Палестинская автономия провозгласила ручей Нахаль Аругот заповедником Эль-Кануб, и предприняла похожие действия в отношении других заповедников - несмотря на то, что они расположены на территориях зоны С, подконтрольной Израилю.
- Мы узнали об этом, натолкнувшись на указатели, установленные властями ПА в районе ручья Нахаль Аругот в Иудейской пустыне, - сказал «Деталям» Авраам Биньямин, пресс-секретарь движения «Регавим». - Это очень известное место, там всегда много туристов. На плакатах, установленных там представителями ПА, значится название Эль-Кануб и указаны виды животных и растений, встречающиеся здесь.
Может показаться, что палестинцы просто заботятся о природе, об охране окружающей среды, но это циничный политический шаг. Откуда мы это знаем? Дело в том, что на территориях в зонах В и А, где гражданский контроль принадлежит ПА, заповедникам, которые были переданы им в рамках соглашений в Осло, был нанесен огромный ущерб. Там работают незаконные каменоломни, устроены пиратские свалки, мусор сжигают, и администрация не уделяет этому внимания. И вдруг их заинтересовала именно зона С!
Мы стали выяснять, что за организации стоят за этим шагом. Интернет-сайт www.mahmiyat.ps («заповедники» по-арабски) дал нам более полную картину. В целом, ПА предлагает к посещению, именно в зоне С, множество заповедников, археологических сайтов, маршрутов, мест для ночлега и т.д. Проект финансируется европейцами - в частности, немецким Фондом Хайнса Зайделя (Hanns-Seidel-Stiftung) и структурами ООН.
Опять же, на первый взгляд все выглядит очень мило. Но стоит почитать описания основных объектов еврейской истории, чтобы увидеть - еврейская составляющая в них планомерно и целенаправленно стирается. Сайт двуязычный, на арабском вообще ничего не говорится о еврейском наследии, и особенно раздражает информация, поданная на английском языке. Ты ожидаешь от сайта, созданного на деньги ООН или европейских фондов, что сведения, предложенные им, будут соответствовать хотя бы минимальным мировым стандартам. Ведь история принадлежит всем. Неважно, кто там был - ханаанцы, евреи, ассирийцы или Салах а-дин, но картина все равно должна быть полной! Но еврейскую историю они просто стирают.
- Можно привести примеры?
- Например, про Хасмонейские дворцы в Иерихоне написано, что это - часть самого древнего города в мире, упоминается египетский период и так далее, но нет ни слова о том, что это - дворцы Хасмонеев! Другой пример - Себастия (Шомрон). Написано, что это был римский город с Храмом и ипподромом, но нет никакого упоминания, что в течение 200 лет город был столицей северного Израильского царства. Далее, в описании археологического объекта Тель-Балата возле Шхема рассказывается о находках времен неолита, о ханаанцах, о римском городе Неаполисе, но евреи не упоминаются вообще. Гробница праотцев в Хевроне упоминается только, как мечеть Аль-Ибрагими. И таких примером множество. Единственный объект, в описании которого хоть как-то упоминается еврейское наследие - это гробница праматери Рахели. Но нет ни слова о евреях в связи с древними синагогами, которым полторы тысячи лет, или с гробницей Иосифа.
Тогда как объекты, связанные с христианством, не только сопровождаются подробным описанием, но и помечены крестом. То есть у них нет никакой проблемы указать то, что связанно, например, с Бейт-Лехемом и Бейт-Джаллой. Христианские объекты Шхема описаны с большим уважением. А еврейских объектов нет совсем, никаких знаков магендавида, как это принято на туристических картах.
- По какому праву ПА устанавливает собственные указатели на территориях зоны С?
- Разумеется, у них нет таких полномочий, а заниматься соблюдением закона в Иудее и Самарии призвана гражданская администрация, которая должна предотвращать появление нелегальных указателей.
- Быть может, они не хотят связываться с проектами, которые финансируют европейцы и ООН?
- Совершенно верно. Но надо понимать, что здесь идет война за умы! Мы не только наблюдаем попытки стереть нашу историю, что возмутительно само по себе. Но когда ПА заявляет: «Мы берем эти заповедники под свое покровительство, мы осуществляем контроль над территорией», это становится политической декларацией, имеющей очень мало общего с борьбой за охрану окружающей среды.
- Другими словами, вы хотите, чтобы ЕС обусловил перечисление средств на такие проекты тем, что они будут предоставлять достоверную информацию?
- Однозначно. Туристы, посещающие исторический объект, должны увидеть полную картину. Де-факто тут поднимается еще и вопрос, кому принадлежат эти заповедники? Израилю стоит активнее бороться с такими попытками и на дипломатическом поле тоже. Должны вмешаться наши министерство экологии и Управление древностей, а также МИД. Постыдно, что проекты, которые финансируются официальными структурами ЕС и ООН, служат для искажения истории.
Олег Линский, «Детали»