе, и по сей день арабы всего мира чтут его могилу. В Газе родился Абу Абдаллах аш-Шаф'ин (767-820 гг.) - основатель движении названных по его имени шафи'итов, приверженцев одной из школ исламского законоучения.
В 634 г. в окрестностях Газы произошел бой между византийцами и мусульманами. Византийский историк описывает его так: "Война была на расстоянии 12 миль от Газы, чуть восточнее, и римляне (византийцы) сбежали , здесь было убито около четырех тысяч бедных людей Эрец-Исраэль - христиан, евреев и самаритян
Из Газы мусульманские войска пошли на юг и покорили Египет. В XII в. крестоносцы захватили Газу и назвали город Гадрес. Король Балдуин III укрепил Газу и в 1150 г. передал ее ордену тамплиеров . Из Газы крестоносцы продвигались на Синай. В XIII п. юрод перешел в руки мамлюков . Тогда же выстроили мечеть Шейх Элиас, на которой до сих пор сохранилось имя ее основателя и дата - 1272 г.
Один из итальянских паломников в XIV в. писал: " Это большой город, в нем много людей , прекрасный климат, изобилие продуктов: хлеб, вкусное мясо, куры, яйца. В городе живут евреи, они делают отменное вино, которое хранят в стеклянных бутылях ".
Другие путешественники писали, что Газа больше Иерусалима, и ее жителей можно различить по цвету платков на головах: мусульмане - в голубых, евреи - желтых, а самаритяне - в розовых.
И XVI и Газу, как и всю страну, завоевали турки. При них город оставался крупным торговым центром, где среди мусульманского большинства жили греки, сирийцы, самаритяне, евреи.
И конце XVIII в. Газу захватил Наполеон. Его войска настолько разрушили город, что лишь а начале XIX в. он начал отстраиваться и вновь стал торговым центром. К 1875 г. в Газе проживало 18 тысяч человек, большей частью арабы-мусульмане и лишь, несколько сот греков-ортодоксов, самаритян и евреев. В Первую мировую войну Газа оказалась в блокаде. Англичане беспрерывно обстреливали город как с суши, так и с моря. Почти все жители бежали, включая и евреев. После двухкратного наступления на город англичане под командованием Алленби с большим трудом захватили город.
С установлением британского мандата жизнь в городе входит в обычное русло, многие жители возвращаются, в том числе и 50 евреев. Но во время погромом 20-х и 30-х гг., еврейская община Газы была уничтожена.
В 1931 г. город Газа стал центром полосы Газы, окруженным цепью арабских деревень, бедуинами и тремя еврейскими поселениями: Гедерой, Беер-Тувией и Рухамой.
Во время Войны за Независимость 1948 г. египетская армия использовала Газу как плацдарм для наступления на центр страны. После окружения египетская армия отступила в Газу и закрепилась в городе и в южном прибрежном районе. Во время Синайской кампании 1956 г. израильтяне взяли Газу. Однако под давлением ООН им пришлось оттуда уйти. В 1967 г. они вновь заняли Газу.
Сегодня Газа - арабский город: почти все жители - мусульмане, хотя есть и христиане. Коренных жителей здесь мало, большую часть составляют беженцы времен Войны за Независимость 1948 г. Есть в Газе и православные греки (около трех тысяч человек), и греко-католики, и протестанты из США.
Древний город
В нем много мечетей, самая крупная - Большая мечеть, перестроенная из большой церкви крестоносцев, поставленной здесь в XII в. В ней есть колонны еще более древних периодов. На одной из них изображены шофар, этрог, менора и надпись на иврите и греческом: " Ханания, сын Я'акова ".
Другая знаменитая мечеть - Хашима - названа по имени прадеда Мухаммада, похороненного здесь. Иорданское Хашимитское королевство (араб.: ал-Мамлака ал-Урдунния ал-Хашимия) также называется по имени прадеда Мухаммада. В Газе находится могила Самсона. В еврейских источниках нет никаких упоминаний о захоронении его в Газе, но арабы почитают это место. Над могилой Самсона высится постройка под названием Макам Абу ал-Азам (отец силы).
источник