Еврейская Одесса. Часть 1

Apr 16, 2019 12:00



Одесса - город с устойчивой еврейской репутацией. И не так важно, живет здесь 50% евреев или 2%.

Справедливости ради скажем, что евреи обитали в городе и до его основания. В турецкой крепости Хаджибей, которую отвоевал бравый испанец (а по некоторым данным - марран) Иосиф Дерибас, насчитывалось шесть еврейских семей. А археолог Андрей Добролюбский раскопал в центре города на Приморском бульваре фрагменты еврейских надгробий, датированные «доодесским» периодом, который продолжался до конца 80-х гг. XVIII в.

На момент официального основания Одессы в 1794 году в ней проживали 246 евреев, что составляло 10% населения. И чувствовали они себя здесь совсем неправильно для своего времени: работали на земле, что по закону Российской империи запрещалось под страхом смертной казни, отдыхали в кафе, ходили в театр - иными словами, были как все прочие граждане.

Кстати, один из первых межнациональных конфликтов произошел в Одессе из-за театральных пристрастий. Еврейские ценители прекрасного и греки не сошлись взглядами на творчество итальянской примадонны, и дело закончилось банальными пощечинами. Более того, одесские евреи впервые в истории российском империи стали давать отпор погромщикам, создавая отряды самообороны.

Ну а знаменитые еврейские бандиты, артисты, ученые и писатели стали и вовсе неприлично известны. Бабель и Жванецкий, Карцев и Штепсель, Хавкин и Крейн… О людях и событиях, имеющих отношение к Одессе и еврейству в постах

1. Полезные евреи князя Воронцова

Светлейший князь, генерал-фельдмаршал Михаил Семенович Воронцов, вопреки всем известной эпиграмме Пушкина («Полу-милорд, полу-купец, Полу-мудрец, полу-невежда, Полу-подлец, но есть надежда, Что будет полным наконец»), был одним из самых образованных людей своего времени. На посту Новороссийского генерал-губернатора он пробыл более 30-ти лет с 1825 по 1856 год.

Этот период называют «золотым веком» Одессы. А евреи относились к графу с особым почтением и благодарностью. И было за что. По-европейски образованный чиновник (а вырос Михаил Семенович в Англии) к иноверцам относился без предубеждения, видя только пользу, который активный народ может принести его краю. При Воронцове в Одессе были открыты еврейские общественные школы, главная синагога, молитвенные дома. Михаил Семенович даже выступил против высочайше одобренного указа правительства, согласно которому евреи империи делились на полезных и бесполезных. Полезными предполагалось называть купцов третьей гильдии, цеховых ремесленников, земледельцев и тех мещан, которые владеют недвижимым имением, а все прочие евреи подлежали репрессиям и выселению.

Воронцов обратился с письмом к Николаю I, в котором отметил, что название «бесполезных» для нескольких сотен тысяч людей, по воле Всевышнего издревле живущих в Империи, несправедливо. Он написал, что к бесполезным нельзя также относить и многочисленное сословие раввинов и других духовных законоучителей, которые ранее самим правительством считались полезными. Воронцов подчеркнул ту пользу, которую приносят краю многочисленные торговцы и указал на неуместность слова «бесполезный» по отношению к целому народу. Вельможа не постеснялся и просто попросить императора сделать судьбу евреев менее тяжелой: «Зная, сколь Ваше Императорское Величество благоволите мне, недостойному высокой милости, припадаю к стопам Вашим, Государь, о смягчении судьбы несчастного народа». Драконовский указ стараниями Воронцова был отменен.

Михаил Семенович всячески способствовал развитию еврейской общины. Он даже добился немыслимых вещей: одесскую синагогу посетила императрица Александра Федоровна, а император Николай с наследником престола «осматривал в подробности» еврейские школы и больницу.


2. Органная музыка в синагоге



В XIX веке в Одессу стали переезжать не только мелкие ремесленники и торговцы, но и крупные бизнесмены из Австрии, Германии и Галиции. Этих евреев называли «бродскими». И они уже ворочали миллионами, зачастую специализируясь на торговле зерном. В 1841 году бродские евреи открыли свою синагогу, которую так и стали называть - Бродской. В 1863 году здание синагоги перестроили по проекту архитектора Коловича.

Она стала первой синагогой в империи, где играл орган. В Бродской синагоге выступали известные на весь мир люди, такие как: дирижер и композитор Давид Новаковский, который руководил хором синагоги; выдающийся певец, кантор, Пинхас Минковский, Нисан Блюменталь легендарный кантор - органист, послушать которого приезжали евреи со всей России; и Федор Шаляпин. Ее посещал цвет еврейской интеллигенции: известный художник Самуил Кишиневский, поэт Хаим-Нахман Бялик, писатели Шолом Алейхем и Исаак Бабель... Бабель, кстати, неоднократно упоминал знаменитую синагогу в своих рассказах.

3. Израиль - одесский проект

Погром 1881 года потряс еврейскую общественность Одессы. Тогда бандиты на поезде объезжали города, находили единомышленников и принимались грабить и убивать. Именно тогда известный одесский врач, герой Крымской войны, Леон (Лев) Пинскер, ранее стоявший на позиции ассимиляции, решил, что его соплеменникам необходимо собственными силами строить свое государство. Уже в 1882 году в Германии вышла его брошюра «Автоэмансипация», в которой Пинскер призвал евреев стать нацией, выработать конкретную программу самоосвобождения, создать государство. Закончил он книгу призывом: «Помогите себе сами, и Бог вам поможет!».



Эти слова нашли горячий отклик среди евреев, и они начали действовать. В Одессе был создан Палестинофильский комитет - единственная легальная сионистская организация в Российской империи. Лучше всего его деятельность отражена в полицейских отчетах. Например, рапорт 1886 года: «…По собранным негласным путем сведениям обнаружено следующее: немедленно после еврейских погромов в Одессе начали образовываться кружки, целью которых было способствовать в материальном отношении евреям, выселявшимся из России в Америку и Палестину». Комитет собирал деньги среди евреев для евреев. На эти средства у турков и арабов покупали земли в Палестине - вся земля, на которой стоит Израиль, была куплена евреями. На эти деньги организовывали и поддерживали сельскохозяйственные колонии в Палестине.


Моше Лейб Лилиенблюм

В Одессе стали обучать тысячи переселенцев ивриту, ремеслам и земледелию. Одесский публицист Моше Лейб Лилиенблюм писал в то время, что «Одесса представила пример того, как евреи, вместе с другими пришедшие на здешние пустынные земли, взялись за постройку прекрасного города и успешной гавани. Так что они вполне могут это повторить и на земле Обетованной». Одним из активных деятелей Палестинского комитета был Меир Дизенгоф, впоследствии первый мэр Тель-Авива.

4. Лидер отечественного психоаналитического движения



Выдающийся психиатр Александр Бернштейн родился в 1870 году в Одессе, в семье известного физиолога Николая Бернштейна. После окончания медицинского факультета Московского университета он стажировался в различных психиатрических учреждениях Австрии, Германии, Франции и Швейцарии. Вернувшись из-за границы, Бернштейн заведовал Московским Центральным полицейским приёмным покоем (ныне Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского), где организовал оказание психиатрической помощи неимущим горожанам, которые находились в полицейских участках. Он привлёк к работе даже известных литераторов Гиляровского и Краснушкина.

С 1921 года до конца жизни Бернштейн возглавлял Московский психоневрологический институт. В 1912 году он впервые описал шизофреническое слабоумие. В том же году Бернштейном был описан один из признаков кататонии - симптом Бернштейна. Бернштейн был одним из первых отечественных психиатров, кто обратил внимание на возможности психоаналитического учения. В 1921 году А. Н. Бернштейн открыл при отделе психологии института «Детский дом-лабораторию по научному изучению детского возраста», ставший первой структурой по детскому психоанализу в СССР. Александр Николаевич Бернштейн скончался 26 мая 1922 года.

Продолжение следует...
источник
Светлана Лехтман

Одесса, евреи, История и культура

Previous post Next post
Up