Грузия. 9 октября 2011 г. Пещерный монастырский комплекс Вардзия.

Mar 24, 2014 07:49

Вообще я не очень люблю "официальные" достопримечательности посещать. Но в каждой стране есть "сайт номер 1", на который нужно съездить "чтобы отметиться". Как пирамиды в Египте, Мачу-Пикчу в Перу, так пещерный монастырский комплекс Вардзия в Грузии.

8-го октября 2011-го годы мы выехали туда автостопом вдвоем с nursi из приятного зеленого курорта Боржоми, о чем я уже рассказал в предыдущей серии фотоотчета.

Район Ахалцихе населен этническими армянами, которые впитали в себя лучшие традиции как армянского, так и грузинского гостеприимства. Выехав из Боржоми уже после обеда, мы рассчитывали добраться до Вардзии к вечеру и заночевать где-нибудь возле монастыря. Но грузинские армяне, подвозившие нас от Ахалцикхе, пригласили на ночлег к себе домой в село Рустави, как это часто бывает на Кавказе и в Закавказье. Жили они весьма скромно, и попросили  не фотографировать их жилище.

А утром мы увидели прямо с крыльца вот такой пейзаж

Горные леса уже кончились, вокруг простирались высокогорные степи, а по долине реки Куры стелился утренний туман.

Обыкновенный сортир (WM) на автобусной остановке был похож на "портал в иной мир", а сразу за ним вставало огромное и мокрое солнце...

Отсюда нас подобрали другие веселые армяне, которые ехали в город Аспиндза. Где мы обнаружили вот такой интересный уличный киоск

А это дверь пекарни. Где пекут традиционные грузинские лепешки в тындыре. Сам процесс я уже показывал в городе Кварели. Непонятно только, зачем художник самого пекаря решил зажарить в печи? )

Следующий водитель  высадил нас возле крепости Кертвиси, где он сворачивал в Ахалкалаки и Нинацминду. Мы пообещали ему, что обязательно посетим его город в следующий раз )

Саму крепость Кертвиси мы посмотрим тщательно на обратном пути, и про нее я расскажу подробно в след. серии фотоотчета.

Далее автостоп стал совсем локальный, потому что никаких городов дальше по трассе не было, а в саму Вардзию ехали только экскурсионные автобусы, которые не останавливались. Сначала мы доехали на местной машинке до села Пиа (WM).

Потом забрались еще выше по горной дороге с жителями Тмогви.

Наконец нас подобрал микрогрузовик, который ехал в саму Вардзию, чтобы выгрузить там доски для строительства сувенирного магазина.

Ансамбль монастыря Вардзиа был создан в основном в 1156-1205 гг., в правление Георгия III и его дочери царицы Тамары. Расположенный на юго-западной границе Грузии, монастырь-крепость перекрывал ущелье реки Куры для вторжения иранцев и турок с юга.

В 1283 в Самцхе произошло крупное землетрясение, в результате которого от скалы отделился и упал в Куру пласт породы толщиной до 15 метров. До двух третей комплекса было разрушено или сильно повреждено, многие помещения обнажились. Таким образом, Вардзиа утратил оборонное значение. В конце XIII - начале XIV веков, в правление самцхийского князя Беки Джакели, монастырь восстанавливался и достраивался; в частности, снаружи была построена колокольня.

В советское время монашество было упразднено и, в отсутствие гос.финансирования монастырь (как и многие другие) стал разрушаться.

Для сохранения достопримечательности и исторического наследия в 1938 комплекс Вардзиа был объявлен музеем-заповедником.

С 90-х годов он снова стал действующим монастырем, хотя бОлшая часть комплекса и сейчас открыта для посещения как музей, с входом по билетам.

Часовня без купола оказалась в "музейной" части комплекса, и теперь доступна туристам.

Для туристов в разрушенной части комплекса вырубили ступеньки и поставили поручни.

Как и в других подобных "пещерных городах" почти из каждой дыры отчетливо ощущается запах мочи.

В сентябре 2004 Министерством культуры, охраны памятников и спорта Грузии был проведён комплекс работ по реабилитации монастырского комплекса. Во многих местах видны свежие бетонные подпорки, плиты.

В монастырской части есть действующий храм. Когда в нем нет церемоний, он тоже доступен для туристов.

Заходим внутрь скалы, по коридорам с электрическим освещением.

Навстречу мне попался монах с пустыми ведрами. Я вспомнил, что в пещерных комплексах очень хитрая и интересная система водоснабжения, которая обычно состоит из множества желобов, колодцев. "Пойду-ка я за ним, чтобы посмотреть, с помощью какого хитроумного механизма они воду поднимают на такую высоту?!"
Монах открыл ключом дверь в решетке, зашел в специальную комнату, поставил ведра на полку.

Затем он... нажал электрический выключатель на стене, где-то внизу заработал электронасос из пластикового крана в ведра полилась "святая" вода.

Разочарованный, я пошел дальше по подземным коридорам.

Многие проходы очень узкие и низкие. Наверное, в них было очень удобно обороняться...

Из подземной части снова выходим на солнце, теперь уже в верхней части комплекса.

Что это? Нигде в Грузии я не видел такого безобразного скопления мусора!

Может быть здесь живут бомжи и алкоголики?

...ну ладно, Бог им судья. Не будем вторгаться в их монастырь со своим уставом...

Пора вниз!

А внизу нас ждал замечательный яблоневый рай сад!

Вся земля была усыпана перезревшими яблоками и, видно, что никто их не собирает много дней.

Какая красота!

А это парковка туристических автобусов возле кассы музея.

В здании администрации музея (где мы оставляли рюкзаки) на стене висит политическая карта мира с маршрутами путешествий выдающегося гражданина Грузии - Джумбера Лежавы

Я бы очень хотел лично пообщаться с этим замечательным человеком, и даже за несколько месяцев написал ему на все е-майлы, что смог найти в интернете. Но ответа не получил. Если кто-либо из читателей сможет организовать такую встречу для меня - буду очень благодарен!

напоследок - портрет автора репортажа )

Весь фотоальбом ВКонтакте.

=====================

в след.серии фотоотчета мы подробно осмотрим средневековую крепость Хертвиси.

автостоп, горы, пещеры, фотоотчет, природа, путешествия, религия, Грузия