ЕВРЕИ И СУЕВЕРИЯ: САМЫЕ СТРАШНЫЕ И ЖУТКИЕ ДОМЫСЛЫ

Jun 22, 2023 20:00


Суеверия. В них как нельзя лучше проявляются характер и особенности народа, его судьба. И формируются они в радостях, печалях и страхах повседневной жизни. Человек всегда стремился объяснить загадочные и непонятные для себя явления. Так появлялись всевозможные мифы и суеверия, которые являются частью культуры каждого народа.

Как евреи относятся к суевериям? Есть ли вообще суеверия в еврейской культуре? Откуда они взялись и какие из них - самые странные, забавные или поражают воображение? Согласно Торе, все в этом мире управляется великим Б-жественным провидением. Поэтому евреи верят, что все происходящее неслучайно, значимо и, скорее всего, подчинено определенной закономерности. Но есть также закономерности кажущиеся: суеверия, лженаучные теории и "законы" гуманитарных "наук", которые Тора отвергает и не признает (черные кошки, просыпанная соль и т.д.), а за колдовство Тора и вовсе требует наказывать смертью.

Однако, в древности суеверия были распространены. Так, царь Шауль просил колдунью вызвать дух Самуила. Широкое распространение языческих обычаев в Израильском царстве под влиянием царицы Изевель, в Иудейском царстве в правление Менашше и подобные инциденты в другие исторические эпохи вызывали резкий протест пророков.

Во времена Вавилонского царства в еврейской среде распространенными были  такие суеверия, как страх оказаться между двумя женщинами или, наоборот, женщине - оказаться между двумя мужчинами, между двумя пальмами или собаками, поскольку это предвещает несчастье; запрет одалживать воду или ступать на пролитую воду и прочее. В Вавилонии особенно опасным считалось все парное‎: нельзя есть за одной трапезой два или четыре блюда, пить два или четыре бокала вина и т. д. Только те из суеверий, которые были явно идолопоклоннического происхождения, вызывали осуждение. На формирование многих еврейских суеверий оказали влияние занятия колдовством и магией, распространенные среди народов Вавилонского царства.


В Иерусалимском Талмуде также встречаются упоминания о суевериях, приобретенных под греко-римским влиянием: вера в легкую руку, в то, что одетая наизнанку рубаха вызывает сновидения. Вера в дурные приметы: увидеть ворона - к беде, курица кукарекает как петух - к несчастью.

В Средние Века евреи широко заимствовали суеверия народов, с которыми жили по соседству, поэтому во многих случаях сложно сказать, является ли то или иное суеверие исконно еврейским или заимствованным. В еврейских магических формулах использовались греческие и латинские слова. Галахические авторитеты резко выступали против распространения суеверий, однако их борьба не имела успеха. О суевериях говорится как «о мерзости народов», раньше населявших Обетованную землю, противопоставляемых Израилю, который «должен быть непорочен перед Господом Б-гом своим». Маймонид считал суеверия языческими заблуждениями, противоречащими разуму и противными духу Торы, он отрицал всякое рациональное зерно в таких суевериях, как вера в потусторонних мифических существ, амулеты. Однако в кругах, склонных к мистицизму, древние суеверия были объяснены с помощью каббалы; так многие из них были приняты и одобрены. Время стерло память о языческом характере многих суеверий, они потеряли свою первозданную суть. Так, в «Завещаниях» Иехуды Хасида ха-Леви одобрен обычай, запрещающий жениться на женщине, носящей имя матери жениха (обычай, заимствованный из немецкого фольклора); кроме того, Иехуда советует зарезать курицу, которая кукарекает, как петух, несмотря на то, что в Талмуде это определяется как дархей ха-эмори. Есть еще одна довольно нестандартная рекомендация рабби Йеуды Хасида: нельзя чистить обувь в день, когда мы собираемся отправиться в путь. А в талмудическом трактате Йома  можно найти суеверие, согласно которому не следует спать в обуви.

В Новое Время бытовала вера в сновидения и сглаз; чтобы предотвратить действие дурного глаза, следовало сплюнуть три раза. Причиной эпидемий считался живущий в районе бедствия грешник, которого раввин должен был наказать - и тогда эпидемия прекратится. В Литве во время эпидемий холеры евреи устраивали на кладбищах свадьбы между калеками, а в Пинске - свадьбы сирот под черной хупой на могилах их родителей; в некоторых захолустных местностях на кладбище устраивали формальное венчание между женщиной и каким-либо мертвецом. В Галиции на домах либо делали надпись «холера уже была здесь», либо вешали замок, а ключ выбрасывали. Чтобы помочь тяжелобольному, его ближайшие родственницы отправлялись на кладбище, где измеряли длину могил благочестивых людей свечными фитилями, которые шли затем на синагогальные свечи.



В «Сефер Рефуот» приводится множество суеверных обрядов, производимых над больным с целью его излечения. Алжирские евреи убивали черного петуха и вымазывали его кровью грудь и лоб больного. В Галиции считали, что если y ребенка конвульсии, виновником их является вошедший в ребенка злой дух; чтобы изгнать его, надо разбить горшок или тарелку пред лицом ребенка. Существует поговорка, указывающая, как саркастически народ иногда сам относится к суевериям в области народной медицины: «Это помогает, как прошлогодний снег против головной боли».

Возникновение некоторых суеверий связано со стремлением людей практически использовать сказанное в Писании или в мидрашах. Так, еще с талмудических времен счастливым днем для путешествия или какого-либо начинания считается вторник, потому что в библейском описании третьего дня творения дважды сказано «Б-г увидел, что было хорошо», понедельник же считается несчастливым, потому что в описании второго дня творения ни разу не сказано «Б-г увидел, что было хорошо». Месяц адар считается счастливым, потому что в этом месяце родился Моше. Преимущественно среди каббалистов распространена вера в магическую силу камей.

Всегда довольно интересными были суеверия, связанные с замужеством и семейной жизнью, детьми. Считалось, что сестрам не следует выходить замуж в один день, чтобы не сглазить родителей. Если после брачной церемонии жених первый дотронулся до руки невесты, то он будет главенствовать в семье, если же невеста первой дотронулась до руки жениха, то главенство будет принадлежать ей.

Согласно Торе, молиться об определенном поле ребенка можно только до 40-го дня от зачатия. Потому что после 40-го дня такая молитва подпадает под запрет «тфилат шав» - запрет бессмысленной молитвы. На 7-8 неделях беременности у зародыша уже формируются половые признаки, и если попросить Б-га о ребенке конкретного пола, это будет просьба о явном чуде. Раввины же говорят, что Вс-шний совершает сколько угодно чудес, но не явных.

Чтобы защитить ребенка от дурного глаза, еврейские матери прибегали часто к такому средству: они трижды целуют ребенка, отплевываясь после каждого поцелуя. Вообще отплевыванию придается большое значение в еврейском фольклоре. Если кто-нибудь видел дурной сон и хочет забыть ο нем, то он должен три раза сплюнуть.

Нельзя переступать через ребенка, ибо он вследствие этого не будет расти; чтобы исправить неосторожность, надо переступить еще раз в обратную сторону. Кстати говоря, это суеверие уже давно перешло в другие культуры.

В еврейской культуре существует множество интересных обычаев и суеверий, связанных со смертью. Например, при освящении нового кладбища рекомендуется убивать петуха и хоронить как первую добычу смерти. Особенное внимание обращается на то, кто первый будет похоронен на новом кладбище. Небольшие общины иногда приписывают к себе дряхлого старика, чтобы он был первым похоронен.



У евреев также принято закрывать все зеркала в доме, если в нем кто-то умер. Зеркала не открывают в течение семи дней, когда семья соблюдает шиву (семь дней траура - прим.ред.). Существует поверье, что, если зеркало не накрыть, то душа умершего может попасть в его ловушку и уже не сможет попасть в загробный мир. Эта традиция породила другое суеверие. Зеркала должны быть покрыты каждую ночь, чтобы, когда люди спят, их души блуждают и могут попасть в ловушку зеркала.

Среди евреев европейских городов считалось большим несчастьем, если во время погребальной процессии их соотечественника пробежит собака поперек дороги. В таком случае погребение откладывалось до другого дня, и мертвеца относили опять туда, откуда взяли.

Однако не все суеверия с явно языческой подоплекой исчезли и были забыты. Евреи южно-русских еврейских земледельческих колоний в XVII-XIX столетиях верят, что по ночам в конюшнях бродят «мазиким», красиво заплетающие гривы их лошадей и даже волосы людей, там спящих.

Есть и такие суеверия, о которых сразу и не подумаешь, что они - изначально еврейские. О таких от своих мам и бабушек слышат с самого детства не только еврейские дети. Например, кто не слышал о том, что не надо чинить одежду или пришивать пуговицу в то время, когда эта одежда находится на человеке, потому что при этом можно «зашить память»? Похожий запрет на одновременное подстригание ногтей на ногах и на руках.

Интересно, что общечеловеческая примета о том, что чихнувший человек говорит правду, тоже происходит именно от еврейского суеверия. Это поверье говорит нам о том, что, если во время молитвы "Амида" человек чихает - это значит его молитва принимается на Небесах с благосклонностью. А если с шумом выпускает газы из кишечника, то... без благосклонности.

Особое место всегда занимали поверья о деньгах и богатстве. У евреев Кавказа добрым знаком считается, если в доме поселилась змея, ­­- в этом случае его хозяев ждет богатство. Настоящее богатство еврею может принести только Элиягу ха-Нави - пророк Илья, который чаще всего предстает в облике нищего седобородого старца. Кавказские евреи верят, что Элиягу любит одаривать евреев деньгами после выхода субботы, - то есть в ночь с субботы на воскресенье. Поэтому у них принято вечером в субботу зазывать в гости случайного прохожего и щедро угощать его - в надежде, что в его образе скрывается сам пророк Элиягу.

В хасидских общинах считается, что подлинное богатство и благополучие может принести специальное благословение цадика. У хасидов принято просить у ребе благословение на хорошую «парносу» - заработок. В некоторых хасидских общинах раввины дают своим хасидам деньги - «на развод». И в среде хасидов можно услышать немало историй, как подаренный ребе рубль или доллар приносил счастье или приводил человека к сказочному богатству.

Одним из основных способов привлечения денег в еврейском мире традиционно считались каббалистические камеи - талисманы с благословением на хороший заработок, написанными праведным раввином, сведущим в тайнах Каббалы.

источник

А какие суеверия знаете вы? Пишите в комментариях

евреи, мракобесие

Previous post Next post
Up