Профиль Цуриэля Бен-Исраэля в Facebook
Считается, что евреев в 185-миллионном мусульманском Пакистане практически нет. В 2014 году СМИ сообщали, что в этой исламской республике осталось семь иудеев, скрывающих свою национальность из страха перед соседями и властями.
Вероятно, один из них - отец шести детей 57-летний Цуриэль Бен-Исраэль. Он не афиширует свое происхождение (в официальных документах «неверного» стоит другое имя), но сохраняет еврейскую идентичность, изучает иврит, Тору и законы кашрута, подвергая тем самым опасности жизнь своей семьи. Дети Цуриэля (все они окончили колледжи) занимают неплохие должности в системе образования, что не мешает им тайно отмечать Хануку и День независимости Израиля.
Мечта Бен-Исраэля - репатриироваться в Израиль, но доказать наличие еврейских корней он не в состоянии. Мужчина уверяет, что отправил сотни писем официальным структурам в Израиле и диаспоре с просьбой о помощи, но ответа не получил. Молчит офис главного сефардского раввина Израиля, не реагирует министерство абсорбции, и даже организация «Шавей Исраэль», занимающаяся поиском «потерянных евреев», не спешит обнадежить кандидата на алию.
Пройти гиюр у Бен-Исраэля тоже нет возможности, ведь в Пакистане нет ни раввина, ни синагоги, да и еврейской общины не существует. Правда, по данным Избирательной комиссии Пакистана, в 2017 году в стране были зарегистрированы около 900 евреев, что не очень согласуется с версией о «семерых несмелых», скрывающих свое истинное происхождение. При этом первым официально зарегистрированным за последние десятилетия в Пакистане евреем стал в прошлом году Фейсал (Фишель) Бенхалд, родившийся в семье мусульманина и иранской еврейки, соблюдавшей традиции.
На еврейском кладбище Карачи
Фейсал (Фишель) Бенхалд
Бен-Исраэль слышал о Фишеле и говорит, что они даже планировали встретиться, но передумали, опасаясь огласки. Возможно, в этом есть некое лукавство, ведь Фишелю, в отличие от Цуриэля, бояться нечего - напротив, он много лет боролся за право именоваться иудеем в удостоверении личности и таки добился своего.
Евреи появились на территории современного Пакистана лишь в середине XIX века - в основном, выходцы из общины Бней-Исраэль. В 1893 году в Карачи была построена синагога «Маген шалом», а в 1916-м в ней открылась школа. Первым евреем, избранным в городской совет Карачи, стал в 1936-м Абрахам Рубен. К тому времени небольшие общины существовали и в других местах - в Пешаваре даже работали две синагоги.
Ко времени обретения независимости от Британии в 1947 году в стране жило порядка 1500 евреев, но 15 августа на карте мира появилось новое государство - Пакистан, и спокойная жизнь для евреев закончилась. Мусульманские беженцы из Индии, ринувшиеся в Пакистан, были агрессивно настроены по отношению к иноверцам. Поэтому многие местные евреи, не видя своего будущего в исламском государстве, бежали в обратном направлении - в Бомбей.
Наметившийся было союз сионистов с новым игроком в мусульманском мире провалился. «Наше маленькое государство в Палестине, - писал Хаим Вейцман в январе 1948 года первому министру иностранных дел Пакистана Зафрулле Хану, - скоро последует по стопам вашего (то есть, получит независимость, - прим. ред.). Многие проблемы будут общими для нас, и я искренне надеюсь, что мы сможем обсудить их на благо наших народов». Хан (впоследствии - председатель Генассамблеи ООН) даже встретился с Вейцманом в Нью-Йорке и… занял резко пропалестинскую позицию.
Когда в мае 1948 года Израиль провозгласил независимость, в Карачи прошел митинг протеста, участники которого напали на синагогу «Маген шалом». Это подстегнуло исход - часть евреев репатриировалась в Израиль, другие осели в Канаде и Великобритании.
Хупа в синагоге «Маген шалом», Карачи, 1959
Антиеврейские беспорядки возобновились во время Суэцкой кампании 1956 года и Шестидневной войны в 1967-м. Кто мог уехать - уехал, и в 1968 году еврейская община насчитывала всего 350 человек.
Два десятилетия спустя по распоряжению президента Зия Уль-Хака была снесена синагога в Карачи - дабы расчистить площадь для торгового центра Madiha square.
У оставшихся евреев, если они не хотят раствориться в мусульманском большинстве, два пути - бороться за легализацию общины, как это делает Бенхалд, или репатриироваться в Израиль, о чем мечтает Бен-Исраэль. И то, и другое пока получается плохо…
Максим Суханов
Источник:
http://hadashot.kiev.ua/content/evrey-iz-pakistana-ne-mozhet-dokazat-svoe-proishozhdenie