Самый интересный для меня рукотворный объект в Крыму -
подземная база подводных лодок в Балаклаве.
К сожалению, с 1993-го по 2003-ий год база была отдана на разграбление мародерам и добытчикам цветных металлов. Теперь же, то, что уцелело, превратили в музей, который иностранные туристы называют «чудом инженерной техники СССР». Экспонатами музея являются модели боевых кораблей и образцы техники и вооружений из Севастопольского высшего военно-морского инженерного училища, которое прекратило свое существование в 1993 году.
Взрослый билет в музей сейчас стоит 30 грн, фото-видеосъемка бесплатно.
Можно (на Ваш выбор) дождаться экскурсии (каждый час), а можно гулять по музею и самостоятельно.
Вот
по этой ссылке можно посмотреть сферические панорамы всех доступных для туристов залов музея.
Вот схема комплекса. Взята
отсюда.
Я же опубликую в своем ЖЖ только некоторые личные фото.
Вход в канал со стороны бухты. В случае необходимости перекрывался противоатомными воротами весом в 150 тонн.
Ворота штольни минно-торпедной части. На полу видны остатки рельсов, по которым двигались вагонетки с атомными торпедами.
Торпеда учебно-ремонтная.
Подземный комплекс строился 8 лет - с 1953 по 1961. При строительстве было вывезено около 120 тыс. тонн породы. Для обеспечения секретности вывоз производился ночью на баржах в открытое море. Строили объект сначала военные, а потом метростроевцы, что было обусловлено сложностью бурения породы.
Сухой док (на фото заполнен водой) в подземном заводе по ремонту подводных лодок.
Канал длинной в 602 метра. В конце его второй выход в бухту, со стороны моря. Тоже с противоатомными воротами.
В канале объекта могло разместиться 7 подлодок лодок
613-го и
633-го проектов. В 50-е годы это были самые распространенные в Советской Армии подлодки.
Высшей точкой толщина скального грунта составляет 126 метров. Сооружение способно выдержать взрыв ядерных бомб мощностью 100 килотонн, что в 5 раз больше мощности тонн сброшенных на Хиросиму и Нагасаки. На фото виден вход в боковой тоннель в минно-торпедную часть, по которому доставлялись для подземной загрузки ядерные торпеды.
В этом зале располагались станки и другое оборудование для ремонта подводных лодок.
Подсветку сделали совсем недавно, для съемок голливудского боевика.
зловещие манекены в костюмах хим.защиты.
Ворота в бухту открыты. См. первый снимок.
Входной тоннель в ядерный арсенал. Из-за особенности скального грунта, бурение внутри скалы было не возможно и строительство туннеля происходило направленными взрывами. Затем грунт грузился на вагонетки. Все рабочие (и военные и гражданские-метростроевцы) давали "подписку о неразглашении".
На этом фото можно оценить толщину стальных противоатомных ворот.
За массивными противовзрывными воротами - еще одни, для полной герметизации.
В некоторых тоннелях сейчас идет ремонт, после реконструкции их тоже откроют для посетителей музея.
Коридор в хранилище ядерных торпед отделан звукопоглощающими материалами и подсвечен зловещим красным светом. Температура в этом отсеке всегда +15 градусов. Кто пойдет летом - одевайтесь теплее!
Зона выгрузки из хранилища термоядерных зарядов. Подлинная тележка с учебной боеголовкой. Толкались они вручную, чтобы избежать любых неконтролируемых смещений.
.
В залах, где хранились термоядерные заряды, теперь стоят модели подводных лодок и авианосцев.
Здесь же - макет отсека подводной лодки.
в арсенале, за стеклом - коллекция вооружения современной украинской армии.
Двери для персонала, ведущие из арсенала к выходу в бухту.
На улице - склад торпед, подготовленных к погрузке.
И небольшой самолет палубной авиации ВМС.
Посмотреть более подробные репортажи с качественными фотографиями (со штатива) можно по ссылкам:
здесь и
здесь.
Фоторепортажи блоггеров в ЖЖ:
* здесь от
armahema * здесь от
rukabaa * здесь от
frantsouzov * здесь от
danlux * здесь от
dmytrocherkasov * здесь от
d_stroz * здесь от
volgabest+
репортаж "за пределами экспозиции" от
samnamos+
Еще одно "виртуальное путешествие" с активными панорамами.
===============
Летом проводятся так же экскурсии по воде. Вот видео:
Click to view
Видео-репортаж (на английском языке) 2006-го года.
Click to view