Стремясь продать побольше и подороже, оборотистые продавцы применяют следующие манипулятивные уловки:
1."Вторую вещь получите бесплатно" (в действительности цена товара завышена вдвое, а сам он из разряда "неходовых")
2."Подарки от фирмы" (стоимость подарков ничтожна, да к тому же включена в стоимость покупки)
3."Скидка только на этой неделе!" (у товара появляются два ценника; зачеркнутая цена намного выше новой, обман в том, что зачеркнутая цена явно завышена, а «новая»- ближе к реальной цене)
4."Сходное название" (товары малоизвестных фирм, взявших себе название, сходное с названиями известных фирм, продаются по чуть более низкой цене; покупатель часто не замечает разницы в одну букву, т. е. «виноват» сам)
5."Иностранная бирка" (на отечественном товаре вешают бирку на иностранном языке, что служит приманкой для покупателя, привыкшего доверять маркам заграничных фирм)
6."Продаем ниже рыночной цены" (в данном случае в манипулятивных целях используется желание покупателя сэкономить; фактически товар может быть либо по рыночной цене, либо испорченным, бракованным, с нарушенным сроком хранения)
7."Слухи о подорожании" (товаров, продуктов, услуг провоцируют покупательскую активность; они распускаются крупными торговыми компаниями с целью увеличения прибыли)
8."Не с вашими возможностями" (манипуляция направлена на чувство достоинства покупателя, она наносит удар по его самолюбию и вынуждает доказывать, что он человек небедный) и др.
Свои уловки есть и у покупателей:
1. Замечено, что продавец, взявший в руки деньги от покупателя, не хочет с ними расставаться. Поэтому покупатель дает немного меньшую сумму и говорит, что больше у него нет. Нередко продавец соглашается с этой суммой (Ладно, бери).
2. Покупатель заявляет, что у другого продавца видел тот же товар, но дешевле. И делает вид, что собирается уходить. Довольно часто продавец останавливает его и немного уступает в цене.
3. Покупатели, например муж и жена, разделяют роли по принципу "хороший парень- плохой парень". Она выступает за покупку, он как бы против. Говорят при этом негромко, как бы между собой, но так, чтобы продавец по выразительной мимике и жестам понял, что если он не уступит в цене, то они точно уйдут. Как правило, такой паре удается добиться максимальной уступки.
4. Покупатель принижает достоинства товара, например, про некрупную картошку спрашивает: "Почем горох?"
В обозначенных выше и любых других манипулятивных уловках как продавец, так и покупатель стремятся достичь максимума возможного.