Завязка этого, обычного на первый взгляд, ужастика «про оборотней» банальна. Группа британских солдат выбрасывается в горах Шотландии в тыл условного противника, но в безлюдной глуши сталкивается с Потусторонним. Противостоящие им по сценарию учений спецназовцы мертвы, при этом их снаряжение и вооружение было нетипичным для обычных армейских тренировок, а вскоре они и сами подвергаются нападению странных существ. Запершись в доме с единственным выжившим спецназовцем и местной жительницей, они принимают неравный бой...
Click to view
На самом деле фильм гораздо глубже обычных киноподелок категории Б. Сюжет хорошо проработан, внутренне логичен, правдоподобен, у героев убедительно прописаны характеры, просматриваются биографии, даже у тех, кто гибнет довольно быстро. Прекрасно показаны взаимоотношения солдат в подразделении, и людей в экстремальной ситуации вообще. Актеры смогли хорошо сыграть своих героев. Веришь, что это действительно солдаты регулярной армии (о том, кто они конкретно поговорим позже), контрактники, добровольно и осознанно пришедшие служить, хорошо подготовленные, мотивированные, готовые на взаимовыручку и бой до самого конца. Нет истерик и малодушия, а предательство и недоговорки приходят лишь снаружи, но не изнутри группы... Автор сценария и режиссер признавался, что первоначально на идею фильма его сподвиг бой при Роркс-Дрифте, а родственники служили в армии. Так что он пытался все сделать с уважением и без клюквы.
Фильм вышел на экраны в 2002г., а время событий четко определяется по дате знаменитого матча «Англия 5 - Германия 1» - 1 сентября 2001г.
Нагруженные рюкзаками и снаряжением солдаты выглядят убедительно.
Огрехи, конечно, есть, но лучше начнем не с них, а с достоверности и типичности. Если говорить про внешность и снаряжение солдат, то перед нами предстают типичные пехотинцы конца 1990-начала 2000х гг. Форма CS95 (погон на груди, "канадские" пуговицы на шнурке, характерный оттенок ДПМа), РПС PLCE в более позднем камуфлированном варианте, шлемы Мк6 в стандартном чехле, рюкзаки-"бергены" с «пенками».
Звания сержанта и капрала указаны на нагрудном погоне. Бронежилеты солдаты не одели, но в целом это тоже характерно для Британской армии, а шлемы сразу после высадки с вертолета сняли и привязали к поясу. Кстати зря - противоосколочники пулю, конечно, не держат, а вот в рукопашной с оборотнями как раз пригодились бы и «флаки», и каски.
Вооружены они также стандартными винтовками L85A1, со штыками, но без боевых патронов - об этом есть и отдельный диалог, и видно по насадкам для холостой стрельбы. Правда, тогда, в идеале, и магазины должны бы быть отмечены желтым цветом.
Штык L3А1 одевается полой рукояткой на ствол (для этого и щели, как у ДТК), может использоваться как кусачки. В фильме солдаты носят его на поясе и активно используют в рукопашных с оборотнями.
Штык L3А1 одевается полой рукояткой на ствол (для этого и щели, как у ДТК). В фильме солдаты носят его на поясе и активно используют в рукопашных с оборотнями.
Когда персонажи понимают, что игры закончились, они вооружаются оружием погибших САСоцев. Это, в основном, пистолеты-пулеметы Хеклер-Кох МП-5А2, большинство в спецназовском обвесе - с фонарями, сдвоенными магазинами, дополнительными прицелами, но есть и HK41, и дробовик.
Видно, что карманы полевых курток набиты, это хорошо и правильно.
У Купера есть командирский мягкий «планшет» для карт - он носит его за пазухой. У Уэллся тоже, но на поясе слева.
У Уэллса - тоже, но на поясе слева.
У капрала Брюса Кэмпбелла - рация Клэнсмэн 349.
Портативная УКВ ЧМ радиостанция Клэнсмэн 349, предназначенная для связи на уровне отделений и взводов, использовалась с середины 70х до 2000х гг.
В одной из сцен ее даже разбирают и видны "внутренности".
Если говорить об огрехах, то, конечно, странно однообразие оружия - одни штурмовые винтовки без пулеметов или снайперской винтовки.
Неправильно собраны разгрузки. Подсумки болтаются спереди и бьют при беге по ногам (в начале фильма это особенно часто и четко видно), при этом на ремне есть "пропуски". Так не делают - PLCE собирался максимально плотно и насыщенно на спине и боках, чтобы освободить переднюю часть, когда лежишь на земле всем телом. Пустого места не остается, наоборот, подсумки еще дополнительно стягиваются ремнями и шнурами между собой для большей плотности.
Но это еще не самое страшное. Боковые ремни уходят вперед и поддерживают сами себя.
Видно, что боковые ремни "не возвращаются назад",и вообще теряют смысл своего существования. Нижние ремни, похоже, не зафиксированы на кольцах, а просто "обмотаны" вокруг ремня. Ремень кстати сдвинут набок, это видно по нижней левой фото - кольца должны быть сзади.
Неудивительно, что подсумки болтаются, а РПС перекошены. Вызывают вопросы и расположение ножен и подсумков.
Здесь ремень от РПС надет тоже задом наперед. Нестандартный камуфлированный брючный ремешок.
Во второй половине фильма персонажи демонстрируют многослойность одежды. И заодно разнообразие. Бич всех режиссеров и художников по костюму, то что суть военной формы в однообразии, а надо как-то индивидуализировать актеров. В общем, после снятия курток, все оказываются разными: у сержанта - рубаха, остальные в теннисках и теплых «норвежских» рубахах.
Один даже натянул футболку поверх "норвежки". И это уже не первое "Холмс, но как? А, главное, зачем?!"
Справа внизу - стандартная фляга с пластиковой кружкой из комплекта "58" и PLCE.
В то время как все солдаты в фильме имеют металлическую кружку. Это удобнее (можно подогревать на открытом огне), и характерно для ВДВ и войск Спецназначения (официально введено в 1992г.. на практике появилось раньше).
ЛОЗы тоже в наличии - два круглых металлических диска. А вот на страшной находке в подвале оборотней - немецкий жетон времен ВМВ...
Прежде чем сказать о нашивке на рукаве, отметим следующие моменты. Шапочки, камуфлированные коммерческие шарфы-сетки, металлическая кружка на фляге. Это признаки аллинеса, наши персонажи уважают себя. Пора задуматься, кто они?
Небольшой отряд из 6 человек высаживают с вертолета в тылу "врага", даже по плану учений им изначально противостоит спецназ, да и в реальной схватке они хорошо показывают себя.
Кстати про вертолет - Агуста А-109.
Главный герой рядовой Купер… Вот честно, когда смотрел фильм впервые, был убежден, что он капрал и заместитель харизматичного сержанта Уэллса в исполнении Шона Пертви, и лишь перепроверяя имена актеров, обнаружил, что капрал там другой, а Купер лишь рядовой. Так вот, Купер в начале фильма почти прошёл отбор в спецотряд (жирный намек на САС), и заваливается лишь на самом последнем испытании, не связанном с физической подготовкой, знаниями, силой воли и т.п., и для зрителя, наоборот, становится более близким и человечным.
В своем отряде он также в авторитете, да и другие ребята неплохо подготовлены и сплочены. Думаю, все уже догадались, куда я клоню. Да, это, судя по всему, разведка - патрульный взвод, или СОР, или пехотный разведывательный взвод батальона. Кстати, в сцене с коровой слово «разведка» даже звучит, хотя и не в однозначно понятном контексте.
Используется термин Platoon, значит пехотинцы. Еще зацепка - Уэллс у костра рассказывает мистическую историю своего сослуживца, который погиб в "Буре в пустыне". Значит и сам Уэллс, и капрал (он одобрительно кивает «да, я знал его» во время рассказа) там участвовали, и скорее всего, в составе 7й бригады «Крысы пустыни", ибо завязка истории в набивке соответствующей татуировки. Это механизированная бригада, а перед нами явно пехотинцы - стало быть, это Стаффордширский полк.
Но, скорее, они не стаффордширцы, а приданные тогда полку Королевские зеленые куртки (знаменитые Стрелки и наследники славы стрелка Шарпа). Вот тогда все сходится - и их легкопехотный статус (пешком по горам и лесам, а не на технике), и, в тоже время, участие в 1991г в 7й бригаде. В вырезанной сцене один из солдат вспоминает, как его побили три гренадера. Впрочем, это все шутка и игры разума. На рукавах у них на самом деле вымышленная нашивка, которую режиссер придумал сам. Ее рисунок перекликается с содержанием фильма и позывным группы.
На нашивке - голова волка и кинжал.
Ее непросто заметить, поэтому в одном интервью режиссер специально обратил на это внимание. Отметим, что небольшие размеры и «животные мотивы» довольно характерны для реальных нашивок той эпохи, так что мы вновь имеем дело с «достоверной» вымышленной эмблемой.
(c) major-colville
P/S/ А еще этот фильм послужил одном из источников вдохновения для романа Надежды Поповой "Природа зверя" :)