Храбрость еврейских солдат

Oct 10, 2023 12:00

Бытует мнение, что храбрость еврейских солдат в новое время мы можем видеть только в Израиле - до создания государства в Хагане, ЛЕХИ и ЭЦЕЛЬ, после создания - в Цахале. К этому еще иногда прибавляют еврейских воинов ВМВ и изредка Первой. Но это лишь малая часть правды - когда евреи получали возможность, они всегда становились самыми храбрыми воинами.
Далее отрывки из книги «КНИГА ВРЕМЕН И СОБЫТИЙ» История российских евреев, Феликса Канделя



О Польском восстании: "Барух Шепсес из Вильно рассылал по Литве нелегальную литературу. Аарон Эйзенберг‚ богатый торговец железом‚ спасал арестованных повстанцев и "считал своей обязанностью служить обществу‚ которое его предкам оказало гостеприимство". Леон Ионас погиб вместе с другими добровольцами‚ прикрывая отход своего отряда. Филипп Кагане потерял в бою правую руку и‚ оправившись от раны‚ вернулся в отряд и снова сражался. Александр Эдельштейн был изранен саблями‚ вылечившись‚ снова сражался‚ попал в плен‚ бежал из тюрьмы и погиб в одном из боев. Йосеф Абрам‚ портной из Желехова‚ не выдал под пытками расположение своего отряда и был замучен насмерть.

Список евреев - участников того восстания пестрит краткими сообщениями: "участвовал в битвах... изранен саблями... особо отличился... взят в плен... повешен... расстрелян... пронзен пулей... погиб под Лодзью..." "Мы видели евреев в рядах борцов‚ - вспоминал современник‚ - мы видели их в организациях на постах руководителей‚ энергичных и активных‚ и даже некоторые паны не оказались такими щедрыми‚ как евреи". После подавления восстания‚ евреев - наравне с польскими повстанцами - сажали в тюрьмы‚ сдавали в солдаты‚ наказывали плетьми‚ ссылали в Сибирь на поселение и на каторгу".

О Балканской войне: В июне 1876 года Сербия и Черногория‚ королевства на Балканском полуострове‚ начали войну против Турции‚ чтобы освободиться от вассальной зависимости. Борьба южных славян вызвала сочувственные отклики в русском обществе: по всей России организовывали во множестве славянские комитеты‚ собирали деньги на борьбу‚ и среди прочих в списках жертвователей появились еврейские имена. И снова оптимисты понадеялись: вслед за свободой славян на Балканах будет даровано и евреям равноправие в России. Евреи вступали в санитарные отряды‚ которые отправлялись в Сербию‚ а некий Аарон Ротман‚ - хотя не знал ни одного славянского языка‚ даже русского‚ и говорил только на идиш‚ - отправился туда одним из первых и погиб в сражении. Поехал в Сербию и корреспондент газеты Давид Гольдштейн‚ но стал там простым солдатом‚ чтобы помочь восставшим. Он храбро сражался‚ был назначен командиром редута взамен убитого офицера‚ и под его командованием гарнизон отбил атаку турок. Гольдштейн получил медаль за храбрость и сербский орден‚ умер в госпитале от раны‚ и командир русских добровольцев писал о нем: "Мне редко случалось встречать такое безупречное мужество и хладнокровие‚ которые Гольдштейн выказал посреди величайшей опасности‚ и я считаю священным для себя долгом почтить этим заявлением память покойного".

Но силы были неравными‚ и восставшие не могли устоять против турок. Кончилось тем‚ что Россия объявила войну Турции‚ и теперь уже еврейские солдаты в составе регулярных русских частей пошли освобождать славян. Русская армия продвигалась вперед‚ и на освобожденных территориях болгары грабили‚ убивали и изгоняли местных евреев‚ потому что считали их сторонниками турецкой власти. Английский посол в Стамбуле сообщал в Лондон: "В Казанлыке были вырезаны многие еврейские семьи... Ужасно положение евреев‚ преследуемых христианами и защищаемых турками; они совершенно разорены..." В европейских газетах писали о резне евреев в болгарских городах‚ о разрушении еврейских кварталов‚ о тысячах беженцев‚ среди которых были раненные штыковыми ударами. "Русские поднялись на помощь своим кровным братьям-славянам и единоверцам‚ - вспоминал еврейский журналист‚ - между тем как евреев ничто не связывает с болгарами. Напротив‚ евреи помнят тот позор и те преследования‚ которым их братья подвергались в Болгарии‚ особенно во время войны‚ между тем как под властью турок они жили тогда мирно и вольготно. И несмотря на это десятки тысяч российских евреев сражались как львы‚ бок о бок с русскими. Многие были ранены и остались инвалидами на всю жизнь‚ многие пали славною смертью на поле брани‚ - их кровь смешалась на Балканах с кровью славян..."

Из Болгарии в Россию шли поезда с ранеными‚ среди которых были и евреи‚ а в газетах продолжали писать о плохих солдатах-инородцах‚ татарах и евреях‚ на которых можно было свалить военные неудачи. "И татары‚ и евреи‚ - защищал их начальник штаба генерал А. Куропаткин‚ - умели и будут уметь впредь так же геройски драться и умирать‚ как и прочие русские солдаты‚ - надо только уметь повести их".

Больше всего еврейских солдат было в шестнадцатой и тридцатой пехотных дивизиях‚ которые вербовали в Могилевской и Минской губерниях. Одну четверть там составляли евреи‚ а в некоторых ротах - более половины. Когда их отправляли на фронт‚ было много злых и обидных шуток по этому поводу‚ но после первых боев офицеры этих дивизий высоко оценили еврейских солдат. "По общему отзыву ротных командиров‚ - писал один из них‚ - евреи дрались храбро и даже отчаянно". А командир тридцатой дивизии вспоминал после войны: "Еврей-солдат - чаще всего‚ семейный - обычно обеспокоен и озабочен; но еврей-воин в пылу битвы - храбр и неимоверно решителен. Это не автомат‚ не машина‚ действующая по команде офицера; напротив‚ с полным сознанием грозящей ему опасности‚ позабыв и бедствующее семейство и беспомощных стариков-родителей‚ он с образцовой решимостью и самоотвержением бросается первым в огонь. Еще одним бесспорным отличительным признаком обладает еврей-воин: это - его быстрая сообразительность и предприимчивость в самые трудные минуты".

Военный корреспондент писал: "Я проделал значительную часть кампании на Балканах со Скобелевским отрядом‚ и мне ни разу не пришлось слышать о том‚ чтобы евреи-солдаты уступали в чем-либо русским солдатам. На Шипке было мало наших войск. Большая часть солдат была выбита. И в этих боях особенно отличился еврей. В то время как солдаты лежали в окопах на гребне горы‚ еврей-солдат бесстрашно стоял под дождем пуль и указывал товарищам‚ куда стрелять. Когда ему казалось‚ что кто-то трусит‚ он говорил: "Ай да воин! Я еврей- и не боюсь‚ а ты вот трусишь!.." На форте возле Шипки к ногам артиллериста Лейбуша Файгенбаума упал снаряд‚ но не успел он еще разорваться‚ как Файгенбаум‚ не растерявшись‚ отшвырнул его в соседний ров и спас орудие и солдат. За это он получил Георгиевский крест‚ был отмечен приказом по армии‚ и о его подвиге много писали в газетах. В той же войне Лейбуш Файгенбаум получил еще два Георгия и умер от раны.

Во время ночной атаки на турецкий редут сильный огонь остановил солдат шестнадцатой дивизии. "Среди жужжания пуль и гранат‚ - вспоминал один из офицеров‚ - подбежал унтер-офицер еврей и закричал в темноте: "Ваше высокоблагородие‚ надевайте феску‚ кричите "Аллах!" Я обернулся и вижу: еврей-унтер надевает на солдат фески убитых турок и велит им кричать: "Аллах‚ Аллах!" Я тут же надел окровавленную феску‚ и с криком "Аллах!" мы начали быстро подниматься в темноте. Турки тут же прекратили огонь‚ приняв нас за своих. Мы без труда ворвались к ошеломленным туркам‚ захватили их врасплох и одержали полную победу".

В боях за Плевну погибли многие солдаты и офицеры тридцатой дивизии. В одной из рот‚ которая пошла в атаку‚ был убит последний офицер‚ а солдаты замешкались и залегли. И тогда солдат-еврей снял с убитого офицера его мундир‚ переоделся в него и с обнаженной саблей вышел вперед. "За мной‚ ребята‚ ура!" - скомандовал он солдатам‚ и вся рота поднялась и пошла в атаку. Этот еврей был убит пулей в висок‚ и его похоронили со всеми воинскими почестями‚ в офицерском мундире. Под той же Плевной солдаты тридцатой дивизии пошли в атаку на турецкие траншеи‚ но оттуда по ним открыли сильный огонь. "Чем ближе мы подходили к турецкой траншее‚ тем положение наше становилось всё отчаяннее‚ - вспоминал командир дивизии. - Вдруг какой-то крик - "Шма‚ Исраэль!" ("Слушай‚ Израиль!") - огласил воздух. Оказалось‚ это закричали евреи‚ за ними бессознательно повторили то же самое русские солдаты‚ и в общем смятении‚ при единогласном "Шма‚ Исраэль!" вся дивизия взобралась на турецкую траншею".

И еще одно свидетельство ротного командира тридцатой дивизии‚ настолько невероятное‚ что в него трудно поверить. И тем не менее‚ это факт. Офицер рассказывал: "24 декабря 1877 года‚ с рассветом... мы взобрались‚ еле дыша‚ на вершину неимоверно крутой отвесной горы. И тут мы неожиданно очутились лицом к лицу с неприятелем‚ в пять раз превышавшим нашу силу. Неприятель начал перестрелку‚ надо отступать‚ - но куда?.. Посмотришь вниз по спуску - голова кружится: вернаясмерть!.. Как вдруг раздалось несколько голосов: "Валяй турка‚ валяй его!.." Семь-восемь евреев-солдат кинулись к неприятелю‚ и хватая по два‚ по три турка‚ с криком "Валяй его!" бросались по откосу в пропасть. Их отчаянному призыву последовали другие храбрецы роты. Стоны и крики падавших настолько оглушили турок‚ что они пустились в бегство. Укрепив позицию‚ я отправил ординарцев разведать о судьбе отчаянных бойцов. С нашей стороны погибло двадцать шесть‚ из них девятнадцать евреев-солдат; турок же было шестьдесят семь. В живых осталось очень мало".

Остается добавить‚ что в Москве‚ за зданием Политехнического музея‚ по сей день можно увидеть памятник-часовню‚ которую поставили русские гренадеры своим товарищам‚ павшим под Плевной. На стенах часовни были записаны имена офицеров и солдат‚ особо отличившихся в боях 1877 года. Есть там и еврейские имена: Абрам Клях‚ Самуил Брем‚ Наум Коломец‚ Мошка Уманский‚ Исаак Родзевич‚ Моисей Масюк. Это их вспомнил в будущем‚ в Государственной Думе‚ еврейский депутат‚ выступая за отмену черты оседлости: "Если бы воскресли все эти люди‚ - сказал он‚ - которым нация поставила памятник‚ они не имели бы права приехать в Москву и посмотреть на свой памятник".

евреи

Previous post Next post
Up