Дом Омри против Ассирии и Дамаска

Dec 19, 2021 09:00



Израильский царь Йеху приносит дань ассирийскому правителю Салманасару III. Изображение на Чёрном обелиске из Нимруда.

Расцвет Израильского царства при Омри и Ахаве опирался на подкреплённое военной мощью экономическое процветание. Заняв лидирующие позиции в регионе, цари Израиля значительно расширили пределы своей власти. Однако в середине IX века до н.э., когда на соседнюю Сирию обрушились ассирийские войска, правителям из дома (династии) Омри пришлось делать выбор: либо подчиниться сильнейшей армии на Ближнем Востоке, либо попытаться дать ей отпор.

Оговоримся, что история Израиля, написанная по Ветхому Завету, и история, составленная на основании археологических находок, - это две совершенно разные истории. Корреляция этих данных представляет собой серьёзную задачу, которая пока что не имеет общепринятого решения. В настоящем случае автор в целом придерживается реконструкций израильского археолога и историка Исраэля Финкельштейна, а датировки археологических памятников приведены по так называемой низкой (или краткой) хронологии.

В составе коалиции левантийских государств
Военная мощь, контроль за торговыми путями, а также установленные Омри и Ахавом династические связи привели к росту могущества Израиля, который на равных соперничал с сильнейшим государством Южной Сирии - Дамасским царством. Именно поэтому Израильское царство стало одним из ключевых участников коалиции государств, противостоявших ассирийской экспансии.

Государства Южной Сирии и Палестины в середине IX века до н.э.Во второй четверти IX века до н.э. ассирийский царь Ашшурнасирапал II (884-859 годы до н.э.) завершил покорение области у истоков Тигра и начал экспансию в направлении левантийского побережья, получив дань от финикийских городов Тира и Сидона. Его сын Салманасар III (859-824 годы до н.э.) продолжил отцовскую политику и направил усилия на подчинение Южной Сирии и Палестины.

Описание деяний Ашшурнасирапала и Салманасара, сделанное аккадской клинописью, содержится на Курхских монолитах - двух известняковых стелах, обнаруженных в XIX веке. В числе прочих событий надпись Салманасара рассказывает о сражении, которое произошло около 853 года до н.э. в окрестностях города Каркар на реке Оронт на севере Сирии:

«Я отправился из города Аргана и приблизился к Каркару. Каркар, его царский город, я разрушил, сокрушил и сжёг огнём (…) Двенадцать царей он (Ирхулени, царь Хамата) взял себе в помощь. Они выступили против меня на бой и сражение. При помощи высокой силы, которую дал мне Ашшур, владыка, и могучего оружия, которое подарил мне Нергал, идущий впереди меня, я сразился с ними от Каркара до Гильзау и нанёс им поражение. Четырнадцать тысяч их воинов я поразил оружием. Я подобно Ададу излил на них ливень (…) Их многочисленные войска я прогнал оружием (…) Прежде чем вернуться, я достиг реки Оронт. В этом сражении я захватил у них их колесницы, их всадников, их коней, их упряжь».


Стела Салманасара III из комплекта Курхских монолитов. Их в 1861 году обнаружил британский археолог Джон Джордж Тейлор в районе современного Бисмиля, Турция.

В битве у Каркара ассирийскому войску противостояла коалиция из дюжины (на самом деле одиннадцати) царств Леванта, включая Хамат, Дамаск, Израиль и другие, менее значимые. Примечательно, что в перечне сил коалиции (всего 3940 колесниц) максимальной боевой мощью обладал Израиль. Согласно надписи из Курха, войско израильского царя Ахава (A-ha-ab-bu Sir-ila-a-a) включало 2000 колесниц и 10 000 пехотинцев.

Несмотря на победную реляцию на стеле, а также сходный текст из «Анналов Салманасара III», большинство историков склонно считать битву при Каркаре если не поражением ассирийской армии, то по меньшей мере «пирровой победой». Завоеватели не продвинулись дальше на юг. По данным ассирийских источников, Салманасар ещё не раз воевал против Бен-Хадада Дамасского и Ирхулени Хаматского. Как пишет современный историк Эдвард Липиньски, «существуют серьёзные доводы в пользу того, что при Каркаре Салманасар III потерпел неудачу». На несколько лет регион оказался вновь предоставлен самому себе, что обострило прежние противоречия между недавними союзниками.

Битва при Рамот-Гилеаде
На протяжении нескольких поколений Дамаск и Самария спорили из-за поселений в районе Галилейского моря и соседней области Гилеад. Победы Ахава над Бен-Хададом закрепили спорные земли за Израилем, однако конфликт на этом не был исчерпан. После того, как опасность ассирийского нашествия миновала, Ахав предпринял новый шаг против своего недавнего союзника. Его целью был Рамот-Гилеад (городище Телль эр-Румейт), расположенный к востоку от Галилейского моря:

«И сказал царь Израильский слугам своим: знаете ли, что Рамоф Галаадский наш? А мы так долго молчим, и не берём его из руки царя Сирийского». (3 Цар 22:3)

Союзником Ахава в кампании против дамасского царя выступил его свойственник - иудейский царь Йехошафат (библейский Иосафат). Произошедшее у Рамот-Гилеада сражение достаточно подробно отражено на страницах Ветхого Завета, хотя этому описанию нельзя доверять в полной мере. В частности, библейский текст сообщает, что по предложению Ахава его царские одежды (доспехи) надел Йехошафат. Тем самым иудейский царь приковал к себе внимание дамасских колесничих. Сам Ахав сражался как простой колесничный воин, но именно он погиб в сражении, тогда как Йехошафату удалось спастись:

«А один человек случайно натянул лук и ранил царя Израильского сквозь швы лат. И сказал он своему вознице: повороти назад и вывези меня из войска, ибо я ранен. Но сражение в тот день усилилось, и царь стоял на колеснице против Сириян, и вечером умер, и кровь из раны лилась в колесницу». (3 Цар 22:34-35)

После гибели вождя израильско-иудейское войско отступило, оставив спорную территорию в руках дамасского правителя. Новым царём Израиля стал сын Ахава Ахазйаху (библейский Охозия).

Возвышение Хазаеля Дамасского
Сопоставив данные археологических источников с библейскими рассказами о войнах между Дамаском и Израилем, И. Финкельштейн предложил оригинальную реконструкцию исторических событий в Сирии и Палестине во второй половине IX века до н.э. Центральное место в ней занимает новый правитель Дамасского царства Хазаель.

Одно из многочисленных преступлений, зафиксированных в Ветхом Завете, было совершено Хазаелем (библейский Азаил), придворным Бен-Хадада. Вместо того, чтобы помочь своему заболевшему господину, он задушил его и занял опустевший трон:

«А на другой день он взял одеяло, намочил его водою и положил на лицо его, и он умер. И воцарился Азаил вместо него». (4 Цар 8:15)

По мнению Финкельштейна, Хазаель пришёл к власти в Дамаске около 842 года до н.э., а в следующем году дал отпор Салманасару III, отправившемуся в новый поход. Хазаель продолжил враждебную по отношению к Израилю политику своих предшественников:

«В те дни начал Господь отрезать части от Израильтян, и поражал их Азаил во всём пределе Израилевом». (4 Цар 10:32)

Кампании Хазаеля против Израильского царства нашли отражение в группе археологических горизонтов, зафиксировавших уничтожение палестинских поселений в 830-800 годах до н.э. В частности, с походами Хазаеля Финкельштейн связал разрушение Телль эль-Хаммы, Хацора (IX горизонт), Мегиддо и Телль эс-Сафи (филистимский город Гат). О последнем событии говорится в Ветхом Завете:

«Тогда выступил в поход Азаил, царь Сирийский, и пошёл войною на Геф, и взял его». (4 Цар 12:18)

Ещё одним свидетельством успехов Хазаеля в войнах против израильских царей является надпись на Стеле из Тель-Дана.

Возвышение Дамаска означало ослабление Самарии, от которой при Ахазе или Ахазйаху отложился Моав. Наследовавший брату Йехорам (библейский Иорам) попытался восстановить могущество своего государства, захватив Рамот-Гилеад. Следуя реконструкции Финкельштейна, два библейских рассказа о кампании на Рамот-Гилеад (3 Цар 22:1-37 и 4 Цар 8:28-29) отражают одно событие, участниками которого были Хазаель Дамасский и Йехорам Израильский. Союзником последнего выступал иудейский царь. Так или иначе, если верить Ветхому Завету, Йехорам и его союзник потерпели у Рамот-Гилеада поражение и отступили от стен города:

«И возвратился Иорам царь, чтобы лечиться в Изрееле от ран, которые причинили ему Сирияне в Рамофе, когда он воевал с Азаилом, царём Сирийским». (4 Цар 8:29)

Страшный конец дома Омри
Дальнейший библейский рассказ рисует страшную картину уничтожения правящей династии во главе с Йехорамом и посетившим его на лечении родственником, иудейским царём. Военачальник Йеху (библейский Ииуй), возглавлявший израильские войска под Рамот-Гилеадом, был помазан на царство пророком Элишей (библейский Елисей). Йеху лично убил царя:

«А Ииуй натянул лук рукою своею, и поразил Иорама между плечами его, и прошла стрела через сердце его, и пал он на колеснице своей». (4 Цар 9:24)

После этого Йеху двинул войска на Изреель. Там по его приказанию была выброшена из окна старая царица-мать Иезавель:

«брызнула кровь её на стену и на коней, и растоптали её (…) И пошли хоронить её, и не нашли от неё ничего, кроме черепа, и ног, и кистей рук». (4 Цар 9:33, 35)

Также были истреблены все сыновья покойного Ахава и его приближённые, включая жрецов Баала.

В Израильском царстве утвердилась новая династия, правившая на протяжении четырёх поколений. Впрочем, по предположению Амитая Барухи-Унны, Йеху и его потомки также происходили из дома Омри. В пользу этого свидетельствует как библейский рассказ об истреблении «дома Ахава», а не Омри, так и надпись на Чёрном обелиске Салманасара III. На обелиске, содержащем изображение царя Йеху, он назван «сыном (то есть потомком) Омри».


Стела из Тель-Дана. Фрагмент базальтовой плиты с надписью на арамейском языке, сообщающей о победах дамасского царя.Сравнив текст Ветхого Завета и надписи на Стеле из Тель-Дана, И. Финкельштейн сделал не менее смелое предположение: виновником гибели израильского и иудейского царей был не военачальник, а Хазаель Дамасский. Текст из Тель-Дана гласит:

«Я убил семьдесят царей, которые вели за собой тысячи колесниц и тысячи всадников (лошадей). Я убил Йегорама сына (Ахава) царя Израильского, и я убил Ахазиягу сына (Иорама) царя Дома Давида, и я обратил их города в руины и поверг их землю в опустошение».

Возможно, истина заключается в том, что Хазаель расценил убийство Йехорама как прямое следствие своих побед над израильтянами. Так или иначе, победы Хазаеля значительно расширили и укрепили Дамасское царство. В условиях временного отсутствия влияния ближневосточных великих держав (Египта и Ассирии) Дамаск стал региональным гегемоном.

Новый левантийский порядок
На протяжении нескольких десятилетий Хазаель и его преемник Бен-Хадад III постепенно отвоёвывали у Израильского царства отдельные города и территории, пока наконец не поставили его под угрозу уничтожения.

В Ветхом Завете не раз речь заходит о военных планах и победах дамасских правителей:

«Какое наделаешь ты сынам Израилевым зло; крепости их предашь огню, и юношей их мечом умертвишь, и грудных детей их побьёшь, и беременных женщин у них разрубишь». (4 Цар 8:12)

Археологические данные дополняют библейский текст. С большой долей уверенности можно предположить, что Хазаель присоединил к своему царству Галилею, Гилеад, а также долины на севере «империи Омридов». Городища в Мегиддо, Тель-Рехове и Тирце были разрушены или заброшены их жителями. Территория Израильского царства сузилась до столицы Самарии и прилегающих земель.


Остатки городских ворот и укреплений железного века в Гате. Участок раскопок D (северная часть городской стены). Источник: Maeir, A.M. Introduction and Overview // Tell es-Safi/Gath II: Excavations and Studies / Ed. by A. M. Maeir, J. Uziel. - Münster, 2020. - P. 30Результат завоевательных походов Хазаеля демонстрируют раскопки городища Телль эс-Сафи - библейского Гата. По заключению многолетнего руководителя раскопок Арена Маеира, в позднем железном веке IIA, около 830 года до н.э., город был уничтожен и сожжён, а впоследствии так и не восстановился до прежнего состояния. Это разрушение учёный связал с действиями царя Хазаеля.

По оценке Джорджа Атаса, «к моменту смерти Хазаеля Арам-Дамаск взял под контроль наиболее важные торговые пути региона». Основной путь из Дамаска вёл в Тадмор (Пальмиру) и далее в Месопотамию. Двигаясь на север, купцы могли достичь Хамата и Алеппо. В Заиорданье Хазаель контролировал Царскую дорогу, ведшую в Аравию.

Укрепление Дамасского царства благоприятно отразилось на судьбах других небольших княжеств - соседей Израиля, ранее зависимых от него. Иудея и Моав во второй половине IX века до н.э. приобрели самостоятельность и расширили свои территории. Так, в надписи на Стеле Меши от имени моавитского царя сказано:

«Построил себе царь Израиля Атарот. Воевал я против города и взял его. Убил я весь народ из города в жертвоприношение для Кемоша и для Моава».

Войско Хазаеля осаждает Гат, реконструкция. Изображены участок раскопок C6 (восточная часть городской стены) и верхний город. Обнаруженный при раскопках ров глубиной около 7 м и шириной 8 м мог быть вырыт Хазаелем для осады города. Подобное сооружение упомянуто применительно к осаде Заккура дамасским царём Бен-Хададом II
Присоединив Атарот и Йахаз, моавитяне установили контроль над южной частью Царской дороги, проходившей через долину Мадаба.

Освободившись от господства израильтян, иудейские цари также расширили пределы своего государства. Разрушение Хазаелем города Гата открыло им путь к экспансии в долину Шефелу. Другими признаками расширения являются строительство в городах Лахише и Бет-Шемеше и укрепление Мицпы. Однако Иудея вошла в сферу влияния Дамасского царства. Возможно, с интересами Хазаеля была связана экспансия иудеев на юг, в долину Беэр-Шевы. Построенные в долине крепости Арад и Тель Беэр-Шева контролировали часть пути, по которому поступала добыча из медных разработок в Хирбет эн-Нахасе.

Города, разрушенные в результате кампаний Хазаеля (по археологическим данным).
Гегемония Дамаска была недолгой. В конце IX века до н.э. восстановившая свои силы Ассирия во главе с царём Адад-нерари III снова нацелилась на земли Сирии и Палестины.

Продолжение следует

Дмитрий Мазарчук

Археология, Израиль, История и культура

Previous post Next post
Up