подробности нашего автостопного попадания в Душанбе

Aug 09, 2010 11:59

 Наконец мы достигли Душанбе, заселились в «Дом АВП» и появилась возможность написать что-нибудь в ЖЖ, для тех, кто выдвигается по нашему маршруту или просто интересуется подробностями автостопа в Средней Азии. Пока без фотографий. только текст.


==========================================

Из Москвы мы стартовали в полночь 29-го июля. Как и планировалось, доехали по М4 до р. Оки и заночевали возле родника позади Каширского поста.

Весь следующий день мы ехали на фуре по М6 до Волгограда. До этого я по ней не ездил и был неприятно удивлен качеством дороги. В отличии от той же М4, трасса на Волгоград узка, колеистая и разбита. Поскольку очень хотелось купаться, то покинули машину в 100 км от Волгограда и поставили палатку на берегу очень приятной быстрой речки с песчаным дном.
Сущность волгоградской объездной я так и не уловил. Ошибочно заехали в город и проехали его насквозь аж на четырех маршрутках.

Совет: лучше было сразу садиться на автобус в селение Черный Яр. У поворота в него расположен выездной пост и ключевая позиция на Астрахань.

Трасса на Астрахань качеством лучше, но трафик меньше. Легковые были только до мелких поселков, и мы снова подсели в фуру, которая привезла нас в центр города.
«Макдональдс» и «КФС» Астрахани не оборудованы вай-фаем! Нашли его в одном из ночных баров, но за три дня никто из астраханских участников «сообщества АВП» Вконтакте (которым я разослал сообщения) ничего не ответил. Так что ночевать и купаться отправились на остров посреди Волги.

31-го июля началась собственно «азиАцкая» часть путешествия. Маршрутка позади вокзала вывезла нас в селение Красный Яр, откуда до границы с Казахстаном еще … цать км. Ехать их на еще одной маршрутке (которая ходит каждый час) нам казалось бесполезным, поскольку через границу пешком не пускают, то нужно вылавливать машину в Казахстан. 
  Два часа мы проторчали на раскаленной автобусной остановке, но все казахские машины ехали забитые под самую крышу. В итоге довезли нас жители приграничной деревни.
 На границе две очереди: одна для легковых, другая для грузовиков. Фура пересекает границу очень долго, от 10 часов (удачно! За взятку), до полутора суток. 
 Легковые машины везут по 6-7 пассажиров-казахов (даже в багажнике!) или горы товаров для перепродажи. Вдоль очереди ходят люди с деньгами, и впрашиваются «на подсадку».
 Мы заняли позицию у первого шлагбаума, Аня улеглась в тени, а я общался с пограничниками, дальнобойщиками и водителями легковых машин.

Нам повезло пересечь границу «всего» за 5 часов! Пожилой узбек возвращался в Ташкент на своем белом «Мерседесе» из Турции и согласился бесплатно довезти нас до первого казахского города Атырау, где он надеялся найти платных пассажиров в Узбекистан, так как все деньги уже потратил на предыдущих границах, питался на газовой плитке и средств у него не хватало даже на бензин. Впрочем, он был не прочь довезти нас до Самарканда по формуле «бензин пополам и ведем по-очереди». 
   Российские пограничники пропустили его довольно быстро (они уже знали меня и «поспособствовали»), а вот казахские нашли какие-то «нарушения» и мечтали оштрафовать его на все оставшиеся деньги. 
Оказывается, казахскую границу можно пересекать и пешком! Нас попросили выйти с вещами и «подождать за воротами». Но «белого Мерседеса с кондиционером» мы так и не дождались до самой темноты. Он то появлялся возле таможни, то разворачивался обратно… в итоге, уже в сумерках, из ворот выехали пять грузовых ГАЗелей с контрабандой. Водители были казахи, но с российским гражданством. Их уже ждал «джип сопровождения», в котором сидел специальный человек, обнимавшийся со всеми гаишниками, так что колонна ехала всю ночь по темным казахским степям, распугивая гуляющих по ночной трассе верблюдов. 
 Ужинали мы тоже некоем «секретном» месте без вывески и рекламы.

В половине третьего утра приехали в Атырау. Бывший Гурьев. «Нефтяная столица Казахстана» встретила нас пустыми автобанами, новыми мостами и круговыми развязками посреди степи. Узнали направление на речку, и пошли пешком. Но встречная машина развернулась и отвезла нас на самый берег реки Урал, так что мы снова купались, на этот раз у самой границы Европа-Азия.

01-го августа первая же машина повезла нас в гости, сначала мыться-стираться после степей, потом интернетится, «показывать город» и т.п.
 Отпустили нас лишь к обеду, по нашей просьбе, на жд-вокзале. Но поезд на Бейнеу ожидался лишь поздно ночью и мы решили ехать стопом «пока везут», а там уже подсесть на него на промежуточных станциях. 
  Оставшуюся половину дня мы пролетели на машинах с кондиционерами, нигде не голосуя больше 5-ти минут, но общаясь с казахами, верблюдами, фотографируя нефтяные поселки и нефтезаводы. 
  В селении Кульсары нам показали чайхону, где останавливаются все едущие в Бейнеу машины, но в девятом часу вечера таковых уже не оказалось. Мы решили честно поехать на станцию, что находилась в 7-ми км, но первый же остановившийся казах повез нас в супермаркет за арбузами-дынями, а потом предложил нам заночевать у него на работе недалеко от этой выездной чайханы.
 Внимание! Он предупредил, что машины на Бейнеу едут рано утром, часов в 6-7. Поэтому он не повез нас к себе домой, а посоветовал быть у чайханы пораньше. 
  Мы очень старались, но выбрались только в начале восьмого. К счастью, нас подобрал припозднившийся джип.
 В Бейнеу мы опять честно посетили вокзал, поезд в Казахстан ходит не каждый вечер, и дешевых билетов на него уже не было. Только купейный. Но можно подсаживаться «за взятку проводнику», на что и рассчитывали толпы узбеков и казахов, тусующихся на вокзале уже днем.

Посетив супермаркет, покинули город и застопили камаз до границы.
 Границу (Каз-Узб) можно пересекать пешком. Фуры тоже стоят в очереди сутками, автобусы с гостарбайтерами чуть меньше. Нас, к счастью, пропустили пешком без очереди. 
На узбекской стороне мы вписались в кабину к казахскому дальнобойщику, который вез йогурты из подмосковного Ступино в Ташкент.

«Автодорога» через плато Устюрт оправдала все свои ожидания. Совершенно плоская и безжизненная степь во все стороны. С редкими оазисами постов ГАИ. Нам очень повезло, что в кабине был кондиционер. По «асфальтовым» участкам грузовики едут со скоростью 30-40 км\час, по грунтовым - 10-15. Асфальт расплавился и давно превратился в колеи, грунтовка превратилась в «гребенку». Вокруг лишь солончаки, песок и колючки. Даже верблюды пропали.

До первого города Кунганд, триста километров мы ехали семь часов.
Там мы вывалились в темноту возле какого-то арыка, помылись и залегли спать в палатку на краю бахчи.

03 августа первая же машина повезла нас сначала на базар за арбузами, а потом в гости в Нукус. Оба каракалпака предлогали пожить у них в гостях «дня три-четыре», возили по ресторанами и показывали многочисленные «гостевые комнаты» в своих просторных домах. В ресторане я с трудом уговорил их оплатить счет пополам, а подаренные нам «на дорожку» арбузы мы очень умело «забыли» в багажнике при расставании…

К обеду мы случайно заехали в город Беруни, где, как нам показалось, на нас смотрели «с вожделением» не только таксисты, но и все жители вообще. Река Амударья разлилась из-за аномально жаркой погоды в горах и смыла переправу в Ургенч. Мы пешком дошли до нее и переправились на катере. С пассажиров собирали по 2 тыс. узбекских денег, но когда я протянул купюры кондуктору, он сказал «с гостей не берем». Зато таксисты с удовольствием взяли «сэкономленные» деньги и за 4 тыс. довезли нас до интернет-кафе.

К вечеру, маршруткой, мы добрались до старинного города Хива, где Аня непременно хотела посетить отреставрированные дворцы. Уже на закате ей это удалось. Заночевали на берегу пресного озера в 2-х км. от города. Опять купались, наслаждались прохладой, варили чай на примусе и подъедали подаренные лепешки.

В начале августа в западном Казахстане разразился жестокий «топливный кризис». На АЗС стояли сотни запертых машин, в ожидании завоза топлива. Маршрутки и автобусы «брались штурмом», про поезда мы даже и не мечтали. На грузовиках достопили до города Пинка, где переправились по новому мосту, совмещающему железную и автомобильную дорогу.

У последней чайханы перед пустыней мы обнаружили толпы узбеков, которые не могли уехать в Бухару даже с деньгами.
Рядом с нами стоял дедушка, которого очень грубо выпихивали из автобусов, а с прочих пассажиров требовали 30 тыс. за 400 км. до Бухары.

Нам опять очень повезло. Аня остановила богатого узбека, которые ехал на служебной машине в Ташкент, и даже бензин ему выдали «служебный» в виде нескольких баклажек в багажник. И дедушку до Бухары мы тоже вписали на переднее сиденье.

Старший брат нашего драйвера работал в МВД, поэтому там, где позволяла дорога, он гнал 140-160 км\час. Решили не усугублять «транспортный кризис» и ехать с ним до самого Ташкента. Карта моя осталась в рюкзаке (ведь мечтали к вечеру быть лишь в Бухаре!) и я не знал, что в Душанбе нужно сворачивать в Самарканде. И Бухару и Самарканд проскочили по объездной, лишь один раз остановившись на поедание дыни.

В гости к родственникам приглашать нас не рискнули. Кто обрадуется «как родному брату» еще и двум автостопщикам в третьем часу ночи?
Забрались за школьный забор на окраине Ташкента, помылись в арыке и уснули в палатке.

Утром 5-го августа решили, что хорошо бы остаться в столице на 2-3 дня. Отдохнуть с дороги, оставить рюкзаки на вписке и погулять по городу. Помылись в бассейне, купили местную симку на чужой паспорт, но в салоне связи нас предупредили, что если мы не зарегистрируемся в гостинице до конца дня, то нас ожидают 200 долларов штрафа на границе.

В принципе, мы не имели ничего против гостиницы. Но дешевые-частные (за 20-30 тыс), как нам объяснили таксисты, регистрацию делать не могли. А из государственных нам порекомендовали только гостиницу «Саехат», где якобы «дешевле всего». Приехали мы туда на метро.

- Салам Алейкум! Нам нужен самый дешевой номер, чтобы сегодня получить регистрацию.
- Добро пожаловать! На сколько дней?
- Пока на одну ночь. А там посмотрим на ваши расценки. Сколько это будет стоить?
 - Хорошо, я вам помогу, давайте паспорта…. О! У вас сегодня последний день без регистрации…
 - Да, мы знаем. Так сколько будет это стоить? 
 - Сейчас, посчитаю на калькуляторе… вот, эквивалент 17-ти долларов с человека. Заполняйте вот эти бланки…
 - Да уж. Ну что ж, заполним. А можно я оставлю свою жену в номере отдыхать, а сам пойду пока обменяю деньги?
 - В каком номере? Номер стоит минимально 35 долларов! 17 - это только «за регистрацию»!
 - Т.е. Вы нам предлагаете заплатить 17-ть долларов только «в виде взятки», а потом еще отправляться решать проблемы с ночлегом в другое место?!
 - Ну… как хотите. Я лишь хотела вам помочь с регистрацией, у вас же последний день сегодня…
 - Знаете… что-то нам уже не так нравится ваша прекрасная гостиница и столица Узбекистана вообще. Пожалуй, мы лучше свалим поскорее в Таджикистан. Так мы и штрафа избежим, и от проблемы с гостиницами себя избавим.

На автобусной остановке узнали, что маршрутки на Бекабад отправляются с некоего рынка, возле метро «Сабир Рахимов». Кстати, метро в Ташкенте прохладное и безлюдное, стоит всего 500 местных денег. 
 От метро мы до рынка мы планировали доехать на маршрутке, но нас почти насильно посадили в такси за 2000, предупреждая, что граница открыта не круглосуточно, а лишь до некоего вечернего часа, и мы можем сегодня и не успеть!
 Уже на рынке, выбирая маршрутку на Бекабад, мы уточнили, что в Бекабаде пускают лишь узбеков и таджиков, а иностранцы переходят в неком КПП «Айбек» не доезжая Бекабада.
 Тут одна маршрутка сломалась, вторая передумала ехать сейчас, а решила ждать, пока заполнятся все свободные места по 4000. Но с нами в Бекабад ехали еще один русский человек, который подсадил нас в такси по формуле «11 тыс. за двоих» до самого КПП. Так мы гарантированно успевали сегодня в Таджикистан и избавлялись от всех штрафов.

Внимание, едущих через Узбекистан транзитом! 
Новый международный переход «Айбек» находится на трассе «Ташкент-Бекобад» возле поселка Чанак. С трассы его видно слева, всего в 200 метрах. Здесь граница Таджикистана делает некий «выступ» как раз в сторону трассы.

На переходе никаких очередей, пограничники играют в игрушки на компьютере и непрерывно поют чай. Видимо, в ожидании бакшиша, они решили бросить свои места и уйти неизвестно куда… Подождав часок-другой, все же вернулись и выпустили нас из Узбекистана.

До Таджикистана нужно пройти 350 метров пешком, между двумя бетонными заборами. 
Штампик ставят в будочке, таможенники ничего не досматривали, узнав что мы «туристы-альпинисты», просто пожелали «счастливого пути».

За таджикским шлагбаумом скучали таксисты из Бустона. Всего за 6000 узбекских денег один из них провез нас 11 км до города, где нас радостно встречали уже другие таксисты.

Увидав мой «воровский» рюкзак, они заулыбались и сказали:

- А! Автостоп? Знаем-знаем…
- Что, уже проходили здесь наши?
- Да, конечно! добро пожаловать в Таджикистан!
- Спасибо, очень приятно.
 - Вот здесь, за поворотом, хорошее место для голосования. А пост ГАИ через километр. Там развилка на Худжанд. Возможно, еще до темноты что-нибудь поймаете…

Действительно, первая же машина довезла до поста, там мы взаимно поприветствовали милиционеров и встали на повороте в Худжанд. Рядом дети продавали дыню. Я дал Ане самую мелкую узбекскую денежку и предложил купить дыню на нее или получить в подарок.
 Но не успела она выяснить стоимость дыни, как рядом остановилась машина с женщинами, водитель выскочил из нее и купил для Ани дыню.
 На мою попытку отдать ему деньги, он заявил: «Дыни у меня в кишлаке намного вкуснее… и в Худжанд вам сегодня ехать не нужно, а вы поедете ко мне домой ночевать. Будете моими гостями!»
 С улыбкой вспоминая наши недавние желания поселиться в ташкентской гостинице, мы погрузились в машину и поехали… нет! Не домой к драйверу. Они ехали в гости к его брату. А мы были «в качестве подарка». 
Посидели на коврах, поужинали, пофотографировались, повспоминали кто-где в России поработать успел из мужчин… 
 - Ну а теперь поедем ко мне домой ночевать.
 - Дружище, мы вообще хотели ночевать в палатке у воды, чтобы помыться-покупаться…
- Это я обеспечу. Нет проблем!
 - У тебя дома есть душ?
 - Есть… но мне стыдно вам его предлагать… давайте я вас на канал отвезу искупаться.
- Ну, если тебе так удобнее… Вообще-то я пересек уже седьмую пустыню, и «душем из ведра» меня не напугаешь…
 - Нет. Канал глубокий и прохладный. Вы будете довольны.

Приехали в кишлак, высадили женщин, съездили на канал, где водитель посидел в машине, а мы искупались с мылом. А на обратном пути снова закупили арбузов и дынь. 
Дома нас ждал второй ужин, чай, отдельная комната для сна.

Так закончился день, который мы планировали закончить в ташкентской гостинице.

08 августа наш друг спросил «Куда вы сегодня хотите поехать? Я отвезу вас.»
Даже с моим автостопным опытом Судана и Иордании-Сирии, это было «уже слишком».  
Аня робко спросила про озеро Кайроккум, а я вспомнил, что пограничник советовал обратиться в худжандтское консульство РФ «по поводу регистрации».
Так мы, после завтрака, поехали в Худжанд. Там заглянули на набережную Сырдарьи, посмотрели на очередь у российского консульства и отправились на озеро.

Озеро оказалось неприспособленным для «вольной жизни» - по обоим берегам непрерывная полоса пансионатов, баз отдыха и гостиниц. Пришлось купаться на пляже санатория. Вода пресная, теплая и чистая. День был пасмурный, купались почему-то только мужчины, но в пляжных киосках продавались женские купальники.

Вернувшись Худжанд, наконец-то попрощались с нашим другом. На прощание он купил нам винограда и персиков (несмотря на наши протесты), и посадил в маршрутку до выезда на трассу. С трудом разместившись в советском «Рафике» с рюкзаками, персиками и виноградом, мы выяснили что ее водитель работал шесть лет в Калуге. Избавившись от всех пассажиров, на конечной остановке он предложил: а) попить чайку в чайхане б) получить в подарок от него дыню в) поехать к нему в гости (с ночлегом) г) Поехать на турбазу его друга, на берегу озера «на пару дней»

С трудом избавившись от худжандтского гостеприимства, мы все же съели виноград и вышли на трассу. Конечно, останавливалась первая же вмещающая нас машина. Быстро доехали до Шахристана, где застопили три перегонные машины в Душанбе.

Но мы уже знал, что дорога идет через красивые горы и мы хотели проехать перевалы днем, чтобы все увидеть и сфотографировать. Уже в сумерках мы покинули машину в зеленом горном ущелье, где позади чайханы протекала чистая горная река с зелеными полянами по берегам.

В чайхане жила семья с тремя девочками. Старшая знала по-русски лишь несколько слов. Но они тусовались вокруг нашей палатки до поздней ночи, все разглядывали, трогали, но ничего не выпрашивали. Очень умные и правильные дети.

Утром 07-го августа мы обнаружили, что машины в Душанбе едут все забитые. Даже в багажниках джипов сидели платные пассажиры. Нам сигналили водители КАМАЗов, но они забирались на перевал почти три часа, а потом вниз еще дольше…

Наконец, застопился УАЗик-буханка, до кишлака Айни. Мы обогнали все КАМАЗы, по грунтовым серпантинам забрались на высочайший перевал со снежниками на склонах. Дорогу не ремонтируют потому, что внизу китайцы уже достраивают новый тоннель, и в след году дорога в Душанбе сократиться на 40 весьма опасных и неприятных километров.

В Айни мы очень мило пообщались с милиционерами на посту, покушали яблок и отдохнули на травке. Хотелось быструю легковую машину на след перевал, и мы дождались ее через пол часа.

Водитель ее, правильно оценив идею нашего наземного путешествия от Москвы до Душанбе, привез нас прямо в центр столицы Таджикистана.
По пути мы проехали через уже «готовый» тоннель пяти километров длиной. Внутри было темно, дымно от выхлопа КАМАЗов, сыро от воды, на полу ямы и дыры… в общем, довольно стремный тоннель.

И вот, мы позвонили А.Кротову и заселились в «Дом АВП» в Душанбе. Это типичный таджикский дом с внутренним двориком, множеством комнат, электроплиткой на кухне и «душевой» из ведра.

Но народ трезвый и позитивный. Все продавцы на ближайшем базаре уже знают, что у них поселилась тусовка русских, рюкзачных и трезвых. 
Мы регулярно покупаем горячие лепешки по 5 рублей и арбузы по 15-20-25 рублей. И вообще люди вокруг очень приличные и приветливые, никто не обманывает и не общитывают. Многие работали в городах России. Мы со всеми здороваемся, отвечаем на вопросы, рассказываем о своих путешествиях и планах.

Сейчас у меня в планах сделать «регистрацию», отдохнуть-отстираться, и дней через пять поехать в горы. До конца августа хотим еще выехать в Самарканд-Бухару, найти вписку в Ташкенте и пару дней погулять по его окрестностям.

Фото буду выкладывать отдельными постами, порциями по странам.

Ждем всех хороших и трезвых людей в гости в Душанбе. Наши телефоны есть в ЖЖ А.Кротова и в сообществе ВКонтакте.

До встречи на пыльных дорогах Азии!

=====================================================
уточнение по поводу 3-х суточной регистрации в Узбекистане:

12. Освобождаются от временной прописки: (Абзац в редакции Постановления КМ РУз от 16.04.1999 г. N 178)
.................................

д) иностранные туристы, совершающие поездки, если срок их пребывания в каждом конкретном населенном пункте республики не превышает 3-х суток

===============================

а нас разводили как лохов, выходит?!

Таджикистан, путешествия, Узбекистан, Средняя Азия 2010, автостоп, Казахстан

Previous post Next post
Up