Вспоминая операцию "Энтеббе". Уникальная операция ЦАХАЛа

Jun 08, 2023 12:00


В воскресенье 27 июня 1976 г. самолет французской авиакомпании «Эр Франс», выполнявший обычный рейс по маршруту Тель-Авив-Париж, был захвачен четырьмя вооруженными террористами (два немца и два араба), членами организации Народный фронт освобождения Палестины, которой руководил Дж. Хабаш. В момент вылета из Тель-Авива на борту самолета находилось более двухсот пассажиров, в том числе 83 израильтянина.

Террористы проникли на борт самолета в Афинах, где он совершал промежуточную посадку. В афинском аэропорту в это время проходила забастовка наземного персонала, благодаря чему террористов практически никто не досматривал. По их приказу самолет приземлился в аэропорту ливийского города Бенгази, после дозаправки горючим поднялся в воздух и совершил посадку в аэропорту Энтеббе. Пассажиры и команда самолета, которая отказалась оставить заложников, были размещены в старом здании аэропорта.

В Уганде к похитителям присоединился еще ряд палестинских террористов. Террористы несли внутреннюю охрану в здании с заложниками, а угандийские солдаты охраняли его снаружи, отойдя от старого здания аэропорта на 50 м. Диктатор Уганды Иди Амин тесно сотрудничал с террористами и, неоднократно выступая перед заложниками, говорил, что их судьба в руках правительства Израиля, которое должно принять все требования похитителей. Во вторник 29 июня были освобождены 47 пассажиров, в основном пожилые женщины, дети и больные.

В тот же день террористы предъявили ультиматум, в котором требовали освободить террористов, находившихся в заключении: 40 - в тюрьмах Израиля, шестерых - в Западной Германии, пятерых - в Кении, одного - во Франции. Террористы угрожали, что если в четверг 1 июля к 14 часам по угандийскому времени заключенные не будут освобождены, то все заложники будут убиты, а самолет взорван. Затем срок ультиматума был продлен еще на 24 часа.

Вечером 29 июня пассажиры с израильскими паспортами (83 человека) были отделены от других пассажиров, причем этой операцией руководили террористы-немцы. 30 июня остальные пассажиры (101 человек), в большинстве евреи, но без израильских паспортов) были освобождены. Французский экипаж самолета во главе с капитаном М. Бакю остался с заложниками. 1 июля израильское правительство объявило, что оно принимает все требования террористов и просит Францию быть посредником в переговорах об освобождении заложников. Не прекращая дипломатических контактов, израильское правительство поручило военным разработать план операции по спасению заложников.

Операция "Энтеббе" ("Йонатан")


В Иерусалиме начальник штаба Сил обороны Израиля генерал-лейтенант Тур информировал министра обороны Шимона Переса и премьер-министра Ицхака Рабина о планах по освобожде­нию заложников.

Их было три: парашютный десант на Энтеббе; атака через озеро Виктория на на­дувных лодках; быстрая атака и возвращение за­ложников по воздуху. Третий план был утвержден. Ко­мандование операцией поручили ко­мандующему воздушно-десантными и пехотными войсками бригадному гене­ралу Дану Шамрону, а штурмовыми группами руководил подполковник Йонатан (Йони) Нетаньяху. Операция по­лучила название "Thunderbolt" ("Удар молнии").

С военной точки зрения такая операция не имела прецедентов в истории. Израильские самолеты должны были пролететь около четырех тысяч километров, их могли обнаружить советские радары. Нужно было досконально знать план аэропорта, расположение всех постов охраны и угандийских войск, которые могли прийти на помощь террористам. Было необходимо найти страну, власти которой разрешили бы израильским самолетам заправиться горючим.



Операцию нельзя было откладывать надолго, чтобы руководители террористов и полусумасшедший диктатор Уганды Иди Амин не начали расстреливать заложников. В планировании операции основную роль сыграли начальник Генерального штаба Армии обороны Израиля Моти Гур, начальник оперативного отдела военной разведки (АМАН) Эхуд Барак, командующий израильскими ВВС  Пелед (1928-2002), командир подразделения особого назначения Генерального штаба Йонатан Нетанияху  и другие. Подготовка операции велась в обстановке полной секретности. Израильские солдаты должны были долететь до Энтеббе на новейших американских транспортных самолетах «Геркулес-130».

Израильтяне договорились с властями Кении о разрешении дозаправиться в аэропорту Найроби. Агенты израильской разведки Мосад представили подробный план здания, где содержатся заложники, расположения охраны, истребителей (системы МиГ) и радарных установок. Израильские военные специалисты, которые в конце 1960-х - первой половине 1970-х гг. были военными советниками в армии Уганды, хорошо знали аэропорт Энтеббе. Генерал  Пелед сообщил Бараку: «У нас есть пилоты, которые уже летали в Энтеббе и знают тамошнее летное поле как свои пять пальцев».

В операции должны были участвовать подразделение особого назначения Генерального штаба, бойцы бригады «Гивати», 35-й десантной бригады, специальное подразделение военно-воздушных сил. На одной из авиабаз в Израиле был выстроен макет аэропорта Энтеббе, который штурмовали участники операции. 4 июля пять самолетов «Геркулес-130» вместе с сопровождавшими их истребителями поднялись в воздух и взяли курс на Энтеббе.


Окончательное разрешение правительства на проведение операции было получено через 15 минут после взлета. Ранее в Найроби приземлились два самолета «Боинг», на борту одного из них был размещен полевой госпиталь. Предполагалось, что в бою может погибнуть около 35 израильтян. Израильскими войсками, высадившимися в Энтеббе, командовал Шомрон. Атакующим был дан приказ открывать по угандийским солдатам только ответный огонь.

ПЛАН ОПЕРАЦИИ
В 23.01 первый транспортный «Гер­кулес» коснулся колесами посадочной полосы Энтеббе. Перед приземлением была пущена в ход дезинформация: на аэродром направляется самолет с осво­божденными палестинцами. За первым самолетом сел второй, а за ним на бо­ковой полосе - два остальных. Из пер­вого самолета выехали два «джипа» и сверкающий черный лимузин, во всех деталях напоминающий личный лиму­зин Иди Амина. Это был еще один от­влекающий ход израильтян. Эту маши­ну прекрасно знали по всей Уганде. Ожидалось, что эта машина вызовет типичную панику при появлении главы государства. Из остальных самолетов, которые даже не успели еще полностью остано­виться, высадились коммандос и заняли свои позиции согласно плану. "Мерсе­дес" и два "джипа" двинулись к старому зданию аэропорта. Здесь они затормо­зили перед постом угандийских солдат. С этого момента события развива­ются в бешеном темпе.



При виде «аминовского» «Мерседеса» оба часо­вых, разумеется, столбенеют. По ним из пистолетов с глушителями откры­вают огонь подполковник Нетаньяху и сидящий за рулем коммандос. Од­нако - оба очень хорошие стрелки - промахиваются. Один угандец кидает­ся наутек, второго обезвреживают из пулемета, смонтированного на «джи­пе». В это время коммандос бросаются к главному входу терминала. Солдаты вбегают внутрь под грохот выстре­лов, кричат заложникам на англий­ском и иврите: «Израильская армия! Ложитесь!», после чего открывают огонь на поражение. В течение пятна­дцати секунд убиты самые опасные террористы. Но несут потери и залож­ники. Двое из них не выполняют ко­манду штурмующих (как выяснилось позднее, они не понимали ни англий­ского, ни иврита, они говорили на идиш).

Вскочив, они пытаются вы­бежать из здания, но попадают под огонь коммандос и погибают. Нельзя винить в этом штурмующих, так как в таких ситуациях все, что движется - враг. Тем временем через второй вход в терминал врывается другая группа коммандос. Обыскивая помещения терминала, они обнаруживают двух террористов. В руке одного из арабов оказывается граната без чеки. Падая на пол, спецназовец пытается пора­зить террориста очередью из «Узи» еще до того, как тот успеет выронить гранату из рук. Однако не успевает.
Граната взрывается, убивая обоих тер­рористов и раня двух израильтян. А в это время на территории аэро­дрома другие группы «зачищают» тер­риторию, захватывают контрольно-диспетчерский пост (КДП), радио­станцию аэропорта и уничтожают МиГи. Но в ходе этих событий проис­ходит еще одна трагедия.
Угандий­ский солдат, чудом уцелевший во вре­мя штурма КДП, успевает выстрелить в находящихся внизу израильтян. Его немедленно уничтожают, но пуля угандийца все же находит цель - она смертельно ранит подполковника Не­таньяху, когда тот по радиостанции отдает команду своим бойцам. Через 40 минут, очистив террито­рию от угандийцев, израильтяне нача­ли эвакуацию заложников в самолеты.

Перестрелка продолжалась 1 минуту 45 секунд. В ходе ее погибли двое заложников, а огнем с охранной вышки был смертельно ранен Йонатан Нетанияху.



Схема действий израильского спецназза в аэропорту Энтеббе

Другие подразделения израильской армии также успешно выполнили свою задачу. Специальный отряд ВВС взорвал МиГи и радарные установки. Подразделение бригады «Гивати», блокировавшее аэропорт снаружи, уничтожило бойцов угандийского отряда, пытавшегося прорваться к аэропорту. Во время боя было ранено девять израильтян (четверо военных и пять гражданских лиц). Одна из заложниц, Дора Блох, помещенная ранее в больницу с тяжелым пищевым отравлением, после освобождения заложников была жестоко убита.


Первый самолет с освобожденными заложниками вылетел в Израиль через 53 минуты после приземления и начала операции. Прилетевших восторженно приветствовали в аэропорту Лод многочисленные встречающие, среди которых были представители правительства и лидер оппозиции Менахем Бегин.

Большинство стран свободного мира приветствовало Израиль за выдающийся успех в борьбе с международным терроризмом. Президент США Дж. Форд поздравил Израиль с завершением беспрецедентной военной операции, однако операцию Энтеббе осудили в Совете безопасности Организации Объединенных Наций. Представители Советского Союза и арабских государств обвиняли Израиль в «вопиющем нарушении суверенитета Уганды».

Кроме обычного хора осуждения Израиля в «прогрессивной» прессе, было проведено пять заседаний Совета Безопасности ООН (№№ 1939-1943 с 9 по 14 июля 1976 года), на которых было более 50-и выступлений. На этих заседаниях выступили представители следующих стран (некоторые по несколько раз).


С осуждением Израиля: Уганда (с жалобой на «агрессию»), Мавритания, Кения, Катар, Камерун, Китай, Ливия, Гвинея, Маврикий, Гайана, Бенин, Сомали, Югославия, Танзания, Пакистан, СССР (естественно), Маврикий, Панама, Румыния. Индия, Куба.
Поддержали Израиль: Англия, США, Франция, Швеция, ФРГ, Япония, Италия.

В лексиконе разоблачителей Израиля в основном использовались ругательные дипломатические термины типа «сионистское образование». Однообразно-осуждающие и демагогически звучали крики африканских мартышек в дипломатических манишках, которые еще не слезли с дерева марксизма-ленинизма. Как будто не было захвата самолета, взятия заложников, сортировки их по национальному признаку, как делали фашисты: евреи-израильтяне налево, все остальные направо. Как будто не было угрозы жизни заложников. Не было терроризма и международного преступления.

Обычная грязная демагогия - закрыть глаза на причину, ни слова про преступление террористов и их пособников - была, мол, только «ничем не спровоцированной агрессией Израиля против мирного независимого государства». В общем хоре осуждения выделялись выступления представителя Советского Союза (Харламов), которые хорошо отражали тогдашнюю беспардонно-наглую, идиотски-антисемитскую политику руководства СССР.


К общему хору осуждения присоединился и Генеральный секретарь ООН Курт Вальдхайм. Он заявил, что израильский рейд представляет из себя «серьёзное нарушение национального суверенитета государства-члена ООН». Поддержка и пособие террористам не являются «серьезным нарушением». При этом за весь период кризиса с заложниками он так ничего и не предпринял, кроме пустых заявлений.

В противовес им очень хорошо сказал представитель США Скрентон (Заседание № 1941 - 12.07.1976, Пункт 95): «При таких обстоятельствах мне представляется, что правительство Израиля осуществило одну из самых замечательных спасательных миссий в истории, явившую собой сочетание мужества и мудрости, которые редко были - если были - превзойдены. Она воодушевила миллионы людей во всем мире, и я являюсь одним из них. Она была оправданной - подлинно оправданной - поскольку ни в чем неповинные мирные люди имеют право жить и быть спасенными от террористов, не признающих законов и готовых убить, если их требования не выполняются».

Проект резолюции СБ ООН был представлен США и Великобританией (№ S/12138 от 12.07.1976). В нем не было ни слова в осуждение Израиля. Проект состоял из 4-х пунктов: осуждение угона самолета с требованием предотвращения и наказания за такие террористические акты; сожаления в гибели людей в результате этого; необходимость соблюдение суверенитета стран; принять меры по обеспечению безопасности полетов гражданской авиации. Только третий пункт о соблюдении принципа территориальной неприкосновенности государств косвенно касался Израиля, как, впрочем, и всех других стран.

Но этот проект не был принят, поскольку не получил требуемого большинства в 9 голосов и заседание СБ ООН закончилось безрезультатно, без решения. «За» проект проголосовали шесть стран - Италия, Великобритания, США, Франция, Швеция, Япония. «Против» никого не было. «Воздержались» две страны - Панама, Румыния. «Не участвовали в голосовании» семь стран - Бенин, Гайана, Китай, Ливия, Танзания, Пакистан, СССР. Попытка осуждения Израиля на главном международном форуме позорно провалилась!!!

Среди бойцов, участвовавших в операции, погиб лишь один - подполковник элитных частей Йонатан Нетаньяху, старший брат будущего премьер-министра Израиля. Он был смертельно ранен выстрелом в спину угандийского снайпера, когда солдаты уже покидали старый терминал. В честь него операция позже получила новое название «Мивца Йонатан» (Операция Йонатан).

В результате этой операции были уничтожены все террористы, убито около 35 угандийских солдат, более 100 солдат ранено. Уничтожено 11 угандийских истребителей.

истичник 1
и
сточник 2
источник 3

Израильский спецназ, Израиль, ЦАХАЛ, История и культура

Previous post Next post
Up