«Еврейская присяга», юдензау и христианский суд

Oct 20, 2021 14:00


Евреи в Украине появились более тысячи лет назад. Достаточно вспомнить знаменитое "Киевское письмо", между прочим, содержащее первое письменное упоминание имени стольного града над Днепром. На протяжении этого тысячелетия евреям приходилось таки регулярно немножечко судиться (а куда деваться?). В домонгольский период это был скорый, но справедливый княжий суд. "Руська Правда", заметим, не разделяла людей по вероисповедованию.

В позднем средневековье и в эпоху Ренессанса монархи и феодалы в судебные тяжбы вверенного им населения встревали в исключительных случаях. Разборки между подданными процедура довольно скучная (лучше уж на охоту или по девкам), да и ни к чему это, когда эту нудятину можно спихнуть на специально подготовленных людей.  Речь, в первую очередь, о "магдебургском" суде.

Магдебургское (немецкое) право - система средневекового городского самоуправления, впервые разработанная в г. Магдебурге (отсюда и название). Право предоставлялось монархом в полном или частичном виде. На основе Магдебургского права мещанами избирался собственный орган самоуправления - магистрат. Он управлял городом или местечком и судил на основании статей упомянутого права.

К XVII веку более половины населения Украины пользовалось всеми правами и привилегиями "магдебургщины". Бесправными оставались только феодально зависимые селяне, - их судил или дидыч или уполномоченные им люди. Кроме этого, свой суд был у казаков и у священников с монахами. Церковный суд также разбирался с прегрешениями мирян против Церкви и мог судить даже иноверцев.

Не нужно забывать еще и о королевском суде в исполнении как самого монарха, так и назначенных им судей. В целом же судебная система Средневековья и Ренессанса была громоздкой, сложной, запутанной, многоуровневой, с многочисленными разновидностями судов, часто с многократно перекрывающимися полномочиями.

В еврейских общинах (кагалах) был свой автономный суд. Его юрисдикция распространялась исключительно на случаи, где все стороны были иудеями. Он судил на основании разделов галахи, посвящённых правовому регулированию отношений между людьми. По этой причине евреи (если речь шла исключительно о своих) крайне редко обращались в суды "общей" юрисдикции, хотя и имели такое право.

Тем не менее, евреям регулярно приходилось становиться перед "общими" судами, ведь все они имели контакты не только внутри кагала, но и за его пределами. А там случалось всякое.

Средневековое европейское законодательство во многом базировалось на церковных законах. Кроме того, всё оно строилось в расчете на единоверцев-христиан. В этом ключе наличие евреев порой вызывало своеобразное "зависание системы".

В отличие от заграничных мусульман-сарацинов (а позже осман), с которыми Европа постоянно воевала, эти иноверцы веками тихо и мирно жили внутри христианского мира и приносили немалую пользу обществу. К тому же иудеи находились под своеобразной "охраной" Церкви.


«Видение блаженного Августина» - картина флорентийского художника Филиппо Липпи (около 1460 г.)


На протяжении более тысячелетия отношение к евреям в Европе строилось на основании т.н. "теологии презрения", разработанной одним из самых выдающихся Отцов Церкви Августином Блаженным (354-430 гг). Согласно учению Августина евреи, действительно, являлись богоизбранным народом, но, не приняв Иисуса, они этот высокий статус утратили и в наказание были изгнаны из своей страны. Тем не менее, существенный духовный потенциал они сохранили. Поэтому, на излете истории, они всё же примут христианство и вернутся на родину, после чего и случится Второе Пришествие Мессии.

Исходя из ключевой роли евреев во Втором Пришествии, "теология презрения" предписывала их сохранять до исполнения предначертанного Всевышним. Поэтому в отношении иудеев запрещалось насильственное, под страхом смерти, обращение в христианство (в отношении иных иноверцев это вполне одобрялось). Даже в Испании, во время печально знаменитых гонений на евреев, перед последними ставилась альтернатива "крещение или изгнание", но никак не "крещение или смерть".

С другой стороны, "презрением" поощрялось всяческое унижение "экс-избранных". Мол, Господь пожелал наказать отвергнувший Христа народ, так нужно помочь Ему в этом святом деле. Кроме того, униженное положение евреев должно было свидетельствовать о торжестве и правильности христинства.


Получение Моисеем скрижалей. Евреи здесь изображены в традиционных для Средневековой Германии одеяниях (обратите внимание на обязательные для ношения шапки-колпаки). Любопытно, что у женщин звериные головы. Миниатюра ок 1320 г.

Унижение имело множество аспектов. Это были дискриминирующие законы, специальные метки на одежде (нагрудные нашивки в виде желтых кругов, овалов или скрижалей - гитлеровцы здесь ничего нового не придумали), запрет на свободное перемещение и на ношение оружия (напомним, что оружие было "табу" для всех не свободных людей).

Довольно дискриминационным было и отношение к евреям в судах. Самым красноречивым примером здесь является пресловутая "Клятва евреев".

В эпоху средневековья и Ренессанса клятвы были важнейшим аспектом социальной жизни скреплявшими все общественные отношения, и даже прием на работу. Например, распоряжением Яна Погрошевского, комиссара имений магната Адама Николая Сенявського, от 1 января 1711 г., лицо, назначаемое войтом местечка Сатанов, приносило присягу перед замковой администрацией (т.е. наместником Сенявского, владевшего упомянутым местечком) в том, что он будет исправно и честно выполнять свои обязанности. Со своей стороны, избранные населением Сатанова бурмистры и лавники (заседатели) присягали в том же, но уже перед войтом. Только после всех этих присяг они могли приступать к выполнению своих служебных обязанностей.

Все клятвы еще со времен языческой античности состояли из трех частей

1. Я клянусь чем? Здесь всегда шел призыв к Высшим Силам. Например, на стеле со знаменитой присягой граждан Херсонеса читаем: "Клянусь Зевсом, Геей, Гелиосом, Девою, богами и богинями Олимпийскими и героями, кои владеют городом, областью и укреплениями херсонеситов..."

С принятием христианства пантеон олимпийцев был заменен на Бога-отца, Сына и Святого Духа, Деву Марию, святых и т.д.

2. В чем клянусь? Здесь перечислялись обязанности присягающего - хранить верность сюзерену, выполнять принятые на себя обязанности, говорить правду и только правду и так далее.

3. Проклятия на свою голову. В третьей части присягающий перечислял кары земные и небесные, которые его ждут, если он нарушит сказанное в пункте 2.

Обычно текст клятв был стандартен, и официально утвержден заранее. Приносящий присягу только вставлял в нее свое имя. Последнее, впрочем, сохранилось и сегодня, кто служил в армии - знает.

В судебной практике применялась еще "компургация", она же "очищающая клятва". Последняя использовалась исключительно, если вина обвиняемого была неявной. В этом случае ему нужно было поклясться в своей невиновности. Правда, здесь не все так просто. Вместе с ним текст присяги должны были подтвердить от 6 до 38 соприсяжников. "Очистительные клятвы" применялись в судебной практике до первой половины XVI века.

Сложности с евреями возникали уже на уровне принятия стандартной присяги, ведь еврей никогда не будет клясться именем Христа. Да и если поклянется, какова цена его словам? Напомним, что тогда клятва с призывом в свидетели Высших Сил была не просто обычной бюрократической процедурой, а сакрально-мистическим действом, к которому все относились более чем серьезно.

Выход из юридического тупика был найден в создании специальной "еврейской присяги" - "More Judaіco". Последняя была составлена уже с учетом религиозных воззрений "старозаветного племени". Кроме того, на текст и саму церемонию клятвы наложился еще один аспект.


Евреи со специальными нашивками

В средневеково-ренессансный период в христианском обществе доминировало мнение, что в глазах иудеев присяга перед иноверцами не имеет никакого значения, поэтому еврей может клясться как угодно и на чем угодно (даже на Торе), но все равно, подлец, соврет и не усмотрит в том ни малейшего греха. Соответственно, "More Judaico" составляли так, чтобы даже самый пройдошистый еврей трижды остерегся ее нарушать.

Магистратские суды судили на основании сборников законов, известных, как "Саксонское" и "Швабское зерцало". Последнее было более многогранным и строилось на основании Библии, римского и канонического права, а также "Саксонского" и "Немецкого" зерцал.

У среднестатистического читателя здесь обычно возникает вопрос: "А зеркала то здесь при чем?"

Объясняем. Считалось, что эти документы "зеркально" отражали право, изначально действующее на упомянутых в названиях землях (в дальнейшем эти кодексы использовались даже за пределами немецких земель, в том числе и в Украине). Мы остановимся только на "Швабском зерцале", так как в нем есть целый раздел, посвященный иудеям.

Этот кодекс законов появился в последней трети XIII века.  Изначально он назывался без затей "Landrechtsbuch" (Книга земельного права). Название "Швабское зерцало" ("Schwäbenspiegel") было введено швейцарским гуманистом Мельхиором Гольдастом в начале XVII века.

Скорее всего, сборник был составлен и упорядочен неизвестным духовным лицом, предположительно францисканским монахом. На это, в частности, указывает и построенный на основании "теологии презрения" выше упомянутый "иудейский раздел". В нем говорится о покровительстве короля над евреями и запрещается применение к ним насилия. Там же, на основании канонического права, говорится о запрете браков между евреями и христианами и о том, что добровольное крещению евреев - это хорошо.

Самой же примечательной частью иудейского раздела "Швабского зерцала" является "Еврейская присяга". Весь ее текст приводить не будем. Во-первых, он достаточно длинный, во-вторых - в разных копиях "зерцала" он отличается.

Здесь евреи клялись Богом-творцом, создавшим "небо и землю, гору и долину, лес, листву и траву"и законом, "который Бог написал собственноручно и дал его господину Моисею, на горе Синайской", а также Пятикнижием Моисея.

В случае нарушения клятвы, присягающий призывал на свою голову всяческие ужасы и катаклизмы:

"И так, сера и огонь потекут и прольются на шею мою, как сошли они на Содом и Гоморру, и смола, поразившая в Вавилоне более двухсот человек, поразит и меня. И разверзнет земля свою пасть и поглотит меня, как было это с Дафаном и Авироном. И земля моя не соединится с другой землей, и прах мой не придет к другому праху, на лоне Авраамовом (здесь хорошо просматривается, что клятву писал христианин, так как "лоно Авраамово" абсолютно евангелический термин - авт.), если не правда то, что я сейчас говорил. И да поможет мне Адонай. Истинно я поклялся. И стану я прокаженным, как были Нееман и Гиезий. И падет на меня беда, которая обрушилась на сынов Израиля, когда они шли через Египет, если не правдиво я поклялся... "

В самом тексте ничего особо эдакого почти не было, но церемонию принятия "More Judaico" неизвестный автор прописал вполне в духе поучений св. Августина Блаженного - чтобы максимально унизить евреев.


"More Judaico", миниатюра начала XV века.

В частности, в "Зерцале" указывается, что приносящий присягу еврей

"должен встать на свиную шкуру, и положить перед собой Пятикнижие Моисеево. И он должен положить на книгу свою руку до сустава и повторять за зачитывающим слова клятвы"…

Здесь мы видим своеобразное отражение довольно уродливого явления, появившегося в это же время на тех же немецких землях. Речь о т.н. "юдензау" (нем. - "еврейская свиноматка") - распространенного сюжета в немецком народном искусстве, изображавшего евреев, жадно присосавшихся к соскам гигантской свиноматки и поедающих ее экскременты.


1. Гравюра ок. 1470 года, изображающая евреев в специфических, обязательных к ношению шапках, присосавшихся к свинье и поедающих ее экскременты. Текстовый комментарий содержит уничижительное стихотворение, высмеивающее евреев.
2. Этот же сюжет на капители собора Петра и Павла в Бранденбурге. 1230 г.
3. Горгулья в виде свиньи и присосавшегося к ней еврея. Собор Св. Петра в Бад-Вимпфене.

"Юдензау" широко применялся в декорировании христианских храмов. Сначала, правда, исключительно внутри (чтобы евреи не видели), а потом, без всякого стеснения, и снаружи. Самое старое из архитектурных "юдензау" можно увидеть в Бранденбурге в соборе Петра и Павла. Барельеф, украшающий капитель одной из колонн, датируется 1230 г. - он появился за пол столетия до создания "Швабского зеркала" и "More Judaico".

Если само "Швабское зеркало" давало только общий сценарий церемонии принятия присяги, то на местах эта тема получила широкое развитие.

В частности, предусматривалось, что еврей должен встать на шкуру не просто так, а босиком, а сама она должна быть свежесодранной. Далее возможны варианты. Например, в некоторых городах Германии это была шкура кормящей свиноматки, положенная сосками наружу. Причем из них должны были сочиться кровь с молоком. Здесь мы видим не только отголосок пресловутого "юдензау", но и двойное оскорбление. Для верующего иудея такая процедура содержит сразу несколько табуированных моментов - контакт со свиньей, контакт с кровью и смешивания крови с молоком.

Предусматривался и разнообразный дресс-код для приносящего клятву. Например, в некоторых случаях еврей должен быть не просто босиком, а вообще голышом - завернутым лишь в плащ.


Синагога в Сатанове со стороны еврейского кладбища и гравюра "Присяга евреев", Германия, XVII век.

В местечке Сатанов евреям предписывалось приносить присягу одетыми в одну лишь длинную белую рубашку, стоя босиком на свежеснятой свиной шкуре и держась рукой за ручку двери синагоги. Здесь мы видим параллель с Прессбургским вариантом клятвы 1376 года, требовавшим от евреев клятвы на кольце ворот синагоги (Pressburg - прежнее название города Братислава).

Описываемые церемонии все же можно считать прогрессом. Это было хоть и оскорбительно, но не жестоко. Для сравнения - закон, установленный византийским императором Константином V (911-955 гг), требовал, чтобы приносящий присягу еврей был опоясан тернистыми лозами и стоял в воде. Если тернии не приносили ему вреда, это считалось подтверждением чистоты его помыслов. В XI веке во Франции эту тему развили. Здесь терновый венец одевали еврею на шею, но не только. Во время присяги

"колена должны быть опоясаны, и тернистая лоза, длиною в пять локтей, иглистая, должна быть просовываема меж бедер его во время совершения присяги. Если он выходит невредим, он оправдывается от обвинения".

В Силезии во время присяги и судебных разборок еврею предписывалось стоять на высоком неустойчивом треногом табурете. За каждое падение взыскивался штраф. Упавшего четвертый раз автоматически считали виноватым.

Различные варианты особой "More Judaico" продержались в немецких княжествах до первой половины XIX века, а в Румынии даже до начала ХХ-го.  Правда, уже с XVIII века обходились без свиных шкур и прочей сопутствующей экзотики.

На территории Украины наравне с законами Польши и Великого княжества Литовского (в первую очередь здесь стоит вспомнить "Литовский статут") в магистратских судах широко использовали "Саксонское" и "Швабское" зерцала. Но церемония со свиной шкурой практически не использовалась. Чаще всего ограничивались присягой, принесённой в синагоге при свидетелях на Торе.

Следует напомнить, что статус евреев на восточных землях Польши и в ВКЛ (позже Речи Посполитой) значительно отличался от статуса их соплеменников в Западной Европе, особенно в перенаселенных и маленьких германских княжествах. В частности, здесь евреям не только не запрещалось владеть оружием, но наоборот - в обязательном порядке предписывалось, что в условиях постоянной угрозы татарских набегов было более чем разумно.

Опять же, на немецких землях даже в случае нападения врага на город евреям отводилась только вспомогательная роль - ремонтировать поврежденные укрепления, тушить пожары, чинить оружие, подносить боеприпасы и т.д. На землях Украины видим противоположную ситуацию. Еврейская община в всегда имела в своей ответственности участок городских стен который удерживала во время нападений, а укрепленные синагоги являлись узловыми элементами городской обороны, как это хорошо видно в Шаргороде, Гусятине или в том же Сатанове.

Следует помнить и о демографии. Западная Европа была перенаселенной, чего не скажешь о землях Украины, сначала опустошенных Батыем, потом усобицами (взять те же походы Данилы Галицкого на болоховские земли). Затем последовали регулярные набеги крымцев. Люди в этих условиях были на вес золота. Землевладельцы (большинство городов и местечек, напомним, были в феодальной собственности) прикладывали огромные усилия, чтобы привлечь в свои владения купцов и ремесленников, в том числе и еврейских. А теперь угадайте с одного раза, - в какой город/местечко поедет на ПМЖ еврейский купец -  где его могут поставить голяка на свиную шкуру, или где это никогда не случится?

Можно уверенно предположить, что даже в тех городах, где был письменно расписан "свиной" ритуал еврейской присяги, последний практически не применялся.

Дмитрий Полюхович

Украина, евреи, История и культура

Previous post Next post
Up