Украина - страна особенная, я бы сказал, уникальная. Чем? А хоть бы тем, что до Второй мировой войны здесь проживала самая многочисленная в Европе, и вторая - в мире, еврейская община. Откуда же взялись евреи на территории современной Украины?
При фразе "первые евреи в Украине" все, хоть немного знакомые с историей, вспоминают Хазарский каганат. Исторический источник - переписка между каганом Йосефом и сефардским раввином Хашдаем ибн Шапрутом, имевшая место примерно в 950 году. В ней Йосеф рассказывает заграничному мудрецу, как хорошо живется его подданным, и перечисляет всех каганов, начиная с того самого, кто и принял решение о переходе в иудаизм - Булана. Случилось это где-то в 740 году, и все правители от Булана до Йосефа могли похвастаться еврейскими именами.
Непосредственно к Украине имеет отношение известное "Киевское письмо", выданное Яакову бен Ханукке еврейской общиной Киева примерно в 10 веке. В нем содержится такая интересная информация: носитель этого документа выступил поручителем за брата, одолжившего 100 монет у иноверцев. Брат погиб от рук грабителей, а поручителя посадили за долг в тюрьму.
Вскоре община собрала 60 монет, Яакова выпустили, и с этим письмом он отправился по разным городам собирать оставшуюся сумму. Письмо подписано 11 уважаемыми членами общины. Историки сходятся во мнении, что Яаков бен Ханукка был потомком хазар, и также к хазарской линии имеют отношения и некоторые топонимы города Киев того времени - "Жидовские ворота", район "Жидове" и другие.
А найдено это письмо было ...в Каире! Неплохое путешествие проделал Яаков, учитывая, что горящих путевок в Египет тогда еще не изобрели.
Сканокопия Киевского письма из коллекции сайта Кембриджского университета
Но современная еврейская община имеет, конечно, другие корни. Слово "Ашкенази" говорит само за себя: Ашкеназ - это еврейское название Германии.
Евреи жили в Германии издавна, но 13 век принес в Европу массовое безумие, повлекшее за собой в уничтожение практически всех европейских общин. Из охваченной юдофобским огнем Европы евреи бежали в другие государства, обещавшие, как минимум, отсутствие преследований. И если основной страной, давшей приют беженцам из Сфарада (Испании и Португалии) была Турция, то убежищем ашкеназских евреев стала Польша.
В 1264 году в городе Калиш князь Болеслав Благочестивый издает знаменитый Калишский статут, который во многом определил последующее отношение Польского государства к евреям. Вот одна цитата из этого документа: "Деяния людей, не закрепленные голосом свидетелей или письменными показаниями, быстро проходят и исчезают из памяти, а потому мы, Болеслав, князь Великой Польши, оповещаем современников наших и потомков, до коих дойдет настоящее писание, что иудеи, водворившиеся на всем протяжении наших владений, получили от нас следующие уставы и привилегии".
Привилегий было достаточно много как для не привыкших к такому обращению евреев. Им предоставлялась полная свобода в перемещении и торговле, запрещалось завышать налоги на еврейские товары, отдельными статьями прописывались наказания за разрушение еврейских кладбищ, синагог, нанесение увечий и убийство, похищение детей с целью их крещения. Некоторые параграфы этого своеобразного уголовного кодекса могут вызвать сегодня улыбку - например, человек, кинувший камень в синагогу подвергался штрафу в виде... двух фунтов перца! Пряности когда-то ценились дороже золота... И еще один интересный момент из этого статута: если ночью христианин услышал крик еврея о помощи - он обязан его защитить! Не оказавший помощь тоже подвергался штрафу.
Отдельное внимание в документе уделялось популярному в те годы "кровавому навету". Накануне Папа Римский Климент IV выступил с запретом обвинения евреев по такому поводу, и, ссылаясь на это выступление, князь Болеслав запретил беспочвенно обвинять евреев в убийствах христианских детей, а при возникновении подозрений их должны были подтвердить 6 свидетелей - 3 христиан и 3 евреев.
Статут Болеслава действовал только на территории его княжества, но, спустя 100 лет, в несколько измененном виде был распространен по всей Польше во время правления короля Казимира Великого. Слухи связывают такую лояльность к евреям с красавицей- еврейкой, любовницей Казимира. А звали ее ...Эстер (Эстерка в ист. документах). Слишком уж напоминает другую Эстер и другого нееврейского короля...
«Казимир Великий у Эстерки». Владислав Лужкевич, 1870 г.
Единственным недовольным во всей этой истории был отец Эстер, что понятно)
"А как на это посмотрит Всевышний???" - вопрошает он дочь на картине Войцеха Герсона.
"Пап ну вы с Ним договоритесь там за меня как-нибудь, гит? А я с Кузей договорюсь за вас тут" - отвечает красавица...
«Эстер Малах». Войцех Герсон,1873 г.
После второго раздела Польши в 1793 году к Российской империи отошли Подолье и Волынь. В 1939 СССР аннексировал бывшую в то время польской территорией Галицию, а год спустя отобрал у Румынии и присоединил к УССР Северную Буковину, где также были многочисленные еврейские общины. На присоединенных территориях проживало около 1 750 000 евреев, и примерно 300 000 еврейских беженцев, спасавшихся от нацистов. Таким образом, к началу Второй мировой войны сформировались границы современной Украины, в пределах которых проживало 2,7 миллиона евреев.
К сожалению, материальных памятников еврейской культуры после войны сохранилось очень немного. Самый старый из них находится в небольшом городке Буск во Львовской области. Это - древнейший на территории Украины надгробный памятник, датируемый 1520 годом.
Эпитафия гласит: "Дал украшение вместо праха (Ис. 61:3) Здесь погребен человек честный, р. Йехуда бен р. Яков, прозванный Юда. Скончался во вторник 5 Кислева в год 5281 от Сотворения (23.11.1520). В узле жизни да будет душа [его завязана вместе с душами] Авраама, Исаака, Иакова и всеми [праведниками]"
Самый интересный из еврейских памятников - здание синагоги в городке Сатанов, Хмельницкая область. Это старейшая синагога в Украине. Она была построена в 1532 году в стиле ренессанс, и, кроме прямой функции, имела оборонное значение и входила в систему городской фортификации.
Так она выглядела несколько лет назад
А так выглядит сегодня
Говоря о евреях Украины, не следует забывать и о другой этнической группе - караимах. Споры о их происхождении не утихают и сегодня. Одна из основных версий говорит о том, что караимы - это потомки хазар, вторая - это настоящие евреи, родословная которых уходит в доталмудическую эпоху (поэтому они не признают Талмуд). Сами караимы, кстати, придерживались второй точки зрения, вплоть до начала ХХ века. Но повсеместные преследования евреев показали, что такая версия не особенно полезна для здоровья. Во время нацистской оккупации караимам удалось доказать свое нееврейское происхождение, что и спасло их от уничтожения. В любом случае, караимы являются частью еврейской культуры вообще и украинской еврейской культуры в частности, и в Украине существуют ее уникальные памятники. Древнейшие из них располагаются на родине караимов, в Крыму. Самый известный - это пещерный город Чуфут-Кале (в переводе с крымско-татарского языка - "еврейская крепость"), находящийся вблизи Бахчисарая. Караимские "синагоги" Чуфут Кале - кенасы - датируются VII - VIII веками!
Большая кенаса, Чуфут Кале
А одно из красивейших караимских сооружений - кенаса в Киеве, построенная в 1902 году на средства табачного магната Соломона Когена самым, пожалуй, знаменитым архитектором Украины - Владиславом Городецким.
Бывшая караимская кенаса, Киев
Автор: Евгений Шнайдер
http://ujew.com.ua/magazine/u-jew-vyipusk-34/vozniknovenie-evrejskix-obshhin-v-ukraine