В годы Второй мировой войны египтянин Мохамед Хельми жил в Берлине. До прихода Гитлера к власти он заведовал урологическим отделением в местной больнице. В то время все было спокойно, однако уже в 1933 году началось масштабное, жестокое притеснение евреев. Хельми видел, как его коллеги еврейского происхождения теряют работу и становятся изгоями. Эта проблема всегда болезненно откликалась в его сердце - ему хотелось восстановить справедливость, но он не понимал, как это сделать. Пока в 1941 году он не встретил юную румынскую еврейку Анну Борос.
В 1938 году Мохамед и сам ощутил, какого это - попасть в категорию «неугодных». Его не только уволили из-за неудобного происхождения и запретили заниматься медицинской прак
тикой где-либо, но и не позволили жениться на его возлюбленной - немке Эмми Эрнст. Далее в жизни Хельми была череда арестов, попытки принудительного выселения из нацистской страны и постоянные гонения.
После освобождения в 1941-м Мохамеду удалось попасть на практику к доктору Йоханнесу Ведекинду в Шарлоттенбург. Хельми видел в этой работе не только возможность заниматься любимым делом, но и шанс помочь тем, кто стал заложником нацистского режима. Мохамед подделывал медицинские справки для иностранцев, чтобы помочь им попасть домой, а также помогал немцам, выступающих против гитлеровской политики, уклониться от полицейской службы.
В то же время началась массовая депортация берлинских евреев, и Хельми не смог спокойно на это смотреть. Невзирая на огромную опасность, он спрятал свою пациентку, румынскую еврейку Анну Борос и ее семью в собственном доме. Чуть позже Мохамед уговорил свою приятельницу, немку Фриду Штурманн, взять к себе бабушку Анны - Сесилию Рудник.
Из воспоминаний Борос: «Хороший друг нашей семьи, доктор Хельми… прятал меня в своей квартире до конца войны. С 1942 года у меня не было контактов с внешним миром. Гестапо знало, что доктор был нашим семейным врачом и что он владел квартирой в районе Бух». Однажды нацисты все же арестовали евреев, живущих у Хельми с поддельными документами. Арестовали всех, кроме Анны и ее бабушки. На допросе нацисты жестоко пытали евреев и они сознались, где прячется Борос. Однако Мухамед успел отвести девушку в дом к приятельнице. В конце концов ему удалось обхитрить немцев и освободить евреев. Вскоре девушка и ее родственники вновь вернулись к своему спасителю.
Хельми помогал еврейскому семейству Борос с 1941 по 1945. После войны спасенные уехали в США, а Мохамед остался в Берлине и наконец женился на любимой женщине - Эмми.
В 2013 году доктор Мохамед Хельми стал первым арабом в истории, которого признали Праведником народов мира. Посол Израиля в Германии Джереми Иссахаров сказал: «Хельми не только доказал, что мусульмане и евреи могут быть в ответе друг за друга, но и рисковал своей жизнью, спасая знакомых евреев. Тем самым он указал нам другой путь, в отличие от тех, кто пытается посеять вражду между евреями и мусульманами, - путь сострадания».
https://isroe.co.il/pervyj-arab-stavshij-pravednikom-narodov-mira/