История генералитета не имеет начала и конца, это бассейн, в который постоянно вливаются новые люди и уходят старые. Но можно выделить одну точку, с которой мы начнём рассказ. Это мирный рождественский день 25 декабря 1755 года. В этот день императрица подписала более шестидесяти патентов на произведение или продвижение в генеральских чинах. Такого вала/всплеска не было в истории. Тому было несколько причин. Во-первых, ежегодными рекрутскими наборами армию смогли полностью укомплектовать личным составом и даже образовался некий задел, позволивший объявить 1755 год свободным от набора. Параллельно работала воинская комиссия «для рассуждения по делам, касающимся Военной коллегии, а также о всех нерегулярных войсках». Было решено образовать д е с я т ь новых пехотных полков, а необученных рекрутов сперва пропускать через третьи батальоны. Тогда же в уме П.И.Шувалова начала формироваться мысль об организации под своим началом особого корпуса. Соответственно потребовалось увеличить количество генералитета, да в преддверии ожидавшейся войны создать оных определённый запас. Генерал не является каким-то творческим человеком, который должен вырасти сам, пробиться, раскрыться... - это просто менеджер. Если корпорация расширяется, то набирают и новых менеджеров высокого класса.
Россия XVIII века не была бы собой, если всё там обстояло просто и логично. Производства и передвижения 1755 года можно разделить по категориям, люди двинулись вверх разными колоннами, в каждой существовала своя логика и свои правила.
● Простые производства. Шаг по шахматной доске вверх, продолжение армейской службы, только в новом звании. Тут объяснять ничего и не приходится. Шаг может быть на одну клетку или на две. Последнее представляет собой особенность рождественского производства 1755 года, когда решено было не плодить бригадиров, а налечь на создание крупной прослойки генерал-майоров, благо функционал у них практически одинаков, командование двухполковыми бригадами.
● Диагональные. Человек получает производство в очередной чин, но одновременно и получает предписание заниматься нестроевой службой. Как правило это посты губернаторов и обер-комендантов различных более-менее приграничных городов. Диагональные производства - это удел пожилых людей, которые ещё могут послужить, но в поле выходить не в состоянии. Например, 56-летний Владимир Долгоруков стал генерал-лейтенантом, но служил губернатором в Ревеле и Риге, Мещерский Фёдор обер-комендантом в столице, а фон Теттау отправился комендантом в Архангельск. Были и синекурные диагонали, так, барон Вертерн стал «надзирателем над госпиталями в Петербурге», хотя там всю реальную работу делали люди из Медицинской канцелярии. Эти люди числились в армии, но переставали рассматриваться как кадры для действующей армии, если только вдруг на курируемый город не случится вражеское нападение.
● Подарочные. Орденов тогда в Российской империи было мало, земли с крестьянами раздавать не фаворитам, а просто людям, чьей службой просто довольны, не было в привычке, практика единоразового премирования офицера считалась несколько недостойной для его чести, поэтому люди получали генеральский чин, что автоматически вело к увеличению их статуса и дохода, но к армии это не приближало ни на йоту.
● Ход конём. Фигура сия ходит вперёд и вбок. Так и здесь: офицера производят в следующий чин, но затем переводят в соседний столбик Табеля о рангах на статскую службу.
● Рокировка. Перевод на статскую службу, но без повышения, просто в параллельный класс.
● Спасибо и до свиданья. Производство в следующий чин и сразу в отставку. Отставка была двух видов, как с сохранением половинного жалования (но без выдачи порционных-рационных денег), так и без всякого пенсиона.
● До свиданья. Это отставка без производства в следующий чин, аналогично с пенсионом или без оного. Ситуация с оставлением службы в елизаветинское время была наиболее тяжёлой для служивого сословия, так как были отменены узаконения прошлых лет, предусматривающие какие-то рубежи, после которых можно надеяться на отставление от дел по возрасту или выслуге лет. В рассматриваемый период всё зависело исключительно от воли императрицы. Чтобы уволиться по состоянию здоровья надо было пройти несколько серьёзных медицинских комиссий, рассеять массу взяток, но всё равно, рапорт с прилагающимся медицинским заключением ложился на стол Елизавете, а та частенько могла начертать резолюцию «предоставить отпуск на воды или в домы своя сроком на год». Так что отставка - это тоже производство, достижение, успех, перевод в вольные человеки. Такой движение поминалось в документах наравне, в одном списке с производствами в следующие чины тех, кто пока остаётся служить.
Теперь рассмотрим, что произошло на Рождество 1755 года в каждом из этих видов продвижений.
Производства простые по строевой части:
В генерал-порутчики и приравненные к ним чины - 13 человек.
В генерал-майоры и приравненные к ним чины - 11 человек из бригадиров и 23 из полковников.
В бригадиры и приравненные к ним чины - 18 человек.
Вызывают вопросы производства скачком из полковников минуя бригадирский ранг. Никто из этих людей такого отношения не заслужил и не мог заслужить, так как армия уже много лет не воевала, если не считать подавления волнений башкир. Но и расшвыриванием чинов, «монарших милостей» симпатичному человеку, против чего так восставал позже Павел Петрович, я бы это не назвал. Мне кажется, что дело тут в предчувствии будущей войны - а генералу хорошо бы немного обкататься в новом звании, отвыкнуть от полковничьих забот, связанных с ежедневным контролем над двумя тысячами дуриков и снабжении их всех потребным. Функционал бригадира и генерал-майора кардинально отличается от полковничьего, но схож между собой, поэтому, видимо, было принято решение лучших, отборных командиров полков не мариновать на бригадирских постах пару лет, а сразу приступить к обучению их вождению бригад и деташаментов. А то, что эта когорта была отборной сомнений нет. Из числа «блатных», но пока никому неизвестных полковников/новоиспечённых генералов 1755 года назовём некоторые имена и достижения:
● Пётр Румянцев (генерал-фельдмаршал, орден Св. Георгия I степени),
● Захар Чернышев (генерал-фельдмаршал, военный министр России),
● Александр Вильбоа (генерал-фельдцейхмейстер),
● Пётр Панин (генерал-аншеф, орден Св. Георгия I степени),
● Василий Долгоруков-Крымский (генерал-аншеф, орден Св. Георгия I степени),
● Пётр Олиц (генерал-аншеф, орден Св.Георгия II степени),
● Михаил Волконский (генерал-аншеф).
(с) mos-art.
продолжение в Х выпуске альманаха Кружева и Сталь
От себя: Ура!!!