Камчатка: Долина гейзеров зимой

Apr 14, 2013 20:31

Оригинал взят у lusika33 в Камчатка: Долина гейзеров зимой
"Бой в Крыму, все в дыму" - передает наш специальный корреспондент Люда Васильна из Долины гейзеров вместе с флешкой фоток. Зима в России не балует нас разнообразием. Тут не скажешь типа: "Зима - она и в Африке зима". А учитывая, что календарно-то это вообще весна, начинаешь в чем-то даже завидовать голодающим африканским детям.






1. Но прочь смутные терзанья - наш вертолет, возвращая с Толбачика очередную группу жаждущих не хлеба, но зрелищ, сел в Долине гейзеров на погреться. В снег.




2. Не сказать, что прям сугробы, но кое-где намело и передвигаться затруднительно.




3. Разноцветная летом, зимой Долина не балует красками




4. Пост больше нацелен на бывавших там и желающих немного понастальгировать перед очередным туристическим сезоном.




5. Желающие могут попытаться угадать, что за места изображены на фото




6. Тут гадать смысла нет и так ясно, что это Витраж




7. Почему-то не верится, что снег спокойно так лежит на горячей земле. Вот в городе над подземными теплотрасами как-то токого не получается. Хотя, наверное, у наших труб теплопотери выше, чем тепло, выделяемое из вулкана.




8.




9. Ну чем не блогеры идут?




10. Классический кадр с яндекса. Наш спецкор тоже не удержалась




11. Прям подмосковная картинка. По туземным преданиям именно под этой березой стоял лагерь Татьяной Устиновой, открывшей Долину в апреле 1941 года вместе с проводником-ительменом Анисифором Крупениным




12. Ну вот здесь все-таки снег не держится




13. Считаю, надо слить озеро, чтоб снова заработали нормально все гейзеры. Кто поддержит идею на референдуме?




14. Если б не снег, можно курортик было б водный тут забацать - "Камчатски вары" ну или "Узоновы вары". Считаю, раз уж местные хозяева обдирают туристов как липку, то должны делать это комплексно...




15.Тут пирс сделать для лодочек. Лодочки турикам в прокат сразу с гидом и капитаном-гребуном




16. Это назвать "Скалой шаманкой" и возить на лодочках туда.




17. Пока народ будет в очереди стоять на покататься, показывать им извержение гейзера.




18. Потом фото на память...




19. ...И пошли, откуда пришли.




20.



21. Да, это не африка...




Вот, кстати, что пишет Википедия об открытии Долины Татьяной Устиновой, с цитатами из ее воспоминаний:
Долина гейзеров была открыта в апреле 1941 года геологом Кроноцкого заповедника Татьяной Устиновой и проводником-ительменом Анисифором Крупениным.



В апреле 1941 года вместе с наблюдателем заповедника, камчатским аборигеном Анисифором Павловичем Крупениным, я отправилась на собачьей упряжке - транспорте, который уже отошел в прошлое - чтобы поискать, куда же девается вода из кальдеры вулкана Узон. На Узоне я побывала с мужем, зоологом Юрием Викторовичем Авериным, в 1940 году, в год нашего приезда на Камчатку и начала работы в Кроноцком заповеднике.


Время исследования - апрель, было выбрано не случайно, так как экспедиция предполагалась на собачьих упряжках, а в это время года на территории Кроноцкого заповедника еще много снега, который покрывает непроходимые летом заросли кустарников. Поднимались вдоль устья реки Шумной. По ней тогда проходила граница заповедника. На схеме она не имела притоков, но Татьяна Устинова предположила, что у реки должен быть левый приток, несущий воду из Узона:



Вода в Шумной имела ирридирующий оттенок, который трудно описать. Он возникает у чистой пресной воды, если к ней примешивается в значительном количестве минеральная. Это укрепило меня в моих предположениях… и в конце дня мы увидели большой левый приток, впадающий в Шумную со стороны Узона, как я и предполагала.


Татьяна Устинова и Анисифор Крупенин решили исследовать этот приток и рассчитывали дойти до реки текущей из кальдеры вулкана Узон, таким образом открытие Гейзерной Долины на Камчатке явилось делом случайным, тем более, что на азиатском континенте гейзеров до этого никто не находил, они были известны на тот момент только в трёх местах земного шара: в Исландии, в США и в Новой Зеландии. Несмотря на то, что вулканических областей много, но гейзеров мало, т.к возникновение их требует для себя редко встречающиеся термодинамические условия.



Погода была отличная… Встав пораньше, мы оделись, вернее разделись по погоде: гимнастерки, камлеи - белые рубашки длиной до колен из палаточной материи, предохраняющие от ветра и снега, обулись в высокие резиновые сапоги, взяли лыжи и отправились исследовать найденный приток Шумной… встали на лыжи и бодро побежали вверх по течению реки. Вскоре лыжи пришлось оставить… и дальше пошли по покрытому снегом склону, проваливаясь до колен… Шли, шли, а реки из Узона все нет. А ведь надо еще идти обратно, выбираться из долины. Пока раздумывали, впереди взлетел высокий столб пара, видимо, там был крупный горячий источник. Решили до него все же дойти. Погода все хуже, идем, а горячего источника нет, лагерь все дальше… С погодой в горах не шутят, решили идти обратно. Сели на снегу отдохнуть, съесть что взяли с собой. Вдруг с противоположного берега из маленькой парящей площадки… ударила прямо в нас косо направленная струя кипятка в сопровождении клубов пара и подземного грохота… Мы страшно перепугались, прижались друг к другу, сидим и не знаем, что нас ждет. Поведение вулканов непредсказуемо… И вдруг извержение кипятка прекратилось, некоторое время продолжались выбросы клубов пара, а затем все затихло и перед нами лежала небольшая парящая площадка, ничем не примечательная. Тут я опомнилась и завопила не своим голосом: «Гейзер!!!»


Из-за погодных условий дальнейшее продвижение вдоль бассейна реки было невозможным, и исследователи приняли решение возвращаться в лагерь к кордону, а затем обратно в посёлок. Но Татьяне не терпелось продолжать исследование только что открытого гейзера, теперь уже и вместе с мужем и тогдашним директором заповедника:



В Кроноках я рассказала мужу и директору о своей находке, и мы дружно решили, что летом надо отправиться обследовать найденную нами теплую речку. Но летом директор уехал в Москву, Аверин остался за директора и покинуть поселок не мог. Отправились мы в июле 1941 года опять вдвоем с Крупениным с одной вьючной лошадью, которая везла наше лагерное оборудование и немногочисленные припасы.


Второй раз пошли по другому пути, сначала по приморской низменности, затем, поднялись в высокогорную пустыню, обошли конуса вулкана Крашенникова, затем мимо конуса Савича и «…вышли к обрыву в глубокую долину. В ней было множество струй пара, которые усеивали ее дно и склоны. Временами в разных местах взрывались фонтаны кипятка - гейзеры.» Так Татьяна Устинова и Анисифор Крупенин второй раз посетили долину, теперь уже на целых 4 дня имея целью непосредственное исследование и описание этого природного объекта.



Обошли весь активный участок долины, описали все найденные гейзеры, прохронометрировали стадии их деятельности и дали им имена, не увековечив ими друг друга, а по разумным соображениям. Самый большой гейзер - Великан. Гейзер, бьющий из щели - Щель. Гейзер, у которого во время извержений вода бьет из трех отверстий - Тройной. Найденный нами весной - Первенец. Работать было интересно, но и страшно. Режима источников мы не знали. В любой момент со склона, по которому мы проходили, могла выплеснуться на нас струя кипятка… Оказалось, что в палатке под спальными мешками холодная на ощупь почва прогревалась так, что мы спали как на печке, а в нескольких метрах от нашей палатки пасущаяся лошадь внезапно провалилась задними ногами, а из образовавшихся отверстий все время, пока мы были в долине, поднимался пар.

Еще о Камчатке:

зима, фото чужие, гейзеры, Камчатка

Previous post Next post
Up