Жизнь полна случайностей, похожа на разлившуюся от дождей реку --
бурна, полна тины, непереходима, бешена, шумна и скоропреходяща.
Сердце, следующее законам нравственности,-- неиссякаемый родник с
чистою, прозрачною, вкусною, здоровою, для всего годною, прекрасною,
полезною, не содержащею в себе ничего вредного водою.
Свобода -- благо, неволя -- зло. Но выбор любой из них зависит от нас.
То, где свободной воле нет места, не подходит ни под одно из названных
понятий. Но дух господствует над плотью и над всем, что принадлежит телу и
не имеет свободной воли. Человек со свободной волей не может быть назван
рабом.
Судьба -- мрачная тюрьма для тела и зло для души. Кто свободен телом и
несвободен душою, тот раб, и, в свою очередь, кто связан телесно, но
свободен духовно -- свободен.
От уз телесных природа освобождает смертью, как от бедности --
богатством, но от уз духовных одною добродетелью -- знанием, учением и
трудом.
Если хочешь жить спокойно и весело, старайся вести знакомство только с
хорошими людьми. Хорошими же будут они для тебя тогда, когда ты займешься
перевоспитанием тех из них, кто станет охотно слушать тебя, и разойдешься с
чуждающимся тебя,-- вместе с теми, кто отойдет от тебя, отойдут и пороки, и
рабство, как с теми, кто останется, останутся нравственные достоинства и
свобода.
Нет никого, кто, любя деньги, удовольствия и славу, любил бы и людей:
их любит лишь тот, кто любит добродетель.
Ты не хотел бы ехать на большом, красивом, украшенном позолотой корабле
-- и утонуть на нем. Так не желай же жить в большом, роскошном доме, где бы
ты был подавлен горем.
Если нас пригласят к обеду, мы едим то, чем нас потчуют, Когда кто-либо
попросит у хозяина подать ему рыбного или пирожное -- его назовут невежей. В
жизни между тем мы требуем от богов, чего они не могут нам дать, требуем
притом, получивши от них очень многое.
Смешны люди, гордящиеся тем, что не в нашей власти. Один говорит: "Я
лучше тебя: у меня много земли, а ты мрешь с голоду".-- "Я бывший консул",--
говорит другой. "Я прокуратор",-- слышишь от третьего. "У меня курчавые
волосы",-- говорит четвертый. Лошадь между тем не скажет лошади: "Я лучше
тебя, потому что у меня много корму, вдоволь овса; узда у меня с золотой
насечкой, попона -- цветная", а только: "Я лучше тебя, потому что быстрее".
Вообще, всякое животное лучше или хуже исключительно по своим достоинствам
или недостаткам. Неужели же только люди не ценят нравственных качеств? --
Неужели мы должны обращать внимание лишь на волосы, платье и
происхождение?..
Кто крепок телом, может терпеть и жару и холод. Так тот, кто здоров
душевно, в состоянии перенести и гнев, и горе, и радость и остальные
чувства.
Лучше спать, хотя бы согнувшись, на короткой кровати и быть здоровым,
нежели лежать на длинной кровати и быть больным. Так лучше нуждаться и быть
веселым, чем жить в роскоши и не знать, что такое чувство радости.
Не бедность наводит нас на грустные думы, но наши желания, и не
богатство рассеивает в нас чувство страха, а рассудок. Раз У тебя есть
рассудок, ты не станешь ни желать себе богатства, ни Роптать на свою
бедность.
Лошадь не хвалится, не гордится своею конюшней, сбруей или попоной,
птица -- пищей или гнездом; оба гордятся быстротою -- ног, как первая, или
крыльев, как вторая. В свою очередь, и тебе следует гордиться не своим
столом, не платьем,-- словом, внешними благами, но своим добрым сердцем и
благотворительностью.
Знай меру во всякой пище и питье и удовлетворяй лишь первому позыву к
пище. Позыв же к пище выражается в том удовольствии, с каким ты ешь. Тогда
ты не будешь принимать пищи насильно, станешь обходиться без тонких блюд и
пить с удовольствием любой напиток.
Званые обеды у тебя не должны быть роскошны и при этом скучны, но
веселы и просты, чтобы, с одной стороны, от угождения телу не страдала душа,
а с другой -- чтобы, потворствуя чувственным наслаждениям, не оставлять без
внимания тела и тем впоследствии не повредить ему: вследствие роскошной
жизни являются болезни.
Заботься не о пище телесной, но о пище духовной. Первая выходит вон в
виде испражнения -- о ней тут же перестают говорить,-- тогда как последняя
никогда не портится, даже по разлучении души с телом.
Находясь на обеде, помни: ты угощаешь двух гостей -- тело и душу. То,
что ты даешь телу, ты вскоре потеряешь, но что дашь душе -- останется твоим
навсегда.
Ссориться и спорить вообще невежливо, но в особенности неприлично -- в
разговорах за выпивкой. Ведь пьяному все равно не убедить трезвого, как
трезвому не уговорить пьяного, а там, где все убеждения напрасны, незачем
пускать в ход все свое красноречие.
У кузнечиков есть голос, у улиток его нет. Последние любят сырость,
первые -- тепло; последних заставляет вылезти из скорлупы роса, первые
просыпаются от жгучих лучей солнца, вместе с его восходом и начинают свои
песни. Так если и ты хочешь быть человеком приятно и дельно говорящим, не
показывай своей души на обедах, когда ее окропила винная "роса", или
загрязнишь ее. Когда же, в тихой беседе, ее согреет своими лучами разум,
тогда пусть раздастся ее голос, как голос пророка-- пусть она заговорит
голосом правды.
На того, с кем ты разговариваешь, смотри с трех точек зрения: считай
его или выше тебя по умственному развитию, или ниже, или равным тебе. Если
он умнее тебя -- слушай и слушайся его, глупее -- сам дай ему совет; если он
равен тебе по уму -- согласись с ним. Помня это, ты никогда не привыкнешь
спорить.
Лучше согласиться с истиной и отказаться от ложного мнения, чем,
согласившись с ложным мнением, быть побежденным правдой.
Отыскивая истину, не старайся победить во что бы то ни стало; раз
правда в твоих руках, победа обеспечена тебе.
Правда побеждает сама собою, мнение -- через других.
Лучше жить с одним человеком высокой души и быть спокойным и
независимым, нежели вести жалкую жизнь в обществе многих.
Как здоровый не захочет, чтобы ему прислуживали больные или видеть
больными своих домашних, так благородный человек не позволит себе прибегнуть
к услугам рабов или жить под одной кровлей с несвободными людьми.
Свободным же ты будешь тогда, когда отрешишься от своих страстей. Ведь
и Аристиду, Эпаминонду и Ликургу были даны громкие имена "справедливого" --
первому из них, "освободителя" -- второму и "бога" -- третьему,-- не за то,
что они были богаты и имели рабов, но за то, что, живя в бедности, они
даровали Греции свободу.
Если ты хочешь жить в крепко построенном доме, бери пример со спартанца
Ликурга. Как он не окружал своего города стенами, считая его защитой хорошую
жизнь его граждан, и сумел навсегда сохранить ему свободу, так и ты не
обноси своего дома большими стенами, не ставь на них высоких башен, нет
пусть живущие в нем будут сильны своею любовью, честностью и братским
союзом,-- и зло не проникнет в него, хотя бы на него сделал нападение весь
сонм греха.
Не украшай своего дома картинами или живописью -- пусть украшением ему
служит царящая в нем умеренность. Первое чуждо душе и лишь на время ласкает
взоры, тогда как последняя сжилась с ней, нетленна, вечное украшение дому.
Вместо стад быков старайся собирать у себя в доме толпы друзей.
Человек, лишенный вкуса, старается украсить свой дом работой из
слепящего глаза гипса на удивление другим, но человек с тонким вкусом и в то
же время одаренный любовью к людям украшает свою душу лаской и
общительностью.
Если, вместо того, чтобы удивляться великому, ты станешь удивляться
малому, ты заслужишь презрение, но, если презришь малое,-- будешь
пользоваться глубоким уважением.
Нет ничего отвратительнее скупости, любви к удовольствиям и
хвастливости, зато нет ничего благороднее великодушия, кротости, мягкосердия
и желания делать добро.
Вообще люди рады найти оправдание своим проступкам, тогда как философия учит не
протягивать, не подумавши, даже палец.
Чем реже удовольствия, тем они приятнее.
Самое приятное может сделаться самым неприятным, стоит только
преступить меру.
Агриппин [5] справедливо заслуживает похвалы за то, что, несмотря на
свои огромные заслуги, никогда не хвалил себя, мало того, даже краснел,
когда его начинали хвалить другие. Он имел обыкновение хвалить всякую
случившуюся с ним неприятность. Например, если он заболевал лихорадкой, он
хвалил лихорадку, бранили его -- хвалил брань, осуждали на ссылку --
благословлял изгнание. Однажды, когда он хотел завтракать, ему принесли от
имени Нерона приказ отправляться в ссылку. "Значит,-- сказал он,--
завтракать нам придется в Ариции..."
Как верные весы нельзя проверить ни по верным же весам, ни судить о
степени их верности по неверным весам, так и справедливого судью не могут
судить справедливые люди, а суду несправедливых он не подлежит.
Прямое не нуждается в выправлении; так справедливое не нуждается в
исправлении.
Ты будешь безукоризненным судьею, если на жизни самого тебя не будет
пятен.
Лучше переносить незаслуженные оскорбления от обвиненного за свой
справедливый приговор, нежели чувствовать справедливые укоры совести за свое
пристрастное решение.
Кто из нас не удивляется поступку спартанца Ликурга! Когда один из
молодых граждан выколол ему глаз, народ выдал виновного, чтобы Ликург мог
наказать его по своему усмотрению; но он отказался от этого. Он занялся его
воспитанием, сделал из него честного человека и явился с ним в театр. "Вы
выдали мне его как моего обидчика и злодея,-- сказал он изумленным
спартанцам,-- а я возвращаю его вам честным и добрым человеком..."
Главная цель природы -- укреплять, делать прочным в нас стремление к
прекрасному и полезному.
Только вполне пошляк и глупец может думать, будто другие станут
презирать его, если он не будет всячески вредить своим заклятым врагам.
Правда, мы относимся с презрением к человеку, который не в состоянии
принести другим вреда, но несравненно справедливее заслуживает этого тот,
кто не может принести посторонним пользы.
Если ты хочешь приступить к кому-либо с гневом и угрозами, не забудь
напомнить себе, что ты кроток и не поступишь жестоко: тебе не придется ни
раскаиваться, ни бояться ответственности.
Архимеда, в то время как он склонялся над табличками для письма, рабы
насильно уводили прочь, чтобы натереть ему тело маслом, но он продолжал
чертить математические фигуры на своем умащенном теле.
Когда Питтак спросил молчавшего за столом Солона, отчего он не говорит
-- оттого ли, что не находит предмета для разговора, или по глупости, он
получил ответ: "Ни один дурак не может молчать за столом".
Маяки в гаванях дают яркий огонь даже тогда, когда в них подбросят
немного хворосту, и приносят громадную пользу скитающимся по морю кораблям;
так добрый человек в трудное для государства время, довольствуясь лично
малым, может принести согражданам большую пользу.
Намерен ты украсить приношениями родной свой город -- принеси, прежде
всего, в дар ему самого себя -- свою кротость, любовь к справедливости и
доброе сердце, драгоценнейшие из даров.
Если ты выстроишь своему родному городу не высокие здания, а сделаешь
выше его граждан -- ты будешь его величайшим благодетелем: пусть лучше в
низких домах живут высокие сердца, нежели в высоких зданиях гнездятся
низкие, мелкие души.
Не украшай стен своего дома эвбейским или спартанским мрамором --
укрась сердца сограждан и их правителей плодами греческого просвещения: не
камни или дерево служат основанием государству, а ум его граждан.
Хочешь ты завести у себя львов -- тебе следует, конечно, заботиться не
о красоте их клеток, но о здоровье животных; так, если ты вздумаешь стать во
главе сограждан, заботься не столько о великолепии их домов, сколько о том,
чтобы живущие в них имели мужественную душу.
Как должен ты быть глух к глупым требованиям со стороны толпы чего-либо
из твоей собственности, так следует тебе отвечать отказом на требование от
тебя толпою чего-либо противного чести.
Чтобы взойти солнцу, нет нужды ни в молитвах, ни в заклинаниях, нет,
оно вдруг начинает посылать свои лучи на радость всем; так не жди и ты ни
рукоплесканий, ни шуму, ни похвал, чтобы делать добро,-- твори благодеяния
добровольно -- и будешь любим, как солнце.
Не на одном якоре стоит корабль, не на одной только надежде покоится
жизнь.
Молодой, умирая, ропщет на богов за то, что умирает в цвете лет; старик
-- за то, что томится, когда ему пора на покой. И все же, когда смерть
встанет с ним лицом к лицу, его охватывает жажда жизни, он посылает за
врачом и просит его употребить все силы, все искусство, чтобы поставить его
на ноги. Удивительные создания эти люди -- не хотят ни жить, ни умирать!
Жизнь короткую, но честную всегда предпочитай жизни долгой, но
позорной.
Чего не следует делать, того не делай даже в мыслях.
Есть люди, счастливо прожившие век в бедности, что очень Редко бывает с
богатыми и знатными. Честная бедность имеет в себе то преимущество, что ни
один порядочный человек не променяет своей бедности на нажитое кривым путем
богатство, если только сын Неокла, Фемистокл, в свое время первый богач в
Афинах, но бедный нравственными качествами, стоял ниже Аристида и Сократа.
Но и его богатство исчезло, и сам он забыт: вместе со смертью
безнравственного человека умирает всякое воспоминание о нем. Тогда как
честного имени не ожидает забвение.
В зяте можно найти сына; но у кого дурной зять, тот потерял и свою
дочь.
Прежде чем взяться за что-нибудь или сказать, внимательно подумай сам с
собою: того, что ты скажешь или сделаешь не воротишь.
Честному человеку жить везде безопасно.
Не делай различия между рассердившейся обезьяной и грозящим тебе
льстецом.
Слушайся тех, кто хочет дать тебе полезный совет, только не тех, кто не
может ни минуты обойтись без лести. Первые видят ясно, что полезно, вторые
обращают свое внимание исключительно на то, чтобы понравиться стоящим выше
себя по положению, и как тень следует за телом, так они соглашаются со всем,
что ни скажут другие.
Совет лучше порицания: первый -- мягок, полон дружеского участия,
второе -- жестоко и оскорбительно; один исправляет виновного, другое только
осыпает его упреками.
Когда морского разбойника буря выбросила с кораблем на берег, один
человек одел его, привел к себе в дом и дал ему все, в чем он нуждался. "В
его лице я оказал благодеяние не человеку, а человечеству",-- отвечал он на
упрек, сделанный ему за то, что он сделал добро злодею.
Нужно позволять себе не все удовольствия, но только те, в которых нет
ничего дурного.
Умный борется со страстью, глупец становится ее рабом.
Раб тот, кто не умеет владеть собою.
Пьян тот, кто выпил больше трех стаканов; если же он и трезв, он
все-таки перешел меру.
Каждый день думай лучше о Боге, нежели о пище. Чаще думай о Боге, чем
дыши.
Закон имеет целью заботиться о жизни людей, но он достигает ее тогда
только, когда они желают себе добра: на одних кротких людях показывает он
свою силу.
Лучшие законы -- самые справедливые. Похвально уступать закону, власти
и уму. Что противозаконно -- ничто.
Глупцов вылечивает от горя время, умных -- их ум.
Умен тот, кто не печалится о том, чего нет, а доволен настоящим.
Когда Эпиктета спросили, чем можно мстить своему врагу, отвечал:
"Стараться сделать ему как можно больше добра".
Если философ упадет под бременем, то он быстро и ловко встанет на ноги,
как борец в палестре.
Закон природы был, есть и будет один: явления в ней не могут
происходить иначе, чем происходят теперь. Переменам, переходам из одного
состояния в другое подвергаются не только люди и все остальные живые
существа на земле, но и боги. В переменах, переходах из одного состояния в
другое принимают участие даже четыре стихии: земля превращается в воду, вода
-- в воздух, последний в свою очередь делается эфиром. Превращение
совершается в одном порядке: нижнее становится верхним (Теория Гераклита).
Кто старается вникнуть в это и прийти к убеждению, что необходимо
подчиняться законам природы, тот проживет свой век в мире и тишине.
Кто не доволен настоящим своим положением, не доволен тем, что дала ему
судьба, тот не знает жизни, но кто мужественно выносит это, здраво смотрит
на вещи -- поистине умный человек.
Все служит миру и повинуется ему -- и суша, и море, и солнце, и
остальные звезды, и растения, и животные. Ему же служит и наше тело; от него
зависят наши болезни и здоровье. наша молодость, старость и все случающиеся
с нами перемены, Нужно поэтому, чтобы и то, что в нашей власти,-- наш разум,
не вел с ним одинокой борьбы: душа мира выше, совершеннее нашей. Управляя
вместе с остальным и нами, она заботится о наг лучше нас самих. К тому же
безумная борьба с нею не будет успешна и не принесет нам ничего, кроме слез
и страданий.
Укрепляй в себе чувство довольства своей судьбою: с этим оружием ты
непобедим.
Ничто так не дорого, как правда. Выбор друзей не свободен от увлечений,
благодаря чему омрачается, темнеет светлое имя правды.
Правда бессмертна и вечна. Она не дает постепенно блекнущей красоты, не
отнимает права говорить свободно, опираясь на нашу правоту, напротив, дает
нам то, что справедливо и законно, отделяя его от несправедливого и обличая
последнее.
Природа дала людям один язык и два уха, чтобы мы больше слушали других,
нежели говорили сами.
В природе нет ничего на самом деле приятного или неприятного -- все
дело привычки.
Избирай себе лучшую жизнь -- привычка сделает тебе ее приятною.
Старайся оставить после себя детей лучше образованных, нежели богатых:
надежды образованных завиднее богатых невежд.
Лучше завещать детям незапятнанное имя, нежели богатство.
В горе нужно призывать на помощь рассудок, как хорошего врача.
Воспитание, как и золото, дорого ценят везде.
Кто погружен в занятия философией, занимается познанием бытия Бога.
Из всех творений самое прекрасное -- получивший прекрасное воспитание
человек.
Избегай дружбы дурных людей и вражды хороших. В несчастии познается
друг и изобличается враг.
Присутствующим друзьям делай добро, отсутствующих -- поминай добрым
словом.
Кто никого не любит, пусть знает, что и он не пользуется ничьею
любовью.
Если хочешь жить, не зная печали, считай будущее прошедшим.
Будь чужд страстей , но не тем, что будешь бесчувствен как глупое
животное, или беспечен, как глупцы, нет, ищи утешения в горе, как человек,
следующий правилам добродетели,-- в своем разуме.
Глупец, испытавший, что значит счастье, делается, словно от вина, еще
глупее.
Помни, что такое человек, и будешь равнодушен ко всему происходящему.
Для благополучного плавания нужен хороший кормчий и попутный ветер;
чтобы быть счастливым -- ум и уменье.
Счастье, как осенние плоды, следует срывать вовремя.
Глуп тот, кто не доволен тем, что происходит по законам природы.
По воле Бога некоторые вещи -- в нашей власти, другие -- нет. Нам Он
дал лучшее, прекраснейшее, благодаря чему Он сам блажен,-- чувственное
познание. Если им пользоваться разумно, оно принесет нам свободу, счастье,
радость, твердость духа; оно же соединяет в себе понятие о справедливости,
законе и умеренности, вообще о всякой добродетели. Надо всем остальным Бог
не дал нам власти. Мы должны поэтому слушаться Бога и, зная, что кому
принадлежит, всеми силами стремиться к тому, что в нашей власти, то же, что
не зависит от нас, предоставлять на волю Провидения и, если от нас отнимут
наших детей, лишат родины или жизни,-- переносить все с веселым сердцем.
Когда один молодой хвастун говорил в театре, что он умен. потому что
беседовал со многими философами, Эпиктет заметил ему: "Вот и у меня много
знакомых богачей, а все же я не богач!"
Когда Ксантиппа упрекнула своего мужа Сократа за то, что он бедно
принимает своих друзей, он сказал: "Если они любят нас, они не обратят на
это внимания; если не расположены к нам, нам не следует заботиться о них".
Когда Эпиктета спросили: «Какой человек богат?» - он отвечал: «Довольный собой».