От Данаи до Рыжей Сони

Oct 16, 2022 22:18


«Нагота женщины - дело рук божьих» У.Блейк

С самого момента зарождения искусства, творцов привлекала нагота как воплощение идеальной формы и естественное, изначальное состояние человека. Музеи мира полны произведений воспевающих красоту обнаженного тела. Кроме того эти шедевры дают нам представление об идеалах красоты и открывают внутренний мир авторов. Вспомните хотя бы греческий культ
естественности и гармоничности, с его точным изображением телесного совершенства человека, вспомните роскошных, дам с богатыми формами кисти Тициана и Рубенса или румяных пышногрудых Кустодиевских женщин. Все эти произведения показывают нам что, тело может быть таким же выразительным, как и лицо. Обнаженный человек предстает в своем самом
искреннем состоянии. Тело не скрытое одеждой, не зажатое в искусственные рамки представлений о морали и целомудрии, показывает человека таким, какой он есть на самом деле.

В ХХ веке изображение обнаженного тела в искусстве достигло своего пика. Вместе с зарождением и развитием жанра фэнтази возник спрос на яркие, живые и выразительные обложки.
Можно сказать, что сам жанр фэнтази-арта зародился благодаря книжным обложкам. А что может быть выразительнее человеческого тела? Так что традиции старых мастеров нашли новую нишу для применения. А кто может оценить и воспеть красоту Женщины лучше Мужчины? За несколько десятков лет появилось много художников, каждый со своим уникальным узнаваемым
стилем, которые развили и сделали знаменитым этот жанр.

И начнем мы с одного из основоположников фэнтази арта. Он из тех художников, к которым трудно относиться равнодушно. Среди его поклонников - консервативный Джорд Буш и продвинутый Роберт Родригес. Его картины вдохновляли Джорджа Лукаса при работе над «Звездными войнами». Его работы во многом определили лицо комиксов и фантастической живописи в Старом и Новом Свете. Это Френк Фразетта, художник-самоучка, король  книжных обложек, суперзвезда фэнтези-арт.


Фразетта любил изображать человеческое тело, обнажённую натуру мужчин и женщин. Стиль рисунков Фрэнка критики называли «старомодным и энергичным». Его широкобедрые женщины и крепко сбитые мужчины полны жизни. «Я никогда не задумывался над тем, насколько преувеличены формы людей на моих рисунках, до тех пор, пока не познакомился с ротоскопией. А ведь мне всегда казалось, что где-то наверняка должны существовать женщины, как две капли воды похожие на тех, что я придумываю».

При малейшей возможности он изображает героев обнаженными. Более поздние версии тех же картин отличаются убывающим количеством одежды на герое или героине - вплоть до нуля в окончательном варианте. Автор какой-то книги про очередную «королеву джунглей» долго интересовался у Фразетты - куда, черт возьми, подевалось леопардовое бикини его героини?

Одна из самых знаменитых картин (1965 год, обложка к «Конану») называется «Варвар».


Все просто: на груде смутно прорисованных тел, стоит, опираясь на меч... ну, варвар он и есть варвар. Весь излучает угрозу и грубую чувственную силу. У его ног томно вытянулась обнаженная женщина, лицо которой в тени - тело выразительнее лица. Похоже, она даже прикована цепью - и не очень против этого возражает. Она приз для победителя.

Вот это Фразетта умеет - переносить на полотно архетипы. Первообразы, вбитые в генетическую память. «Cat Girl» - все так же просто, как и в «Варваре». Девушка в окружении черных пантер. Такая банальность, что уже и не банальность, а традиция. Но тело девушки буквально светится в сумраке. Как и всегда - Фразетта рисует то же, что и другие, но так, как не умеет
больше никто.



Некоторые созданные им образы живут до сих пор даже после смерти своего создателя, это и знаменитый Death Dealer и, конечно же, Вампирелла. В том виде, в котором мы привыкли видеть эту охотницу на упырей, она была создана Френком в далеком 1969 году, для обложки одноименного комикса. С тех пор кто только не рисовал Вампиреллу, в том числе Эстебан Марото, Лусио Парилльо и Джо Джуско о которых мы поговорим позже. Но именно Вампирелла Фразетты до сих пор остается самой не банальной и не вульгарной. А ее широкоскулое лицо (прием типичный для Фразетты) делает образ запоминающимся и немного нечеловеческим.



У Фразетты было много последователей и подражателей. В число его «учеников» входит, наверное, самый известный перуанец в мире - Борис Вальехо. Именно у Фразетты он унаследовал удовольствие, с которым выписывает кистью изгибы человеческого тела. Героическое фэнтази для него - естественный художественный жанр, в котором можно в совершенстве передать человеческое телосложение - фактор, являющийся результатом прочного интереса к культуре тела. Изображения людей доминируют в рисунках Вальехо - мужчины с грудами мышц чувственные женщины, почти всегда скудно одетые. Любовь к подобному виду персонажам у Бориса Вальехо не случайна, он с юношеского возраста был помешан на собственном теле, посвящая многочисленные часы тренировкам в тренажерном зале. В результате, даже сейчас, в возрасте семидесяти лет, тело Бориса все равно напоминает героев его картин.



В свое время, его внимания удостоился и эротический аспект живописи, что нашло отражение в книге «Мираж», сопровождаемой поэмами его первой жены Дорис. Вальехо заканчивает введение к «Миражу» пояснением своего отношения к данной теме: «Когда я вижу красивую женщину на улице, я получаю удовольствие от ее созерцания. Думаю ли я о том, чтобы прикоснуться к ней? Мечтаю ли я заняться с ней любовью? Нисколько, хотя кое-что из этого может когда-нибудь найти воплощение в живописи. Однако, в настоящее время, я только наслаждаюсь тем, что вижу». Мастер своего дела, Борис использует эротические изображения, чтобы играть на тайных похотливых желаниях своей публики подобно виртуозу игры на скрипке. Но насколько хорошо он знает, к чему стремится в своих картинах, настолько он изобретателен. Иллюстрации Бориса Вальехо никогда не бывают схематичными, вялыми и безжизненными.



Герои картин этого художника всегда мужественны и суровы, независимо от пола, но большинство его работ пропитаны эротичностью и даже неким своеобразным романтизмом. Вероятно, одна из наиболее типичных фигур у Вальехо - этакий благородный дикарь, воплощающий невежество, почти нечеловеческую силу, однако с его особенностями и отражая кое-что, чего, возможно, не было в характере истинных, исторических варваров. Это "кое-что" - неподдельная простота и благородство. Женщины - подходящая компания для дикарей. Порою на картинах появляются хрупкие и кроткие рабыни, но героиня, конечно же, всегда одинакова: необычайно женственна, с изысканными благородными чертами. Этот тип всегда передается одинаковым, немного неестественным способом, позволяющим отражать тончайшие черты фигур. В тоже время тела героинь отражают не только изящность и женственность, но и являются отражением личных идеалов автора. Поэтому при всей пышности форм, дамы у Вальехо не рыхлые, с мягкими изгибами тел, а весьма спортивные и иногда могут похвастаться весьма развитой мускулатурой и все это при минимуме одежды. Идеал женщины - одновременно сильной и притягательной.



Хоть сюжет картин Бориса Вальехо может быть суров, на его персонажах никогда нельзя найти пятен крови или грязи, в общем, всего того, что бы отталкивало или неприятно шокировало зрителей. Этим, к слову, могут похвастаться немногие современные художники. К последним в какой-то мере можно отнести современника Вальехо испанского художника Луиса Ройо. Как и все мастера Ройо имеет очень узнаваемый стиль и уникальные приемы, взять хотя бы мягкий серебристый свет который словно тончайшим шелком обволакивает тела его героинь. И в то же время если рассматривать его творчество в перспективе, то он единственный из классиков, кто весьма кардинально изменил манеру письма.



Все творчество Ройо - это гимн Женщине, хрупкой и воинственной, властной и притягательной. Раннее творчество художника представляло собой пусть и не слишком оригинальную, но красивую яркую фантастику и фэнтази. Тем не менее, уже в этот период ведущее место в картинах занимала Она. Изящная и грациозная, в броне или без нее, вооруженная необычным клинком чувственная героиня выгодно отличалась от атлетичных и суховатых дам Вальехо. Ройо никогда не стремился к преувеличению, он не гиперболизировал подобно Фразетте пропорции тел, благодаря чему его девы более волшебны, невесомы и нежны.



На современном этапе Ройо большего всего привлекает сам человек, поэтому он сконцентрировался на изображении именно героев, сводя фон до возможного минимума. Вместо ярких красок раннего периода теперь все чаще появляется монохром или весьма приглушенные базовые тона. Работы стали более схематичными, словно созданными парой штрихов. Зато в этом минимализме появилось куда больше эротических мотивов. Ройо один из немногих классиков кто не стесняется достаточно подробно изображать происходящее в спальне. В то же время все предельно откровенные работы выходят отдельными сборниками известными как «Запретная книга» и не появляются в основных арт-буках.



В целом же основной мотив этих работ - контраст чистоты и порочности, а так же раскрытие в большей степени внутренней сексуальности, чем внешней, физической. Он может выражаться как в дуализме одного персонажа, к примеру, невинная на вид дева, исполненная чувственных желаний, так и проявляться в двух персонажах. В таких парах Она нежная, томная и грациозная, Он, как правило, брутальный антропоморфный демон. Это своего рода Инь и Ян, грубая и разрушительная мужская энергия сочетается с мягкой и податливой женской, образуя одновременно контраст и единство. Фактически, это апофеоз мотива Красавица и Чудовище.



Говоря о классиках нельзя обойти стороной человека, в середине 70-х создавшего самое известное бронебикини в мире, знаменитый костюм Рыжей Сони. Этот
человек - испанский художник Эстебан Марото.



Если рассматривать его творчество в целом, то нельзя не заметить, что на стиль его письма во многом повлияли комиксы, которые он во множестве рисовал. При всем при этом его манера рисунка не стала «мультяшной» как у многих американских художников, а всегда оставалась очень живой, достаточно реалистичной, чувственной и европейской по духу. Марото настоящий мастер формы, его женщины легендарно красивы и эротичны. И в тоже время нагота его героинь, не самоцель, сколько функция для передачи эмоций, в том числе эротического посыла и чувства освобожденности от условностей.



Раз мы заговорили о Рыжей Соне, то нельзя обойти стороной художника ответственного за сегодняшний образ этой дикой бестии. Это Лусио Парилльо. Созданная на основе канона Марото современная Соня на работах Парилльо все такая же воинственная и почти не одетая, но более живая и «телесная».



В тоже время автор, хоть и зажат узкие рамки жанра, заботится о внесении в образ большей глубины, стараясь придать более эмоциональное и разнообразное выражение лицу. Но это не мешает героине оставаться все также подчеркнуто сексуальной. Автор любуется ее телом и старается максимально эффектно показать ее из всех возможных ракурсов.



Но не только Соню рисует Парилльо. Много внимания он уделяет и другим мало одетым красавицам - Вампирелле и Дейе Торис.





Следующий в нашем списке Дориан Клевенгер. На его рисунках вы практически не найдете изображений мужчин, вместо них если и присутствует существо мужского пола, то это будет нечто совсем не человеческое. Но главной и, как правило, единственной героиней полотен выступает Женщина.



Она практически всегда представлена в архетипизированном виде, максимально приближенном к своей животной сущности. Ее характер дикий и необузданный, словно сама природа. Она живое воплощение инстинктов, что также находит свое отражение в некоторой зооморфности образов, но при этом фигура героини продолжает сохранять пышные влекущие формы.



В общем же его творчество это дьявольское очарование эротического искусства, воплощающее в себе средневековые фантазии, все еще запретные даже для современности.
Как видно из вышеприведенных рисунков первобытность и эпоха варварства весьма широко разрабатываемые темы в фэнтази арте. Эпоха, когда и ухаживание за женщиной, и брак сводились к удару дубиной по голове и оттаскиванию самки к себе в пещеру. Время брутальных мужчин, эпоха когда женщина находится в полной власти своего повелителя. Она либо жертва, ожидающая спасителя, либо трофей для победителя в споре двух пропитанных тестостероном воинов. Наиболее часто подобные мотивы мы можем встретить в работах Джо Джуско и Кена Келли.

Джуско


Келли


И если у Джуско этот мотив один из многих, то пара: Он мускулистый и с большой дубиной и Она эффектная и почти обнаженная - встречается в разных вариациях во многих работах Келли. Стоит отметить, что любовь к изображению обнаженного тела с несколько преувеличенными пропорциями Кен Келли перенял у своего учителя Френка Фразетты. Тем не менее, для Келли героиня в большей степени функция, чем полноценный персонаж. Она необходимый атрибут героя, подчеркивающий его самцовость, и тихонько сидит в углу пока Он, поигрывая мускулатурой, уничтожает врагов.



Закончить же обзор классиков фэнтази арта я хочу работами Стефана Фабиана. Он может и не столько известен как те, о ком было рассказано ранее, но ни сколько не уступает им в яркости образов. Его женщины, чаще всего, это томные соблазнительницы, с мимолетным интересом взирающие на спор мужчин. Их тела совершенны, а позы могут поспорить в грациозности с кошками.



Намеренная лаконичность работ Фабиана (использование черно-белой гаммы, минимум деталей, техника точечного рисунка, придающая фигурам большую воздушность) делают их еще выразительнее. Все внимание и автора, и зрителя сконцентрировано на центральном персонаже картины, на Героине. И пусть его работы не имеют ярко выраженного фэнтезийного антуража, они все равно переносят нас в сказочное зазеркалье, в мир сильных мужчин и прекрасных женщин, мир, пропитанный терпким ароматом восточных пряностей.



Если мы обратимся к истории живописи, то несложно заметить, что знаменитые мастера прошлых столетий не изображали своих современников обнаженными, вместо этого они показывали нам совершенство человеческого тела в картинах с мифологическими сюжетами. В какой-то мере такие работы как «Даная» или «Рождение Венеры» можно назвать родоначальницами современного нам фэнтази-арта. С тех пор изменилось многое. Изменились каноны красоты, изменилось само отношение к обнаженному телу и его изображению, но неизменным осталось желание авторов показать истинную природу и красоту человека.

(с) badb-catha.diary.ru

Интересно, Кино, Мифы и сказания, Психология, (Тяжело) Иллюстрированный обзор, Литература, Цитата, Картинная галерея

Previous post Next post
Up