Количество и качество еды, предоставленной морякам в 1588 году, долгое время было источником позора правительства Англии.
Что, собственно говоря, произошло?
Поскольку формирование Армады не было для англичан секретом, еще в конце 1587 года провизор флота Баше (Baeshe) отписал королеве, что нужно создать запас провианта на 28 дней на 10 тыс человек, однако это пожелание было проигнорировано.
В июле 1588 года Баше повторил свое предложение, и ему даже пришли деньги.... 584 фунта, на которых на 10 тыс человек запас создать было бы проблематично.
На матроса в день выделялось 6 пенни, соответственно на 10 тыс матросов надо было 60 тыс пенни или 250 фунтов. Проблема была в том, что с началом войны цены подскочили в 7-10 раз, и на 6 пенни прокормить уже было никого невозможно.
Баше писал, что нужно минимум 1200-1500 фунтов, но его никто не слушал - мол, выкручивайся, как можешь.
Наконец в августе 1588 года, когда Армада покинула берега Испании и направилась к Англии, даже те скупые запасы, какие были у флота, Елизавета реквизировала в Тилбери, в пользу армии.
В результате флот, стратегически выигравший у испанцев, по приходу в родные гавани, потерял 90 процентов состава от голода и болезней.
Как ни странно, в голоде обвинили... Баше, который в результате умер в нищете после сорока лет честной службы, и Хокинса, который постоянно изо всех сил пытался очиститься от всех подозрений, а они все время висели над ним дамокловым мечом.
Благосклонность же и щедрость Елизаветы предназначались только для придворных типа Эссекса или Дадли, более покладистых и манерных, чем офицеры флота.
(с) george-rooke
Из комментариев:
"Дрейку удалось, урезав порции, сэкономить некоторое количество продуктов для молниеносного рейда к испанским берегам. Главный интендант сэр Даррелл «ездил по деревням, скупая всякую всячину, словно слуга из господского дома, а не офицер флота ее величества».С голодными экипажами и почти пустыми провиантскими трюмами, наполнив бочки прокисшим пивом, Дрейк устремился к Ла-Корунье. У него было времени ровно столько, чтобы дойти, нанести удар и вернуться, прежде чем матросы умрут с голоду.Корабли вышли 17 июля. 19-го передовые суда скрыто приблизились к испанскому берегу. Но тут ветер переменился на юго-западный. Ждать попутного ветра нечего было и помыслить: призрак голода витал над мачтами. Кроме того, испанцы могли обойти англичан с моря.Дрейк в ярости приказал бить отбой и вернулся в Плимут 22 июля. В тот же день Армада покинула Ла-Корунью." (С Стеньюи)