Я тут достаточно недобро пессимистично высказался на предмет одного занятного письма "средних и мелких" издателей.
К посту появился вот такой вот коммент:
//И рецепт спасения у забавных ребят элементарный, как и все гениальное - подайте неимущим 50% скидки на участие в выставке, и оне, неимущие, все наладят и всех вернут..//
Какбы ребята не предлагают рецепт спасения рынка, речь идет конкретно о ценах на выставке. Не вижу ничего плохого в том, чтобы цена на участие в ярмарке снизилась. Иначе придем к тому, что на ярмарке будут присутствовать три-четыре издательства и сотня пустых павильонов. Картина маслом "Рынок просел".
//Господа мелкие и средние Ыздатели, очнитесь. Вы о чем? Вас уже нет, вы просто этого никак не можете/не хотите понять.//
Ну, мелкие и средние еще пока существуют. И будет очень плохо если они исчезнут.
А что, собсно, могут предложить крупные издательства? Много ли новых авторов они открыли и продвинули за последние хотя бы лет 10? Прошедшая ярмарка была заполнена нафталином чуть более, чем полностью. Бабушки-детективщицы, замшелые тополи, веллеры, акунины, блогини-писательницы и прочая, и прочая...
По поводу мелких издательств хорошо сказала Ирина Прохорова, издатель, соучредитель Фонда Михаила Прохорова.
"- Мы недавно разговаривали с американским издателем Андре Шиффриным. Он описывал ситуацию книжного рынка в Америке начала 1990-х годов, когда крупные издатели стали пожирать маленькие издательства. И он показывает, как сразу просел весь книжный рынок, потому что крупные издательства боятся рисковать. Им нужна прибыль не менее 15%, а маленькие издательства могли работать в убыток, беря гранты, а если они окупались или давали процента два прибыли - это было отлично. И эти семейные издательства с прекрасной репутацией (некоторые из них существовали более 100 лет) стали втягиваться в мощные книгоиздательские концерны. Шиффрин показывает, как это приводит к стагнации. Нам говорят, что люди ничего не читают. Но это происходит потому, что новые имена перестают появляться! И вхолостую работает издательский механизм. Сегодня в России мы пришли к ситуации еще более драматической. Теперь не то что маленькие издательства поглощаются большими, теперь один крупный гигант съедает другого крупного гиганта!
В 1990-е современная российская литература стала подниматься, когда появилось большое количество издателей и писатели могли печататься в разных издательствах. А монополизация приведет к тому, что даже количество блокбастеров будет резко уменьшаться, потому что только двух-трех авторов будут пиарить любыми способами".
Отвечу здесь, букав много получается.
>>>Ну, мелкие и средние еще пока существуют. И будет очень плохо если они исчезнут.
Да, ничего хорошего в том, что исчезнут многие издательства нет. Но это объективный процесс. И даже если им, мелким, сделают вообще бесплатное участие в этой самой ММКВЯ и всех остальных подобных курултаях ничего не изменится.
Чистой воды экономика и ничего личного. Нет нужды объяснять, что издатель первым начинает тратить деньги и в итоге сегодня их просто не получает назад - я о прибыли не говорю, вложенное не отбивается. Как долго такой метод ведения бизнеса может просуществовать? И кому он нужен? Авторам, которые вынуждены буквально выдирать те крохи, которые по недоразумению принято называть гонораром? Или потребителям, которых кормят откровенной халтурой от легиона МТА, которые с маниакальной настойчивостью штурмуют издателей - на предмет быть напечатанными? Никому это не нужно.
Большинство начинающих писать книги считает, что издание книги это и есть Квинта и Эссенция процесса. Для них - вполне вероятно так и есть (опять-таки можно начинать писать аФФтогрАфы и вообще бронзоветь), а в издательском цикле - так, мелкий промежуточный итог. Итог для издателя наступает тогда, когда становится понятно какая часть мизерного по нынешним временам тиража распродана в деньги (что такое книжная торговля сегодня - отдельная грустная история), а какая легла на веки вечные мертвым грузом. Соответственно и цена книги на всех этапах рассчитывается так, чтобы за счет проданных экземпляров как-то ухитриться закрыть тираж полностью.
И тут вступает в действие механизм, который известен под названием "порочный круг". Практически все издательства и большие ребята и мелочь вовлечены в этот процесс. Хоть какую-то наличность дают новинки. Новинки нужны непрерывно, наличностью от "новинок" закрываются старые долги. Где их брать? Естественно за счет скорости и снижения качества текстов. Не могут 10-20-30 талантливых авторов прокормить новинками эти книгозаводы. В процесс втягиваются новички, может и не без способностей, но дилетанты. когда заканчиваются талантливые дилетанты, к процессу подключают откровенных графоманов. Тексты стремительно проседают, в самых тяжелых случаях до состояния "дрянь", обложки рисуют профессиональные бездари, спрос падает, спрос падает - теряется сбыт, теряется сбыт - растут долги... Кидаем новую порцию нетленки... и так по кругу... обычно издатели стараются не афишировать объемы своих неликвидов, но они значительные. Очень значительные. Мертвый груз и миилионы выброшенных в никуда денег.
В этой гонке кое-как выживают большие ребята - или книжные фабрики, у мелочи нет ни одного шанса. Но та же история с АСТ показывает, что и для больших ребят веревочка не может виться бесконечно.
Теперь о приведенной цитате Прохоровой. Сложно сравнивать ситуацию у нас и в США. И гранты как таковые у нас редкий зверь. Нет этих денег, в природе не существует. Какие-то дотации на поддержку "мелкого" бизнеса - это исчезающе малая величина, которую и в расчет брать не имеет смысла. Возможно госпожа Прохорова через свой фонд финансирует какие-то проекты, премия литературная у них есть. Но это опять частный случай, никак не влияющий на рынок в целом.
>>>В 1990-е современная российская литература стала подниматься, когда появилось большое количество издателей и писатели могли печататься в разных издательствах. А монополизация приведет к тому, что даже количество блокбастеров будет резко уменьшаться, потому что только двух-трех авторов будут пиарить любыми способами".
Эту мысль в разных вариациях я неоднократно слышал. Другое дело - насколько с ней можно соглашаться. С одной стороны - да, конечно произошел взрыв в издательско-полиграфическом мире, И на лотки буквально хлынул поток того, что никогда раньше не было в достаточном количестве - книг. Пожалуй издательское дело - единственные сектор народного хозяйства почившего СССР, где государственные издательские структуры были буквально сметены коммерсантами, при том без стрельбы и прочих нерыночных механизмов, свободная конкуренция, сэр плииз. Это был короткий период. С 1988 года (закон о кооперации) до середины 90-х. Как следствие, на издательском рынке появились огромные средства. Реально огромные. 100 000 экземпляров стартового тиража были нормой. При том тираж распродавался в живые деньги очень быстро. А о нормах рентабельности умолчу - ну не поверят и лжецом обзовут бессовестным.
А вот ЧТО печатать - это быстро стало проблемой из проблем. Коммерческие издатели, которые на голубом глазу и наплевав на все авторские права выгребли за первые 3-4 года всю западную литературу - детективы, фантастику, фэнтези, женские романы так или иначе были вынуждены начать платить нашим авторам и начать покупать права на издание за границей. Кого-то печатали под броскими западными именами, кто-то из ныне популярных авторов начал делать себе имя. Вот по сути очень коротко весь феномен "расцвета" русской литературы начала 90-х. Деньги, спрос и довольно узкий рынок авторов, способных качественно написать книгу в популярных жанрах. Хорошо это или плохо - трудно сказать - в ретроспективе, вроде как и хорошо, а последствия - категорически печальные.
Эту историю можно было бы расписать намного более подробно в цветах и красках, фактуры хватит и на сотню постов. Ситуации имели место быть феерические.
p.s. o "пользе" интернета в деле убиения книжного рынка и издателей писать не буду - не охота здесь холивар провоцировать.
Как-то так...