Первые дни на Камчатке. Сентябрь 2009. Текст и фото.

Mar 06, 2010 20:20

Впервые Камчатку я увидел в 10 утра 15 сентября 2009-го года, из иллюминатора самолета, заходящего на посадку в аэропорт Елизово.



Сначала в разрывах облаков показались горы с белыми верхушками, потом блеснула гладь воды, трубы котельной… самолет сделал вираж, наклонившись моим бортом к Авачинской бухте,

и позволил мне сфотографировать Петропавловск настолько четко,



что потом многие объекты на экране нетбука оказались более подробными, чем в самом дорогом атласе города. Советские люди помнят, что раньше в самолетах нельзя было даже доставать фотокамеру… сейчас же половина пассажиров уткнуло в иллюминаторы свою технику: фотокамеры, видеокамеры, телефоны, смартфоны… В эпоху Гугл.мапс попытки прятать что-либо видное с самолета выглядят смешными…



Самолет заходил на посадку вдоль «домашних» Петропавловских вулканов, постепенно снижаясь сначала до уровня ледников, потом (уже над ВПП) мимо одетых в золотой наряд камчатских берез… Вулканы буквально парили над желтым лесом, маня своими белыми вершинами и серым дымком из кратеров.





Автобус довез нас от трапа до ворот с надписью «добро пожаловать», и оставил у запертых ворот прямо на улице.



Самые нетерпеливые уже начали фотографироваться на фоне вулканов. Наконец, начальники «дали добро», замок открыли и мы вошли прямо на привокзальную площадь, минуя здание вокзала. Здесь же, у ворот, обнаружились запертые двери с надписью «выдача багажа». Ждать багаж пришлось около часа. За это время мы разглядели на заборе рекламный плакат «Wi-Fi в здании аэровокзала!» и сходили в здание. Доступ оказался запаролен (загружалась страничка, предлагающая ввести пароль-логин), но как оплатить и подключиться, не знала даже тетка в «справочной».

- А где ближайший интернет? - Спросил я ее

- В Елизово, конечно! Ближе нигде нет.

Видимо, по аналогии с вай-фаем, туалет в аэропорту оказался тоже платный. Удивительно! Это первый платный туалет в аэропорту в моей практике. Указатели гласили, что «бесплатный туалет - на привокзальной площади». Туалет оказался типа «сортир», где унитазы были наполнены до краев, а в углу стояли несколько деревянных дубин (отбиваться от медведей?!) и метла из веток кедрача. Общее впечатление от этого туалета может быть пострашнее, чем от многих других бесплатных привокзальных сортиров.



Темаhitch_hiker и Стася staffi  уже имели телефон вписки из "ХоспиталитиКлаба", у меня же были лишь телефоны (пяти-восьмилетней давности) нескольких альпинистов и адрес «турклуба им. Г.Травина». Кроме меня, «бомжей» оказалось еще три человека: Надя из Иркутскаsordina38rus , Дима из Дмитроваconsigliere77 , Лена из Красноярска.



Загрузившись в автобус до города, мы попросили водителя высадить нас возле улицы Бохняка, решив, что если уж не впишемся в турклуб (как многие мои друзья альпинисты и автостопщики), то, по крайне мере, сможем оставить там рюкзаки на время поиска нормальной вписки. Тем более что меня предупреждали об отсутствии в подвальном помещении турклуба душа. А без возможности помыться, возвращаться с вулкана будет очень грустно...



Водитель, выгружая наши рюкзаки из багажника, собрал по 60 рублей (30 за проезд и 30 за рюкзак), и показал ул. Бохняка, которая состояла из обшарпанных пятиэтажек. Между ними, на веревках, сушилось разноцветное белье.





Турклуб был закрыт без всяких «часов работы» или «контактной информации». Но нас выручил местный житель, гуляющий с коляской: «Вон видите, стоит вахтовка? А должно быть их две! Значит одна уехала и в турклубе никого не появится, пока вторая не вернется!»



Оставив женщин с рюкзаками во дворе, сходил в ближайший ВУЗ и там, в библиотеке, купил 30 минут интернета за 25 рублей. «ВКонтакте» у своих друзей нашел их друзей на Камчатке и написал им. Кроме того, у меня был телефон Дмитрия Ушковскогоnol21 (с которым мы познакомились еще в июне, через интернет), и разрешение заночевать одну ночь от его родителей. Но не мог же я бросить троих «бомжей с рюкзаками» у дверей турклуба?!



СМСка с московского "Билайна" здесь стоила 26 рублей. К счастью, через проспект находился офис одного из сотовых операторов, где местную СИМку мне дали бесплатно, а 100 рублей, положенные на счет, уже через минуту можно начинать тратить.

Еще через 10 минут у меня был телефон Алексея, который согласился вписать нас «всех неглядя» и назначил стрелку на автостанции «10 км».

Уходя, написал записку на дверь турклуба: «Добрый день. Григорий Лапшин из Дубны. Передаю Вам привет от Максима Штыба (С-Пб) и Татьяны Яшниковой (Москва). Прилетел 15.09.09, никого не застал. Привез Вам 34 гб генштабовских топографических карт и 40 гб бардов в формате МР3. Позвоните мне по номеру +7962…….. или напишите на Gril (а) mail.ru Спасибо!»

Если турклуб реально действующий, то наверняка позвонит кто-нибудь или напишет.

За 12 рублей вернулись на автобусе 4км. обратно в сторону Елизово, где на автостанции нас подобрал Алексей Петров и отвел в свою квартиру. Она располагалась в еще более страшной пятиэтажке-общежитии. Заходя в подъезд я заметил Алексею: У меня друзья есть, в подмосковной Поваровке, так вот у них подъезд еще более страшный! Они будут здесь через неделю и очень обрадуются «родной обстановке»…



В квартире еще жили четыре «альпиниста» из Красноярска, которые, скорее всего, были геологами - всю ночь пили спирт из пластиковых фляг и орали непристойные песни. Из полезных свойств квартиры стоит отметить Wi-Fi интернет и горячу воду в ванной. К счастью, пьянство и песни (как выяснилось) порождали не сами красноярцы, а некий местный камчатский бард, пришедший в гости. (Кстати, даже "Пиратскую лирическую" песню Булата Окуджавы он смог исполнить настолько «непристойно», что даже я удивился такому таланту!)
 В следующие ночи такого безобразия не повторялось и все спали хорошо.



Вечером я съездил к Дм. Ушковскому и договорился уже назавтра сходить на Авачинский вулкан. Наслышавшись о «капризной» камчатской погоде, не хотели упускать ни одного погожего дня. Пока вулканы открыты «во всей красе» - надо идти на самый легкий, чтобы потом, если погода испортится, было не так обидно.



Как я уже отметил, двое наших - Тема и Стася,  поселились на другой квартире, поэтому с ними назначили стрелку на автостанции возле КП, на 10 утра. Весь город вытянут вдоль бухты и имеет ориентацию «покилометровую» от «Контрольного Пункта». Раньше город был «закрытый» и здесь проверяли пропуска. Потом город стал строиться вдоль дороги в Елизово, которая превратилась в «проспект столетия», а вместо станций метро в Москве люди оперируют километрами, обозначая в разговоре: «Я живу на 4-ом, а жена работает на 7-ом…» и т.п.



16-го сентября утром доехали городским автобусом до КП. Хотя Дмитрий нарисовал мне схему, как пройти к месту стрелки, я забыл ее на квартире. Так что, немного заплутали за стадион, но в 10 встретились на автостанции. Прямо на рюкзаке набросал меню на полтора дня и выдал женщинам список продуктов, которые нужно купить на рынке рядом. Сам пошел на АЗС за бензином для примуса. К сожалению, даже по 35 рублей за литр продавать меньше 3-хлитров мне отказались, пришлось дождаться машины и предложить 20 рублей водителю за то, чтобы он мне «прыснул» в емкость для примуса 0,6 литра.



На БЗ некоторые граждане пугали меня дороговизной еды на Камчатке. Тот же Назаренкоvaddimговорил: «Там банка тушенки 150 рублей стоит! Надо будет взять тушенки из Хабаровска, если вес позволит…» На рынке обнаружил, что тушенка из Орска, которую я, по совету Вадима, купил в Хабаровске (на оптовом рынке) по 43 рубля, на КП продавалась по 55 рублей. Вот так-то!

В 10-30 подошел Дмитрий Ушковский и мы все вместе погрузились в корейский раздолбанный автобус за 15 рублей до Радыгина.



Вышли на ост. «27 км», где прошли еще 100 метров на запад и свернули на лесные дороги. Сразу же нашли помет медведя и через 300 метров еще. Наш проводник (провожающий нас до стоянки, а дальше идущий в одиночку собирать кедровые шишки стланика), со знанием дела ковырял палкой в медвежьих какашках и объяснял, что он (в смысле - медведь, а не проводник!) ел в последние дни. Ожидая появления самого медведя в любой момент, мы решили идти большой толпой и громко разговаривать (конечно, о медведях!), чтобы в зарослях камчатской березы нас было слышно как можно дальше. Забегая вперед, сообщаю, что из 35-ти человек суммарно за два месяца облазивших половину Камчатки, так никто и не видел медведя даже издали. Но в первом походе мы такой статистики еще не знали, а СМИ всех пугали десятками «нападений медведей» ежегодно…



Вскоре лес стал редеть, и начались шлаковые поля, украшенные «вулканическими бомбами», некоторые из которых были величиной с автомобиль. Фотографировались на черном шлаке на фоне белых вулканов. Смотрели на кедровые шишки, вулканические камни, и медвежьи следы.



Поднявшись на вытянутый холм (их называют увал), Дима попрощался с нами, отдал две телескопические палки (спасибо, очень пригодились!) и пошел собирать кедровые орехи. Мы дошли до ручья и приготовили обед недалеко от развилки Лавовой пади и ручья Сухая Речка на высоте 450 метров. Решили лагерь пока не ставить, а рюкзаки затащили повыше на деревья, ибо взрослые камчатские медведи на деревья не лазят.





В 16 часов вышли на тренировочно-акклиматизационный маршрут. Много фотографировались на фоне пейзажей и вулканов в облаках. Женщины быстро отстали, но в лавовой пади деревьев уже не было, и медведи были не так страшны.





На закате поднялись чуть выше до ледников и снежников.

В одном месте в леднике обнаружились ледяные пещеры. Сверху лед был прикрыт шлаком и пеплом, а изнутри его растопила талая вода. В пещерах можно было стоять, если выбрать место где не капает вода на голову.







В последних лучах нацарапали на снегу «АВП» и вернулись обратно в лагерь уже  в сумерках.







Сняли с деревьев рюкзаки и продукты, приготовили на костре ужин, поставили лагерь.

Вокруг лагеря «пометили территорию» мочой и потными носками, на ночь продукты снова повесили на деревья, а у входа в палатку положили миски и камни. По рассказам, «неприкормленного» медведя можно отпугнуть резкими запахами или звуками. А вот от «прикормленного туристами», который сознательно лезет в палатки за мясом и сгущенкой, может помочь только оружие или пиротехника типа «фальшфеер».

Мы утешили себя тем, что вокруг все кусты увешаны теми самыми ягодами, семечки от которых мы рассматривали в медвежьих какашках. А значит, медведи должны быть сытые и воспитанные, и в наши палатки ночью не полезут.



===============

ПРОДОЛЖЕНИЕ:  Прогулка на Авачинский вулкан
 

путешествия, полезное, Камчатка

Previous post Next post
Up