Раскопки древнего еврейского города Сусия. Израиль

Aug 09, 2020 23:00

Фото 1.


Фото 2. Сусия была основана в конце 2-го века до н.э., после завоевания Хевронского Нагорья Хасмонеями. Во времена Рима и Византии пара сельскохозяйственных ферм, расположенных возле небольшой крепости, превратилась в большое процветающее поселение. Территория города достигала 80 дунамов, а население превышало 3000 человек. На протяжении сотен лет еврейская община Сусии существовала в окружении римских, христианских и мусульманских поселений. Только в 9-м веке, в период мусульманской династии Абассов, по неизвестной нам причине, город внезапно прекратил свое существование.


Фото 3. Туристов встречает удобный центр, где можно купить товары окрестных производств: вино, мед, косметика и т.д., ну и поесть.


Фото 4. А теперь давайте отправимся на раскопки. Это погребальная пещера с запорным камнем.


Фото 5. После разрушения Первого Храма и изгнания Иудеи в Вавилон, южная часть Хевронского Нагорья была захвачена эдомеями, жившими к востоку от Мертвого Моря. Только в конце 2-го века до н.э. (в 112-113 гг.), с усилением Хасмонеев, этот район был заново присоединен к еврейскому государству. Нееврейское население было вынуждено либо принять гиюр, либо покинуть Хевронское Нагорье.

Именно в это время, неподалеку от древних поселений Кармель и Маон, и рядом с небольшой Хасмонейской крепостью Руджум эль-Хамири, были основаны несколько семейных сельскохозяйственных хуторов на месте, позднее получившем название Сусия.


Фото 6. В римский период, после подавления восстания Бар Кохбы (132-135 гг. до н.э.), эти фермы переросли в большое еврейское поселение, с централизованной планировкой и развитой общественной жизнью. В это время еврейское население южной части Горы Хеврон получило новое название - “Дарома” (юг).


Фото 7. Под домами жители вытесали пещеры. В них они спасались от холода зимой, в них устраивали хранилища и места собраний. А камни оттуда шли на постройку жилищ


Фото 8. В Византийский период (4-7 века н.э.), наряду с расцветом и процветанием христианских поселений вокруг, еврейская община Сусии достигла своего высшего уровня развития. В городе была упорядоченная структура улиц и переулков, разделение на частные и общественные районы. На самом высоком месте была построена красивая синагога, при которой действовали суд, школа и другие общественные учреждения.


С мусульманской властью пришел спад в жизни города. В течение 8-го века часть домов перестала функционировать. В 9-ом веке синагога Сусии была частично перестроена и превращена в мечеть. Город был оставлен, но не разрушен, и непонятно, что случилось с жителями Сусии.

Фото 9. Одним из вопросов, стоящих перед исследователями Сусии является само название города. Название “Сусия” дошло до нас от арабов, живших до 1967 г. в пещерах и развалинах древнего города. Пару десятилетий назад был опубликован документ времен крестоносцев (1110 г.), в котором упоминается место под названием “Sussia” (Король Балдвин 1 подарил ордену госпитальеров наделы в районе Хеврона, один из которых был Сусия). Однако мы не встречаем название Сусия ни в одном более раннем известном нам историческом или археологическом источнике, в период существования и процветания города.
Сусия, как развалины древней синагоги и как остатки древнего поселения, занимавшего около 60 дунамов, не упомянута ни в одном древнем тексте. Еврейская литература не зарегистрировала древний еврейский город на этом месте.
Некоторые считают, что развалины соответствуют библейскому городу Кармель (Иегошуа 15:5), предположение было высказано Аврагамом Негевом.
Другие исследователи высказали предположение, что во время Второго восстания (132-5 гг. до н. э.), когда римляне разбили лагерь в Киберет Эль-Кармиль (считающийся библейским Кармелем), религиозные евреи, чувства которых были задеты языческими символами, переехали на 2 километра к юго-западу, в современную Сусию, где уже возделывали землю.


Фото 10. Поселение в Сусии процветало в результат политики властей Восточной римской империи по отношению к евреям, которым запрещалось жить в Иерусалиме и окрестностях.

Все это время Сусия была крупнейшим еврейским городом Иудеи, с широкой главной улицей, лавками, мастерскими, общественными зданиями и общинной жизнью. Археологические находки свидетельствуют о производстве вина в крупных масштабах. Найдено также оборудование по производству оливкового масла и для изготовления глиняных сосудов


Фото 11. В одной из пещер оборудован кинозал где прямо на стене показывают фильм об истории Сусии. Фильм очень интересный и хорошо снятый, с титрами на любом языке


Фото 12.


Фото 13. Скамейки только претворяются старинными


Фото 14. В углах реконструированы фрагменты быта.


Фото 15.


Фото 16.


Фото 17.


Фото 18.


Первым обнаружил город Генри Бейкер Тристрам (1822-1906) - английский священник, ученый, путешественник и орнитолог, который ещё в 1864 г. описал большое здание и колонны у входа в него.
В те же годы Сусию посетили и другие британские исследователи, а также француз Виктор Герен (Guerin). Они описали расположение улиц и переулков, уже известное высокое здание, но о его назначении они не догадались.

Фото 19. Сразу после Шестидневной Войны (в 1967 г.) началось исследование освобожденных районов Иудеи и Самарии. В 1969 г. израильские археологи Гутман, Явин и Нецер раскопали синагогу Сусии, размером 16 на 9 метров. Здание было укреплено широкими стенами, круглые большие камни (эвен а-голаль) защищали входы в синагогу. Скрытый подземный проход вел из двора синагоги в отдаленные части города. Пол синагоги был украшен красивой мозаикой.

В 1978 г. археолог Гиршфельд раскопал ряд домов Византийского периода. Люди жили в совместных дворах, скромной совместной жизнью. Входы в дома были расположены таким образом, чтоб из одного дома не было видно что происходит в другом доме. Примыкающие один к другому наружные дома города образовывали единую стену, служившую для защиты от набегов кочевников и других неприятелей.

В 1993 г. археолог Гуврин раскопал большое общественное здание возле синагоги. Вокруг города были найдены многочисленные еврейские пещеры захоронения.


Фото 20.


Фото 21. Общественная пещера собраний


Фото 22.


Фото 23. Раскопанная синагога датируется от IV до VII века и использовалась без перерыва до IX века. Она также является одной из 4 в уникальной архитектурной группе в Южных холмах Иудеи (всего насчитывается 6 древних синагог в Иудее).


Давид Амит считает, что архитектурный дизайн, в особенности восточный вход и направление молитвы, отличающиеся от большинства галилейских синагог, представляет собой приложение древнейшего hалахического закона, сохранившегося в южной Иудее столетия после разрушения Храма. Закон этот был забыт в Галилее, но в Иудее благодаря географической близости к Иерусалиму соблюдались многие древнейшие традиции.
Восточное направление также связано с идеей переубеждения еретиков и христиан в этом же регионе, которые кланялись на восток и верили, что Б-жественное присутствие обитает на востоке.

Фото 24. Местные аборигены


Фото 25. Пещера возле синагоги


Фото 26.


Фото 27. Знак меноры над входом


Фото 28. Тут заседали старейшины


Фото 29. Справа стена огораживает бассейн с водой


Фото 30.


Фото 31. Сусия расположена на низких холмах юга Хевронского Нагорья, на полпути между Хевроном и Арадом. Высота этого района достигает 900 м. над уровнем моря, а количество осадков не превышает 300 мм. в год.

В Сусие нет никакого водного источника, однако мягкие меловые породы местного камня (киртона) позволили жителям города вырубить многочисленные пещеры и ямы для хранения воды. Более 30 микв (бассейнов) расположено в городе. Вот Сергей полез в одно из них - посмотреть. Оно все еще держит воду, лишь внизу слегка просачиваются капли


Фото 32.


Фото 33. Синагога была построена в технике «широкого дома» (без колонн), и не по схеме базилики. Размер синагоги 9 на 16 метров, построена из белых камней одинакового размера (технология «ашлар»), с фасадом на три двери в восточном направлении. Кафедра и ниша для Торы располагались в центре северной стены. В восточной части стояла вторая кафедра.

В отличие от других синагог в Иудее у этой была галерея, сделанная для поддержки западной стены. Восток синагоги представлял собой открытый двор, окружённый с трёх сторон крытой галереей на колоннах. Западная сторона открывалась в притвор синагоги. Пол притвора был составлен из цветной мозаики, составленной в соединяющиеся фигуры.


Фото 34.


Фото 35. В синагоге в Сусии (а также в Эштермоа и Маоне) в Иудее, в отличии от большинства галилейских синагог, ниша располагалась в северной стене, обращённой к Иерусалиму, а вход - в восточной стене. Синагогальный пол, выложенный известняковой плиткой, содержит три мозаичные панели.
На востоке изображён Ковчег Торы, две меноры, с верхних ветвей одной из них свисают две лампы, вероятно символизируя связь между синагогой и Храмом, возможно также, потому, что место чтения Торы окружалось лампами. Лампы освещали возвышение для чтения Торы, привлекали к ней внимание и давали возможность читать. Лампы эти как будто были зеркальным отражением двух менор на мозаике с целью подчеркнуть центральное значение Торы.

Мозаика также содержит изображения лулава и этрога, растений, используемых в праздник Сукот, с колоннами с двух сторон.


Фото 36.


Фото 37. Прямо во дворе синагоги есть крутой спуск в лаз, который нам показывали в фильме о Сусие


Фото 38. Сергей туда полез


Фото 39.


Фото 40. Кто та нашел или сделал сердечко и камня и поставил его на колону. Оно просто стоит, не укрепленное


Фото 41. После Сергея в лаз полез и я


Фото 42.


Фото 43.


Фото 44.


Фото 45.


Фото 46. Надписи, найденные в синагоге Сусии были написаны на иврите и на арамейском. В отличие от синагог Галилеи, здесь не встречаются надписи на греческом языке.


Фото 47. Вид на Сусию


Фото 48. Так выглядела синагога в эпоху расцвета


Фото 49. Мозаики: Рядом с колоннами находится пейзаж с оленями и баранами. Центральная панель состоит из геометрических и цветочных узоров. Узор в виде колеса перед центральной кафедрой навёл Гутмана на мысль о том, что это остаток колеса Зодиака.


Фото 50.


Фото 51. Ещё одна уникальная черта Сусии в наличии и числе надписей. Четыре были выложены мозаикой: две на иврите, являвшемся разговорным языком региона в то время, и два на арамейском. Девятнадцать частичных надписей, некоторые из них на греческом, были вытесаны в мраморе самого здания. Из этих надписей следует, что синагога содержалась на пожертвования обычных людей и не управлялась священниками (коэнами).

Синагога (или только её двор), оставленная евреями, была переделана в мечеть примерно в X веке. Ниша в северной стене, использовавшаяся как михраб, относится ко временам Салладина. (по местному поверью). В XII-XIII веках крестоносцы располагались лагерем в расположенных неподалёку Хермале и Эштермоа, и, следуя за ними, новые семьи переехали в заброшенные руины с целью использования плодородной земли.


Фото 52. В синагоге Сусии и при входе в дома города было найдено значительное количество изображений меноры (семисвечника), одного из центральных предметов утвари Иерусалимского Храма


Фото 53.


Фото 54. Свастика частый элемент еврейского орнамента, но она никогда не является отдельным символом - это всегда части линии орнамента


Фото 55.


Фото 56.


Фото 57. Даже за пределами раскопок тянулось древнее поселение


Фото 58.


Фото 59.


Фото 60. Вид на Хеврон


Фото 61. Узор, напоминающий ременную передачу. Может свидетельства палеоконтакта? А может просто узор


Фото 62. Ну все - всем пока - увидимся еще


Фото: Nona Kovler
Фото 63.


Фото 64.


Добавляйте журнал в друзья тут и на соц сетях. У меня всегда интересно.



Я на Твиттер

Я ВКонтакте            
Я на МойМир Маил ру.

Я на Фейсбук

Я на Одноклассники
Я на Инстаграм

Археология, Фото, Еврейский взгляд, Израиль, История и культура

Previous post Next post
Up