О проблемах качества в рыночных условиях

Aug 24, 2018 17:20


Существуют рынки, на которых покупатель не может до момента покупки (а то и долгое время после него) определить качество приобретаемых товаров и услуг.



принц Лимон уже не тот



Например, качество покупаемого сыра мы можем узнать только дома - попробовав его. А качество приобретаемых строительных материалов будет известно только по сроку службы возведенного строения. Еще одним, хрестоматийным, примером является рынок подержанных автомобилей.

Именно на рассмотрении авто подробно и разобрал ситуацию  Джордж Акерлоф, назвав ее «рынок лимонов» (или рынок с ассиметричной информацией). Экономист пришел к неутешительному выводу, что при оставлении такого рынка предоставленным самому себе, он неминуемо будет заполнен низкокачественными товарами. За что и получил Нобелевку в 2001 году.

Однако, проблема качества волнует не только теоретиков, но и практиков. И основными путями ее решения декларируются два диаметрально противоположных подхода.

С одной стороны есть его величество рынок, с невидимой, но всепокоряющей силой. И, дав ему побольше времени, мы якобы должны прийти к абсолютному равновесию и ситуации в которой все будут довольны (в рамках разумного, разумеется, рыночное равновесие тоже довольно хитрая штука).

Однако, с таким подходом не согласен не только нобелевский лауреат, но и чиновники (и примкнувшие к ним поклонники «сильной руки» и бюджетных ассигнований на нее), которые в кои то веки не могут сидеть и ждать, а желают действовать. Отсюда и рождается второй вариант решения проблемы - регулирование (лицензирование, сертификация и прочая). О его «обратной стороне» даже писать ничего не буду - каждый кто живет в России и так в курсе.

Вот и вырисовывается дилемма, явно неудовлетворявших меня вариантов. И это в наш-то, двадцать первый, век победившей институциональной экономики, ТРИЗа и брейнштормов. Я решил, что «хватит это терпеть» и обратился к друзьям в социальных сетях. В течении одного дня (и, думаю, не особо напрягаясь) умные люди смогли выдать целый ворох возможных решений:

  • Наказание. Можно наказывать за некачественный товар. А еще лучше наказывать только за негативные последствия от него. Это гораздо проще чем контролировать весь рынок.
  • Отзывы. Это способ гораздо быстрее (и, наверное, эффективнее) применить рыночные постулаты на практике, с использованием современных технологий.
  • Воспитание (или пропаганда) запроса на качество. Изменив спрос на рынке в сторону качественных товаров мы изменим и сам рынок.
  • А можно и просто переложить все проблемы с качеством на потребителя. Кому действительно надо тот и сам найдет способ проверить товар/услугу, если будет понимать что никто кроме него этого не сделает.

Разумеется, любое из предлагаемых решений имеет и недостатки. Да, и, вообще, честно говоря, «общего решения» здесь быть не может - рынки слишком разные, и строительство АЭС требует принципиально иных подходов чем розничная торговля с рук. И главное, наверно, не перепутать одно с другим при принятии решений.

разное

Previous post
Up