Деньги и цены в Африке (общие практические советы для тех, кто едет в Африку в первый раз)

Dec 16, 2013 00:56


Антон Кротов, сидя на Мадагаскаре, пишет новый путеводитель по Восточной Африке.
В своем ЖЖ он опубликовал одну из глав его "Деньги и цены".

Те вещи, которые он описывает, характерны не только для Восточной Африки, так что читать и обдумывать это полезно всем, кто впервые собирается в беднейшие регионы планеты.

===============================

Оригинал взят у a_krotov в Деньги и цены в Африке (общие практические советы для тех, кто едет в Африку в первый раз)

Денежный вопрос волнует многих, собирающихся в дальнюю дорогу. Для некоторых этот вопрос является ключевым: дорога ли Африка или дёшева? хватит ли денег на поездку? сколько их брать? в какой форме? что делать, если деньги кончатся? и т.д.

С одной стороны, в Африке есть миллионы людей, живущих на один доллар в день, а иногда и на меньшую сумму ($20-30 в месяц) - и так они живут десятки лет, как-то питаются, одеваются, строят жилища, заводят по пять-восемь детей, и нередко выглядят очень довольными или даже счастливыми. С другой стороны, некоторые туристы приезжают и тратят в Африке $1000 в неделю или даже больше, потом пишут отчёты, что в Африке всё безумно дорого; работники иностранных компаний и офисов тратят тысячи долларов в месяц только на своё бытовое обустройство, на генераторы и кондиционеры… Так где же правда? Дорого в Африке всё или дёшево?

Африка - и дорога, и дёшева одновременно. И чем более африканская эта Африка, тем она более дорога, и она же всё более дёшева. Постараюсь изъяснить этот парадокс.

Есть разные типы товаров. Два разных основных типа. Во-первых, есть товары промышленного производства. Это то, что продают в супермаркетах: утюги и компьютеры, сок в упаковках и консервы, флэшки и кард-ридеры, европейские лекарства и автомобили, туристические палатки и кетчуп в пластмассовых банках. Тушёнка и сгущёнка, тройники и одеколон, мотоциклы и протезы, батарейки и кока-кола  фантой в пластиковых бутылках. Все эти товары, с упаковкой, наклейкой и этикеткой, изготовляются большим оптом на соответствующих фабриках, заводах, и потом развозятся по всей стране или по всему миру. Соответственно, товары эти дешевле там, где они производятся, например в Китае, в Малайзии или Европе, а наиболее дешевы в совокупности там, где больше всего крупных фабрик и больше всего жителей - этого добра потребителей. Если мы возьмём Москву, Берлин, Гуанчжоу или Куала-Лумпур, мы видим, что эти товары здесь стоят относительно недорого, ассортимент велик, и мы можем приобрести множество этих товаров.

И вот сейчас, когда мы отъезжаем дальше от мировых центров производства, все эти товары начинают дорожать. Сперва они дорожают на стоимость транспортировки и на таможенные пошлины, но тут ещё и прибавляется стоимость перекупки, а к ней - ещё и стоимость риска, что товар не продастся до конца срока годности, или будет украден, или просто будет пылиться на прилавке вечно. Поэтому все эти промышленные оптовые товары становятся дороже в дальних странах, где промышленности нет, и ещё дороже - в тех городках, где мало населения: туда везти - расход один, везти обратно непроданное - ещё расход, оставить там навсегда непроданный товар лежалый - так нужно его стоимость включить в цену остальных вещей. Поэтому, что в аулах Таджикистана, что в Папуа-Новой Гвинее, что на Таймыре, что в Гулу или на Коморских островах, мы встречаем ассортимент маленький (отвезли, чего не жалко, даже если не продастся), качество сниженное, цену удвоенную, утроенную, учетверённую. Поэтому на буржуйские, промышленные вещи - всё дороже в Африке, ещё дороже в маленьких городах, и ещё дороже там, где идёт война и нестабильность, где идёт самолётная доставка в джунгли, или многими сутками этот товар везут велосипедами в глушь (и такое бывает на свете, да).

Теперь берём пролетарские, местные товары. Они без упаковки, вкусные и приятные - экологически чистый фрукт, овощ, личи и манго, батат и банан, сандалии из шин или печка из глины или из консервной банки. Это добро стоит, наоборот, дешевле в глухих местах. По схожей причине: вывезти обратно - никуда не повезёшь, никому в Китае не нужны африканские сандалии из шины, или печка, или свечка, или даже ананас - есть такой же и у нас. Особенно там, где далеко от моря: как скупить, как довезти, если товар объёмистый, не очень качественный и в других странах не очень-то и нужный? Потому и стоят манго в деревнях Бурунди пятьдесят копеек за плод, и еда местная, и всякие суррогаты и самоделки и тут, и там, и на Мадагаскаре, и в Средней Азии дёшевы, а дешевле всего в Узбекистане, потому что он не только выхода к мировому океану не имеет, но и ни с какой страной, которая имеет выход к океану - не граничит.
Зато эти, пролетарские товары, очень ценятся в буржуазном мире - зайдите в магазин «Глобус гурмэ» или «Азбука вкуса», там те же фрукты по стократной цене продаются; какие-нибудь лапти, циновки или корзины в магазинах «экологических» или «этнических» товаров тоже по стократной цене есть. Пролетарские товары в пролетарских местах дешевы, а в буржуских местах - дороги. Буржуйские (промышленные) товары - наборот.

С товарами разобрались. Теперь перейдём про жизнь в целом. Если вы готовы по-простому, по-пролетарски в Африке жить, и жить долго, не перемещаясь с места на место - это будет совсем дёшево, почти даром. С каждым днём всё будет дешеветь - сперва сандалии из шины, потом босиком; сперва покупали еду в харчевнях за $0,2, теперь сами готовим на углях; а завтра сами продаём угли и еду, полученную на них; использовали сперва буржуйские вещи, а потом и пролетарские заменители их. Только что-то никто, даже из читателей книг «Звенящие кедры России», не спешит на пролетарскую жизнь переходить, пешком топать и на дровах варить еду - что-то неприемлемо это, трудно, для откормленного Россией человека.

Если же мы хотим жить по-буржуйски, по-современному, по-европейски, или по-московски, кому как нравится называть - то, по удалению от центров промышленного производства, по удалению от моря и от больших городов, наша жизнь будет всё более дорожать!

Берём, например, электричество. В Москве, Хабаровске или в Риме мы им пользуемся, ни о чём не думаем: есть, и есть. В больших городах Африки оно уже есть через раз: в Кампале ежедневные отключения, ежевечерние; в Антананариву частые отключения, в Кигали - тоже.

Итак, если нам или вам нужно для работы круглосуточное электричество, или нужен кондиционер, то нужно приобретать генератор; если ничего страшного, то терпим так. А вот в более мелких городах Африки, по графику уже не отключения, а включения: ждём с нетерпением, когда ток врубят. А если вам, например, жарко, и нужен кондиционер, то не удивитесь, когда в каком-нибудь Чаде или Конго, только на бензин для генератора, производящего электричество только для кондиционера, уйдёт тысяча долларов в месяц или даже больше.
Аналогичная фигня с гостиницами - для тех, кто не живёт, а ездит туда-сюда. Гостиница со свечками, и с дыркой вместо туалета, и с ведром воды для помывки и постирки, может стоить, например, $5 на двоих, а без свечек и без дырки - и того меньше. Хотите проточной воды, чтобы вода бесперебойно текла из крана, чтобы унитаз смывался и лампочка горела - платите, например, $15, чем глуше, тем дороже может быть: в Южном Судане и $100 сейчас это стоит, без смеху. Хотите с кондиционером, с вай-фаем обитать, почти круглосуточно чтобы всё функционировало - это ещё дороже будет: в Морони $50, в Джубе $200.

То же самое и с транспортом, и с Интернетом, и со всеми благами, к которым мы привыкли. Хотите квартиру, как в Москве, чтобы всё было, но не в Москве, а в Папуа-Новой-Гвинее или на Коморах? Так это дороже обойдётся, чем в Москве или в Европе. Хотите угол с клопами и с лучиной, с печкой угольной и закопчёнными стенами? Да, это будет невероятно дёшево, но почему-то желающих из европейского мира не находится. Я видел одного человечка, который меньше чем за $1 в месяц снимал себе угол в столичной эфиопской хижине, но почему-то не захотел снимать там другой угол. Хотите из Папуа-Новой Гвинеи отправлять фотографии и видео в Интернет? - пожалуйста, это можно делать, но только медленно, и каждый мегабайт стоит почти доллар (стоил в 2011 году). Хотите жить там же бесплатно? Нет проблем, можно, только не будет ни электричества, ни Интернета. Так же, я полагаю, и в Конго-Заире, и в ЦАР, и других очень удалённых местах планеты.

И ещё, важный вопрос -- со временем. Время в Африке почти ничего не стоит. Ну, во всяком случае, стоимость трудового часа тут в десятки раз меньше, чем в привычном нам мире. Поэтому африканцы не торопятся; тут можно десять раз какую-нибудь вещь починить или перечинить - это проще, чем купить новую. Тут всё медленно делается, медленно ездится, медленно думается. И поэтому тот человек, который спешит, который хочет, чтобы всё происходило вовремя, чтобы успеть за две недели отпуска или за новогодние каникулы - съездить и туда, и сюда, посмотреть и то, и это, -- вынужден брать машину с водителем, или пользоваться самолётами, иначе он просто не успеет и обратный билет у него прогорит. Поэтому чиновники в аэропортах порой так настаивают, чтобы мы имели и показывали обратный билет - это как талисман, показывающий всем, что мы готовы потратить десятилетний бюджет среднего африканца за десятидневный, ограниченный билетом, срок.

А у африканцев нет обратного билета. Завтра будет то же самое, что сегодня, а сегодня очень похоже на вчера. Поэтому спешить совершенно некуда. Можно не летать на самолётах (лоукостов тут нет - все перелёты по десятикратной цене), можно даже не ехать на маршрутке, а идти куда-нибудь пешком - всё равно ты придёшь куда-нибудь, где будет кров и пища, а если и этого не будет - беспокоиться не нужно. Нужно подождать. Это же Африка!

Время - деньги, во всех смыслах. Если у вас мало денег, но много времени, вы можете ездить автостопом и совершать невероятные путешествия и получать куда больше впечатлений, чем туристы, пролетающие над континентами на самолёте. При этом вы будете регулярно и сытно питаться, ночевать в интересных местах. Чем больше вы имеете времени, тем меньше вы можете истратить денег, и наоборот: чем больше вы можете потратить денег, тем быстрее будете передвигаться. Берите по максимуму оба ресурса (временной и денежный) и тратьте то, что имеете в достатке.
Деньгожрущие в Африке места и вещи:

А) Национальные парки. Они предназначены специально для иностранцев, и там с туристов готовы слупить до ста долларов в день, а то и больше (верхний предел не ограничен, он зависит от жадности руководства страны и национального парка). К нацпаркам часто прилагаются гиды, транспорт и другие навязчивые платные услуги.

Б) Приличные гостиницы. Если вы любите заказывать гостиницу по Интернету, то будьте готовы к тому, что все отели, имеющие выход в Интернет, в несколько раз дороже, чем не имеющие такового. Разброс цен колоссальный, есть и за сто долларов в день за номер, а верхнего предела не замечено.

В) Аренда машин для проникновения в глухие места. Если у вас нет времени на ожидание общественного транспорта, на автостоп или на пешеходные прогулки, -- аренда машины (обычно тут бывает уже с водителем) обойдётся тут не дешевле, чем в Европе - может быть до 100 долларов в день, включая бензин.

Г) Местные самолёты. В отличие от Европы и Юго-Восточной Азии, тут самолёт даже на небольшое расстояние может стоить, также, 100-300 долларов, а пешком или на автобусе сложно - часто дороги нет.

Таким образом, если вам нужно в поездке по Африке что-то из списка АБВГ, то каждый пункт может слопать у вас по $100 в день, плюс-минус. Конечно, всё разнится, есть и дешёвые парки и дорогие и т.д., но разница не больше, чем на порядок. При этом, если вы готовы жить попроще, то 10-20 долларов в день будет вполне достаточно в любой стране мира, и в Африке тоже, а если у вас ещё меньше всяких привязанностей к комфорту, то вполне можно прожить  пропутешествовать тут, на 1-2 доллара в день, плюс расходы на визы и на авиабилет сюда. Местные живут на 1-2 доллара в день, Владимир Петрович Несин (известный путешественник) функционирует так же, можно и так, только нужен запас времени.

Итак, товарищи, берите денег побольше, сколько не жалко, и отправляйтесь в путь на то время, каким располагаете, и не бойтесь тратить сии ресурсы, пока они есть.

В каком виде брать деньги. У людей, имеющих деньги, часто возникает вопрос - в каком виде их брать. В восточной половине Африки лучшее - доллары США в новых и крупных купюрах, рассованные по разным углам одежды и по возможности скрытые от различных воров. Помните, что курс обмена крупных, 100-50-долларовых купюр, всюду высок, доллары в деноминациях 20 и 10 берут по сниженной цене, а 1-долларовые бумажки берут с неохотой, дают за них порой 70-80% тих реальной стоимости. Но при этом нужны и средние купюры для оплаты виз, например (Руанда -- 30 долларов, Бурунди -- 40…) Так что возьмите понемногу 10, 20, 50, 100-долларовых купюр.
Помните, что доллары США должны быть новые, от 2006 года выпуска или новее. Старые доллары, хоть на вид и почти такие же, но могут не приниматься в некоторых местах, или же курс скупки оных будет существенно ниже! А совсем не котируются тут доллары «с маленьким лицом».

Евро, швейцарский франк и английский фунт стерлингов пользуются некоторым спросом в Восточной Африке; в столице каждой страны можно обменять их на местные деньги. А вот рубли РФ и валюты других стран СНГ тут неполезны, обменять их можно только в посольствах РФ и у наших моряков. Не берите рубли, нигде в Восточной Африке они вам не пригодятся!

На Коморские острова -- брать евро более удобно. Там евро меняют по хорошему курсу, а доллар принимают мало где, и с большой маржей.

Не накапливайте на руках крупных сумм в местной валюте - это вовсе не СКВ, и за пределами страны употребления избавиться от них будет непросто.  Вы можете поменять валюты одной страны на валюту другой - на международном автопереходе, если переход расположен на оживлённой, главной дороге. В глухих, малопопулярных переходных пунктах, валютчиков-менял может не быть вообще.
Валюты стран региона могут быть, в принципе, переведены одна в другую в обменных бюро в столицах соседних стран. Но не все валюты одинаково полезны. Помните, что: кенийский шиллинг - самая «твёрдая» валюта из всех этих; кенийский шиллинг можно поменять в любой соседней стране, кроме Комор; потом идут танзанийский и угандийский шиллинги - их кое-где можно кое-как обменять; потом идут руандийский, бурундийский франк и, наконец, франк коморский: эти валюты имеют очень ограниченное хождение за пределами своих стран. Сбыть оставшиеся у вас коморские или бурундийские франки за границей вряд ли удастся, разве что коллекционерам.

Кредитные карточки. В каждой из стран Восточной Африки, недавно описанных в моём ЖЖ, вы сейчас можете найти банкомат (в столицах, или в других важных городах) и получить оттуда деньги со своей карточки «VISA» или «MAESTRO» с некоторой комиссией (150-250 руб, размер комиссии обычно определяется вашим банком, выдавшим карточку).

В некоторых больших супермаркетах карточки весьма удобны, ими можно расплатиться за продукты - без комиссии, деньги перечислятся с вашего счёта без комиссии по правильному курсу. Можно найти супермаркет «Накумат» в Кигали, Найроби, Момбасе, или «Шопрайт» в Кампале, Дар-эс-Саламе - они принимают для оплаты кредитки. В Танзании применимость карточек весьма ограничена. В Бурунди и на Коморских островах супермаркеты, принимающие кредитные карточки, пока что не были обраружены (декабрь 2013).

"Western Union", широко рекламируемая система денежных переводов, распространена шире, чем банкоматы - по всем африканским странам региона. Тысячи местных жителей получают через «Western Union» переводы от своих родственников и друзей, уже переселившихся в другие, более богатые страны мира (кто в Европу, кто в Оман, кто в Эмираты…)  С помощью неё вы можете получить денежный перевод от своих родных и друзей, уже через 20 минут после его отправки (кроме выходных дней, когда банки обычно не работают).

Удобства: 1) очень быстро, 2) получить можно в любом офисе "Western Union" конкретной страны, не обязательно в каком-то одном. Именно с помощью "Western Union" ваши родители и друзья, в случае вашей болезни, утраты денег и имущества и иных неприятностей, смогут прислать вам 1000$ денег для авиа-эвакуации на историческую родину. Деньги приходят, как правило, в местной валюте по курсу "Western Union", Комиссия для отправителя денег, примерно, такова: $60 при отправке $1000, или $20 при отправке $300. При получении денег в Африке вам необходимо иметь не только номер перевода, но и предъявить свой паспорт.

У другой системы денежных переводов, именуемой "Маниграмма" («MoneyGram»), комиссия меньше ($20 комиссии при пересылке $400), но возможности по пересылке денег с её помощью несколько уже - проверьте перед выездом. Число стран меньше, срок пересылки дольше (двое суток + возможные выходные). Есть несколько и других систем денежных переводов, узнавайте ещё дома о них.

Относительная дороговизна. Я уже указывал особенности ценообразования на буржуйские и на пролетарские товары. Если брать в целом, то самая дорогая страна региона - Коморские острова, а среди тех островов - французский остров Майотте является наиболее дорогим (цены выше, чем в Париже). Вторая по дороговизне - но при этом достаточно цивильная, по африканским меркам - Руанда. Дальше идёт Уганда; в Бурунди нечего сравнивать, потому что там почти ничего нет; потом Кения и Танзания, которые примерно одинаковы дешевы. Кения дешевле по товарам промышленного производства, Танзания - по фруктам, гостиницам, автобусам и пролетарской еде. Мадагаскар, по предварительным данным, дешевле их, но для полного иссследования читателям нужно подождать, когда мы исследуем сей остров более подробно.

Нефть нигде в этом регионе не добывается, и стоимость бензина равномерно растёт по удалению от моря - в декабре 2013 года это было, от 40 до 50 российских рублей за литр.

«Показные деньги». Широко известно, что многие люди, въезжая в богатые страны Европы, и даже в небогатую Румынию и Болгарию, бывают спрошены «Сколько у вас денег?», и, если денег меньше определённого минимума, бывают отосланы ни с чем. В Африке такой традиции не выявлено. Официально нужно иметь, например, для въезда в Танзанию деньги в сумме примерно $3 в день, но никто у «белых мистеров» такую мелочь не спрашивают - полагают, что белый человек всегда при деньгах, даже если он оборван, грязен и тощ. В этом есть и минус: даже толстый и богатый африканец (владелец машины, например) порой будет надеяться, что тонкий и облезлый белый человек выдаст ему деньги за проезд или просто так.

Заработки. Африка - беднейший континент мира, и там полно людей, готовых выполнять самую тяжёлую работу за $1-2 в день. Если вы едете в Африку в первый раз, конечно лучше денег взять из дома -- в России их всяко больше, чем тут. Лучше не надеяться на заработки вообще в этом регионе. Конечно, если вы очень умный и изобретательный человек, или большой специалист в своей области, то вы уже себе нашли счастие, можете пристроиьтся где угодно, и вам никакие мои советы не понадобятся.

деньги, цены, путеводители, Африка

Previous post Next post
Up