Кому не интересны буквы - может смотреть только фото.
Ссылка "
WM" - позволит определить, где находится место действия, с помощью ВикиМапии. Прочие ссылки (если не указывается особо) ведут на статьи Википедии.
Часть 1-я. От Москвы (через Астрахань и Зап.Казахстан) до Узбекистана.
Часть 2-я. По Узбекистану (через Нукус и Хиву) в Ташкент.
Часть 3-я . От Ташкента до Душанбе + отдельные посты:
Утро в горах Таджикистана в кишлаке на севере Таджикистана Часть 4-я. Душанбе и "Дом АВП" + отдельные посты
базары Душанбе Проспект Рудаки - главная улица Таджикистана. Варзобское озеро и окрестности. Часть 5-я. От Душанбе Куляба (1-ый день на "скорой помощи" из Швеции) Часть 6-я. От Куляба до Калай-Хумба (2-ой день на "скорой помощи" из Швеции) Часть 7-я. Памирский тракт от К-Хумба до Хорога (3-ой день на "скорой помощи" из Швеции) Часть 8-я. Памир. Хорог и Гармчашма. + отдельный
пост "Рассвет над кишлаком Андароб" Часть9-я. Памир. Ишкошим. Часть 10-я. Памир. Намангути. +
отдельный пост про Афган-базар.
Часть 11-я. Памир. Лангар.
Часть 12-я. Памир. Лангар-Ямчунг.
часть 13. Памир. Хорог и Памирский ботанический сад. Часть 15. Таджикистан. От Калай-Хумба в Душанбе через Тавилдару.
Часть 16. Таджикистан. Снова в Душанбе.
Часть 17. Таджикистан. Пянджкент.
Часть 18. Узбекистан. Самарканд.
+ отдельный пост про базар в Самарканде.
Часть 19. Узбекистан. Бухара.
+ отдельный пост про Старую Бухару
Часть 20. Улет из Бухары.
+ Отдельный пост про дальнейшие приключения Ани.
Часть 14. Памир. От Хорога до Калай-Хумба.
Где мы ночевали той ночью - так и не вспомнил. Хотя и трезвенник. Что бы это значило?
Утром мы решили застопить китайский грузовик. Ведь этот красивый участок памирского тракта
мы проехали в салоне шведской "скорой помощи". Хотя лежать в VIP-кресле удобнее, чем сидеть в кабине, оттуда не было почти никакого обзору и фотографировать можно было только через боковое стекло справа. А теперь мы ехали в высокой кабине, возле большого лобового стекла... Еще лучше обзор, если ехать на крыше, но во-первых, дорога слишком опасная - камнепады, обвалы, водопады... Во-вторых, тут как раз налетела из Афганистана
песчаная буря. Грузовик был китайский, но водитель у него был таджикский. Все грузовики здесь принадлежат одному владельцу и перевозят китайский товар в больших опечатанных контейнерах.
Скорость его ок. 35 км\час на ровных участках с твердым покрытием и 10-15 км\час на гравийных, пыльных или обвальных участсках, которые, на данном отрезке тракта, составляют ок. четверти пути.
Кроме того, водитель часто останавливается отдохнуть\поболтать с коллегами\взять-отдать попутный груз\помочь сломавшемуся коллеге\продать солярки.
Ну да нам сегодня нужно было доехать всего лишь до
Калай-Хумба (где нас ждал друг на ночлег и ужин), а это всего 250 км. Поэтому мы даже рады были этим остановкам, можно размять кости и фотографировать кишлаки у Пянджа, ущелья с водопадами справа и голубые небеса над вертикальными горными стенами.
Иногда на скалах справа виднелись предупреждающие надписи "мины!", но их фотографии я размещать здесь не буду, чтобы не создавать у Памира имиджа "очень опасной страны".
В одном месте мы видели работу саперов. А на окрестных камнях сидели сотни "зрителей" из ближайших кишлаков.
"Точки питания" попадаются регулярно, через каждые 20-30 км. Обычно это некий "оазис зелени" из нескольких деревьев, под которыми стоят столики чайханы. В плохую погоду можно обедать и в помещении.
Гражданская война оставила в этих местах не только мины, но и покинутые селения с плодородными полями, зарастающими травой.
Но мирная жизнь понемногу налаживается! Ремонтируются разрушенные участки дороги, строятся новые мосты в послевоенных Афганистан. Каждую субботу возле них проходит безвизовый и беспошлинный афган-базар (
мы побывали на таком возле Ишкошима).
Есть и на Памирском тракте новые мосты
WM Кстати, афганцы тоже пытаются прокладывать дороги по своему берегу. Вручную, без техники и китайских специалистов.
Но на 2010-ый год "афганская дорога" пригодна лишь для горных козлов. Попробуйте отыскать ее на этом снимке! А ведь там ходят люди с грузами...
Афганские дома выглядят тоже не очень оптимистично. Но видно и новое строительство, так что и там жизнь налаживается! Вот успокоятся тамошние менты и ГБшники, будем в гости ездить обязательно.
Впереди нашего грузовика ехал водитель-новичок. Впервые на Памирском тракте. А ведь большинство поворотов здесь "закрытые" и если навстречу кто-то едет, то пятится приходится тому, у кого вес меньше.
На обед мы заехали в огромную мега-чайхану, которая имела даже "номера для ночлега" и заросший тиной бассейн с лягушками. Водители позвали нас за свой столик диван, но мы не хотели чтобы они еще и обед наш оплачивали и разлеглись за соседним столиком... К нам пришел владелец ресторана "поговорить за жизнь". Оказалось, что у него сын живет в С-Петербурге. Мы настояли чтобы все-же расплатиться за обед деньгами, а вот холодный арбуз в дольках нам принесли бесплатно, "как землякам моего сына!"
Ужинать остановились уже в темноте, где помогали менять колесо второму грузовику. Чайхана здесь была маленькая, всего один домик и несколько пластиковых столиков. Электричества не было. Готовили на дровах, а ужинали при свечах.
Тут один из водителей приводит женщину-китаянку. Оказалось, что она преподает русский язык и литературу
в Славянском университете Душанбе. А сейчас возвращается, к началу учебного года, от родителей.
- Вот, наконец-то смогу на нормальном русском языке поговорить... а то эти водители ужасно коверкают все слова! Иногда спросишь что-нибудь, а они по три минуты вспоминают как ответить...
- Ну... Вы уж на них не сердитесь, они же русский язык учили на стройках (кто помоложе) или в стройбате (кто постарше) и им теперь очень трудно вспоминать русские слова, которые можно было бы употреблять при женщине... Вы лучше приходите в Душанбе
в наш "Дом для всех!", там поболтаете на русском... у нас многие гости и в Китае путешествовали, и многие оттуда в Китай едут, кстати. Будет всем интересно!
- Спасибо. Я подумаю.
- Не стесняйтесь. Вот, я записываю Вам адрес и телефон. А я Вам в Душанбе русские фильмы запишу, чтобы со студентами можно было смотреть и изучать живой язык.
- Ой, что это мне принесли?! какая гадость!
- Это таджикский суп. Мясо, вермишель, картошка... почему "гадость"?!
- Это невозможно есть! Совершенно безвкусно! Как так можно?!
- Одну минуточку. Эй, хозяин! Есть у вас горчица и самый жгучий перец "для водителей-дальнобойщиков"? Несите на наш столик все что есть!
- Ой, а что, правда, есть?
- Вот, смотрите. Это черный перец молотый, это красный... Я такого даже одну крошку съесть не могу. А водители себе кладут на кончике ножа в суп...
- О! То что надо! Я спасена! (сыпет в тарелку по чайной ложке каждой приправы и перемешивает) Теперь это можно есть!
После ужина оставил Аню поболтать с китаянкой "о женском", а сам пошел с водителями менять колесо при свете моего налобного фонарика.
В Калай-Хумб приехали уже в одиннадцатом часу ночи! 250 км. грузовики едут целый день - с раннего утра до поздней ночи.
Наш друг (и поклонник Ани), хозяин отеля "Амир", накормил нас еще одним ужином и бесплатно разместил в пустом номере.
==================
Подолжение:
Часть 15. Таджикистан. От Калай-Хумба в Душанбе через Тавилдару.