Долина Слез - подвиг 7 бригады.

Sep 30, 2016 09:00




Голанские Высоты. 6 октября 1973 года. Суббота. Иом-Киппур. 2 часа дня. Координируя свои действия с Египетскими войсками, Сирийцы начали полномасштабное наступление на север Израиля с целью возвращения территории, утраченной 6 годами раньше во время Шестидневной Войны. Хотя из-за давления со стороны Египта изначальный план Сирийского Генштаба, операция "Овда", предполагавший самое массированное и концентрированное использования бронетехники и военной мощи за всю историю войн (1200 танков и 600 стволов артиллерии калибра более 120 мм на фронте в 75 км) был отменен в пользу более последовательного, предполагавшего стадийное накопление мощи и захват стратегического плато, соотношение сил на Северном фронте в пользу арабов было примерно 10 к 1. На начало войны, оборону Голан осуществляли две израильские неполные бронетанковые бригады - 7 и 188. Обе они по праву считались элитой элит израильской армии, вооруженными новейшими "Центурионами" последней израильской модификации и танкистами, натренированными в использовании потенциала своих боевых машин до полного максимума. Особое внимание командиры батальонов уделяли тренировке своих подчиненных скорости стрельбы и танковому "снайпингу". Так, в одном из учебных боев, командир 74 батальона 188 бригады Яир Нафши, на глазах удивленных призывников поразил три танковые мишени на растоянии более километра менее чем за минуту. 7 бригада обороняла северный сектор от опорного пункта 110 и до подножья горы Хермон, 188 - южный от кибуца Рамат Магшимим до заброшенной арабской деревни Хушнии. Всего - 177 танков и 11 батарей артиллерии на всю линию фронта. 7 бригада была переброшена с Синая на Голанский фронт менее чем за месяц до начала войны и для многих солдат и офицеров эти места были сравнительно новыми, требующими детального осведомления. Против этих сил к 5 октября сирийцы выставили в первом эшелоне не менее 900 танков Т54, Т-55 и Т-62 и 120 артиллерийских батарей калибра от 85 до 203 мм, достигнув плотности огня - 50-80 орудий на один километр. По мере захвата Голан, в бой должны были вступить свежие силы второго эшелона - 1 и 3 бронетанковых дивизий сирийской армии, состоящих из дополнительно 500 танков.

Не смотря на высочайшее мастерство израильских танкистов, выученных поражать танки противника на расстояниях свыше 2 километров и приученных к быстрому темпу стрельбы, а так же общее превосходство западной техники над советскими танками, численное преимущество сил и плотность огня сирийцев свели на нет героические усилия отдельных взводов, рот и батальонов 188 бригады. Хотя некоторые экипажи израильских танков уничтожили в первые два дня по 10-20 или даже 50 танков противника, к вечеру 8 октября, южный сектор израильтян пал под напором сирийской брони и, защищавшая его 188 бригада была почти полностью рассеяна и уничтожена. Ее командир, полковник Ицхак Бен-Шохам - погиб. Атакующие сирийские танки прорвались к самому штабу всего Северного направления - лагерю Нафах, угрожая выходом в тыл 7 бригаде, которая вопреки всем прогнозам продолжала сдерживать атаки сирийской 7 пехотной дивизии, пытавшейся прорвать фронт на этом участке. Именно там, в северном секторе, на узком участке фронта в 3 километра, между холмами Бустер и Хермонит, к северу от Кунейтры и произошел один из самых знаменитых оборонительных боев в истории танковых сражений, в котором меньшие силы одной из сторон, вопреки всем канонам военной науки сдержали наступление значительно превосходящих сил противника, в конечном итоге, нанеся ему поражение.

Готовясь к обороне Голан, израильтяне возвели серию оборонительных сооружений - рамп, на которые в случае конфликта, обороняющиеся танки могли въехать и вести огонь с господствующих высот и с дальних дистанций по наступающим по равнине танкам противника. Дополнительное преимущество израильских танков обеспечивалось лучшей по сравнению с Т-55 оптикой, снарядами HESH, вызывавшими поражение экипажей при попадание во вражеский танк образующимися при подрыве отколами с внутренней стороны брони и более высокими кинетическими показателями орудия L7 "Центуриона", позволявшего поражать советские танки с более дальних дистанций, чем они могли открывать по ним эффективный огонь. Командир 77 батальона 7 бригады, подполковник Авигдор Кахалани в течение двух суток беспрерывных боев отражал все попытки сирийцев прорваться сквозь его оборону. Его , как и всех остальных израильских танкистов, учили командовать боем высовываясь почти по пояс из башен своих танков, что давало им несравнимое приемущество перед противником, позволяя куда лучше ориентироваться в обстановке боя, однако одновременно, делая их очень уязвимыми не только к шрапнели, но и к снайперскому огню из СВД со стороны сирийских солдат. В какие-то моменты, из-за плотности артиллерийского огня нацеленного на рампы он был вынужден оставлять свои позиции и отходить на несколько сот метров назад. Проникающие за это время на израильские позиции одиночные сирийские танки или взводы уничтожались в ближнем "рукопашном танковом бою" на расстояниях не превышающих несколько десятков метров. В таких ситуациях, выдержка и подготовка нe раз спасали его жизнь. В одном из эпизодов его экипаж расстрелял 3 сирийских Т-62 практически в упор, меньше чем за минуту прежде, чем те успели сообразить, что происходит.

На 3 день войны, 9 октября, когда благодаря введенным в бой резервистам, инициатива на Южном и Центральном фронте Голан перешла в руки израильтян, сирийцы сделали последнюю решающую попытку прорвать оборону 7 бригады бросив в бой части 3 бронетанковой дивизии, оснащенной новейшими Т-62 с гладкоствольными 115 мм орудиями. Истощенные безостановочным 50 часовым боем танкисты, потерявшие с этому времени большинство своих машин, не решались вернутся на огневые позиции, чтобы отразить натиск арабов. Только личный пример Кахалани, устыдившего своих опешивших солдат бесстрашием сирийцев, позволил им вернутся на рампы, откуда они они начали расстреливать арабские танки, пока их наступление не переросло в панику и бегство. В вечеру 9 октября дно долины под рампами было усеяно разбитой сирийской бронетехникой. Всего, за три дня боев с 7 бригадой, арабы потеряли на этом участке 260 танков и около 500 единиц другой техники, из-за чего это место стало называться "Долиной Слез". Поздравляя своих обессиленных бойцов, командир бригады полковник Януш Бен-Галь сказал им, что они спасли Израиль, а командир 77 батальона, по сути взявший на себя командование всех разрозненных частей - герой Израиля. После войны Авигдор Кахалани был удостоен Итур ха-Гвура - орденом за Мужество - высшей военной наградой Израиля, выдающейся проявление высочайшего героизма в ходе боя перед лицом врага и с риском для жизни, а 7 бригада с тех пор является символом высшей смелости и стойкости еврейского народа.



image Click to view



Оригинал взят у alamoana в "Долина Слез" - подвиг 7 бригады.

Израиль, ЦАХАЛ, История и культура

Previous post Next post
Up