Какие тайны хранит Камень основания в Иерусалиме, как он стал центром мироздания и почему он важен не только для евреев, но и для мусульман, разбирался наш колумнист.
«Прямо под куполом лежала громадная масса первобытной Скалы. Глядя на громадину серой, неровной Скалы, выступавшей над уровнем пола, мы стояли, охваченные священным трепетом и восторгом», - такими словами британский консул в Иерусалиме сэр Джеймс Финн описывал место, ставшее сакральным сразу для трёх авраамических религий - иудаизма, ислама и христианства.
«Это и был фундамент Дома Б-жьего, о котором рассказывали мусульмане. Камень основания, о котором говорили евреи. И не просто камень, а скалистая вершина самой святой горы, - продолжал восторгаться увиденным Джеймс Финн. - Воистину, это “вершина горы”, на которой, по слову Флавия, стоял Храм. Нет на горе точки выше, чем вершина Скалы под покровом Купола».
Именно этот британец волей судьбы оказался первым европейцем, да и вообще не мусульманином, которому за долгие века довелось туда попасть. По крайней мере, официально. Ведь на протяжении долгих столетий - с середины XIII до середины XIX века - немусульманин под страхом смертной казни не мог ступить на Храмовую гору и уж тем более заглянуть в Купол Скалы. Бывали, впрочем, одиночки, пробиравшиеся туда - переодевшись в мусульман или воспользовавшись услугами друзей-мусульман, подобно английскому врачу Ричардсону или российскому дипломату Аврааму Норову.
И только в конце 1850-х годов ситуация изменилась. Османским султанам нужна была помощь западных держав, и ради дружбы с ними они были готовы на многое - даже допустить «неверных» в святое место.
Удивительно, но величественный и увенчанный золотом Купол Скалы, стоящий посередине Храмовой горы, построен лишь для того, чтобы охранять этот кусок необработанной Скалы - Камень основания. Строго говоря, Купол Скалы - это не мечеть, там даже нет зала для молитвы. Здание специально построено, чтобы ходить кругами вокруг огороженной уже решеткой великой Скалы.
Впрочем, к ней и во времена существования Иерусалимского Храма далеко не каждый мог подойти: только раз в году - в Йом Кипур, и только один человек - первосвященник. Ведь камень находился в Святая святых, и на нём в эпоху Первого Храма стоял Ковчег Завета. Но во времена Второго Храма уже не было Ковчега - он был утерян при разрушении Первого. И в Святая святых первосвященник находил уже лишь Камень, выступавший из земли на высоту в три пальца. Этот Камень действительно был вершиной горы Мория, на которой стоял Храм, и в качестве вершины выступал из пола в Святая святых.
ТАНАХ рассказывает нам, что место для будущего Храма определил царь Давид. Точнее, царь Давид определил место для жертвенника, а Храм вокруг жертвенника построил уже его сын Соломон. Началось всё, как известно, с того, что Давид встретил ангела на гумне. Гумно - это ровный участок земли, где обмолачивают жито, а потом веют зерно. Но как резонно заметил всё тот же консул Финн, обмолачивать зерно на вершине горы при иерусалимских ветрах - совершенно невозможно: всё сдует. А вот чуть в сторонке, под защитой этой могучей Скалы - в самый раз. Поскольку же самый сильный ветер в период обработки зерна идёт с моря - с запада, то и гумно надо искать с востока от Скалы. Именно так все и обстояло, согласно и Талмуду, и Иосифу Флавию: Храм стоял на Скале, а жертвенник, построенный на гумне - в нескольких метрах к востоку от него.
Понятно, почему для евреев этот Камень имеет такое сакральное значение, но почему мусульмане так почитают эту Скалу? Ну, во-первых, потому что это, как ни крути, фундамент Дома Б-жьего. И халиф Омар, покорив Иерусалим, первым делом, согласно мусульманским летописям, стал искать место, где стоял «Масджид Сулейман» - то есть буквально «место, где царь Соломон падал ниц», или же «Михраб Дауд» - «место молитвы царя Давида».
Но и не только поэтому. Исламская традиция полностью переняла образ Камня основания из традиции талмудической - как «места, на котором основан мир», как сказано об этом в трактате Йома. Средневековые мусульманские писатели передают со слов Ка’аба - йеменского мудреца-еврея, вынужденного принять ислам в дни халифа Омара, и других ранних авторов многообразные славословия Скале. Она и «трон Аллаха», и источник всякой пресной воды в мире, и место воскрешения мёртвых и последнего суда над человечеством. Согласно исламским представлениям, в конце времён все мечети мира, включая и священную мечеть в Мекке, соберутся вкруг Скалы, «как свита окружает невесту».
Но в одном мы с консулом Финном вынуждены будем поспорить. Он восхищался первозданной нетронутостью, природностью великого Камня: «О, грубая, неотесанная простота среди великолепия священного здания! Ни одно орудие не было занесено над Скалой, чтобы осквернить её». Впечатление это возникло у англичанина оттого, что он смотрел на Камень, как и все посетители, сбоку - а с этой стороны Камень действительно не тронут. Но в наше же время есть несколько фотографий, сделанных сверху - на них как раз видно множество следов человеческой деятельности.
Мощная борозда по западному краю Камня - это, без сомнения, фундамент западной стены Святая святых Храма. Но вот остальные следы могут быть самого разного происхождения. Например, летописи времен крестоносцев фиксируют, что рыцари имели обыкновение откалывать по кусочку от священной Скалы - чтобы увезти домой как сувенир или даже на продажу, - пока августинцы не пресекли это безобразие, полностью спрятав Камень под мраморное покрытие алтаря церкви, в которую они превратили здание.
Но есть на Камне и особенный след прямоугольной формы. Согласно вычислениям замечательного археолога Лина Ритмейера, это ни много ни мало - именно след от Ковчега Завета, который стоял тут во времена Первого Храма. Вроде всё сходится - и размер, и местоположение! И как мы знаем, согласно нашей традиции, во времена Третьего Храма этот Ковчег Завета снова займёт своё место на Камне основания.
МЕИР АНТОПОЛЬСКИЙ